Найти в Дзене
Ural Cossacks

Запорожцы и их Ответ Турецкому Султану: Легенда о Непокоренных

Оглавление

В истории борьбы за независимость Запорожских казаков особое место занимает яркое и бунтарское послание, адресованное турецкому султану. Эта беспромиссная реакция, на которой стоит не только гордость, но и составная часть казачьей идентичности, написанная в стиле, отражающая всю сложность и многослойность их культуры.

В 17 веке Запорожская Сечь стала символом сопротивления внешнему режиму и пыткам, особенно со стороны такой державы, как Османская империя. Казачьи вожди не боялись открыто выражать презрение своим врагам, иногда прибегая к резкой и колоритной лексике. И хотя послание к султану было пронизано иронией и пренебрежением, за ним стояла серьезная политическая позиция и стремление к защите своей земли и веры.

С самого начала послание наполнено яркими эпитетами, такими как «шайтан турецкий» и «проклятый чорт», что приводит не только к ненависти казаков к их противнику, но и к постоянному настроению сопротивления. Прозвучавшее обращение к султану изобилует метафорами и околонаучными выражениями, подчеркивающими низость и абсурдность звена османского вождя.

От «вавилонского кухаря» до «армянской свиньи» — эти эпитеты не просто оскорбления, но и отображают уверенность казаков в их правах на свободу и независимость. Они полагают, что не боятся излучения, планируя отражение «землею и водою», что представляет собой солнечный союз между природой и волей.

Особое внимание стоит обратить на заключительные строки, отмечая, что «числа не известны, бо календаря не маем». Эта фраза символизирует самобытность и независимость запорожцев от внешних структур и систем, которые могут контролировать их. Казачество здесь представлено как край свободы, где традиции, культура и независимость установлены на переднем плане.

Это послание султану стало не только революционным достижением казачьего словесного искусства, но и символом сопротивления, продолжающего вдохновлять народы, борющиеся за свои права и независимость. Слова, полные насилие и презрения, стали манифестом свободы, в котором каждый казак знал, что его дух непобедим. Приглашая вернуться к этим историческим событиям, мы не только изучаем прошлое, но и поддерживаем вечную связь с идеями о свободе и независимости, которые актуальны и сегодня.

ПИСЬМО:

Источник: Костомаров Н.И., «Казаки. Исторические монографии и исследования»

Запорожцы — турецкому султану.

Ти, шайтан турецкий, проклятого чорта брат и товарищ и самого люциперя секретарь! Який ти в чорта лицарь, чорт с..е, а ти и твое вийско поживае. Не будешь ти годен синив христианских пид собою мати; твого вийска ми не боимося, землею и водою будем биться ми з тобою.

Вавилонский ти кухарь, македонський колесник, иерусалимский броварник, александрийский козолуп, великого и малого Египта свинарь, армянська свиня, татарьский сагайдак, каминецький кат, подольський злодиюка, самого гаспида внук и всего свита и пидсвита блазень, а нашего бога дурень, свиняча морда, кобиляча с...ка, ризницька собака, некрещений лоб, ...бы твою чорт парив!

Оттак тоби козаки видказали, плюгавче, не вгоден еси матери вирних християн. Числа не знаем, бо календаря не маем, мисяц у неби, а год у книжици, а день такий и у нас, як у вас, поцилуй за се в г...о нас! Кошовий отоман Захарченко со всим кошом запорозьким.

Есаул М.Казаков