Найти тему
Исторический шик

"Юродивая" Романова. Великая княгиня Александра Петровна, над которой посмеивались родные

Оглавление

Весь 1855 г. императорскую семью Романовых преследовали несчастья. В декабре 1854 г. Австрия заключила союз с Англией и Францией, что крайне негативно сказалось на ходе Крымской войны для России. В феврале, расстроенный неудачами, скончался император Николай I, а к осени пал Севастополь. Российская армия потерпела поражение.

Радостное событие

Члены фамилии, включая нового императора Александра II, находились в подавленном состоянии. И вдруг на фоне этой черной полосы случилось радостное событие, ставшее для Романовых первым «лучиком света», дающим надежду. 13 ноября 1855 г. сын Николая I, младший брат Александра II Николай Николаевич сделал предложение скромной, чистой и очаровательной 17-летней Александре Фредерике Вильгельмине, дочери принца Петра Ольденбургского.

Александра Петровна в детстве
Александра Петровна в детстве

В молодые годы Николай Николаевич совершил массу поступков, разочаровывавших семью. Вместо того, чтобы учиться и совершенствоваться, как это и полагалось великому князю Романову, юноша проводил все свое время в кругу фрейлин матушки, которые, по словам некоторых современников, «не блистали особым умом». Узнав о сватовстве Николая к Александре Фредерике, Романовы были несказанно рады.

Члены фамилии полагали, что добрая, чистая и набожная принцесса хорошо повлияет на великого князя, и он наконец-то «возьмется за ум».

Николай Николаевич
Николай Николаевич

Принцесса Александра

Сама Александра Фредерика, несмотря на то, что была лютеранкой и носила немецкое имя, родилась и выросла не за границей, как это можно было бы подумать, а в России. Дедушка принцессы, принц Ольденбургский приехал в Россию еще во времена Павла I. Оставшись здесь на службе, он хорошо зарекомендовал себя, а затем и женился на одной из дочерей императора – великой княгине Екатерине Павловне. Одним из сыновей четы и стал Петр Ольденбургский, отец Александры Фредерики.

Принцесса Александра
Принцесса Александра

Со своим будущим супругом – Николаем Николаевичем, принцесса познакомилась еще в юности. Ольденбургские всегда были вхожи в императорский круг и часто навещали царскую семью. Впервые подросшая Александра Фредерика была приглашена на царский обед в узком кругу еще в 1853 году, когда ей было всего 15 лет. Тогда-то она в первый раз и увидела своего будущего супруга - одного из младших сыновей императора, Николая.

Посватался Николай Николаевич к Александре через два года после их первой встречи. На предложение князя руки и сердца принцесса ответила «да». Был рад сватовству Николая к его дочери и Петр Ольденбургский. Ольденбургские давно мечтали упрочить связи с Романовыми, а потому принц охотно дал согласие на брак Александры.

Волнение во время обряда

Незадолго до свадьбы Александра Фредерика перешла в православие, приняв имя Александры Петровны. Этот переход, по воспоминаниям современников, дался принцессе гораздо легче, чем другим невестам-лютеранкам российских великих князей. Живя с детских лет в России в Петергофе, в семье, чтящей русские традиции, Александра легко приняла каноны традиционной русской религии.

Но тем не менее, во время обряда, как вспоминали современники, принцесса очень сильно волновалась. Фрейлина Анна Тютчева в последующем отметила, что «Александра настолько переживала, что это даже отразилась на цвете ее лица, которое было неестественно бледным».

Александра Петровна
Александра Петровна

После венчания, состоявшегося в январе 1856 г. и прошедшего, конечно, очень пышно, молодые уехали в свое имение Знаменка, где и началась их семейная жизнь. Позднее, через пять лет супруги поселились уже в Петербурге, в собственном Николаевской дворце.

Княгиня-фермерша

В первое время супруги жили душа в душу. В своем имении Знаменка они организовали большое фермерское хозяйство. Но уже тогда, как вспоминали современники, в характере Александры Петровны начали проявляться первые странности.

В отличие от других великих княгинь Романовых, супруга Николая Николаевича часто игнорировала светское общество, отказываясь от обязанностей светской дамы. На балах, если она их и посещала, Александра Петровна никогда не танцевала. Великая княгиня не любила красиво одеваться и редко носила драгоценности.

Целыми днями Александра Петровна пропадала на ферме, занимаясь делами обычной помещицы. И эти дела привлекали ее куда больше, чем самые пышные балы и приемы.

-5

"Милый душонок"

Своего мужа – Николая Николаевича, великая княгиня однако в первые годы супружеской жизни просто обожала. В своих письмах она называла великого князя не иначе, как «милый мой душонок». Со своим супругом Александра Петровна была необыкновенно счастлива. Огорчало ее в семейной жизни лишь то, что после появления на свет первого сына Николая, она больше никак не могла родить мужу ребенка. Александра Петровна мечтала о большой семье, и этот факт необыкновенно удручал ее.

В последующем у великой княгини все же родился еще один сын, которого назвали Петром. Но до этого долгие годы Александра страдала от того, что никак не могла забеременеть. В молодости поэтому, очень любившая детей княгиня, стала настоящей семейной «нянькой» Романовых. Другие великие княгини, отправляясь со своими мужьями в путешествия, часто оставляли ей на попечение своих малолетних детей.

-6

Охлаждение

С супругом хорошие отношения Александру Петровну связывали долгие годы. Но постепенно теплые отношения князя и княгини начали сходить на нет. Объяснялось это тем, что характеры супругов были слишком уж разными. Александра Петровна всю себя посвящала благотворительности и по-прежнему игнорировала светскую жизнь.

При этом такая особенность характера с годами становилась у великой княгини все более выраженной. В конечном итоге изменились даже ранее очень теплые письма Александры Петровны к мужу. Из полных нежной любви посланий они превратились в длинные и скучные духовные нотации.

Эти письма раздражали Николая Николаевича. Великий князь с возрастом нисколько не изменился и все также продолжал вести разгульную жизнь. В отличие от набожной супруги, Николай Николаевич просто обожал всевозможные светские развлечения.

Как и его брат Александр II, великий князь любил танцевать на балах, бывал на великосветских приемах, посещал театры. В конечном итоге утомленный равнодушием жены и ее нотациями, великий князь даже в открытую завел вторую семью с балериной Екатериной Числовой.

Екатерина Числова
Екатерина Числова

Семейный скандал

Как отреагировала на это Александра Петровна, доподлинно осталось неизвестным. Возможно, княгиня и пыталась как-то вернуть мужа в семью. Но в любом случае сделать ей этого не удалось. Через 10 лет супружеской жизни Николай Николаевич даже и вовсе выгнал Александру Петровну из дома.

Не остановило великого князя даже то, что незадолго до скандала Александра Петровна выпала из кареты и лишилась возможности ходить. Видимо, чтобы оправдать свой поступок, Николай Николаевич при этом обвинил Александру Петровну в связи со своим духовником, священником служившим в домовой церкви великокняжеского дворца по фамилии Лебедев.

Дело в конечном итоге дошло до того, что по требованию Числовой Николай Николаевич заставил великую княгиню составить список всех драгоценностей, которые он ей когда-либо дарил. Александра Петровна должна была вернуть ему эти украшения.

Поступил Николай Николаевич со своей супругой, конечно, крайне несправедливо и жестоко. Родственники-Романовы, казалось бы, должны были хоть как-то заступиться за Александру Петровну. Но этого в последующем так и не произошло. Видимо, с легкой руки Николая Николаевича члены правящего семейства давно считали Александру Петровну едва ли не юродивой.

-8

Благотворительность, как смысл жизни

То, что великая княгиня избегает светской жизни, казалось Романовым ненормальным и очень странным. По мнению членов правящей династии, благотворительности Александра Петровна уделяла слишком много времени. И считали так Романовы неспроста. Александра Петровна действительно сделала помощь страждущим едва ли не главным делом своей жизни, что совершенно не вязалось с ее высоким титулом.

Княгиня организовала в Петербурге большую общину сестер милосердия, открыла больницу и фельдшерское училище. Ежегодно супруга Николая Николаевича тратила на благотворительность не менее 20 тыс. рублей – огромные по тем временам деньги. Более того, Александра Петровна лично работала в своей больнице и помогала докторам делать операции, выполняя самую грязную работу.

-9

Уход от общества, огромные траты на больницу, постоянное отсутствие дома из-за работы в операционных и палатах, Романовы нашли поведением даже предосудительным. Осуждали Александру Петровну и посмеивались над ней не только члены правящей династии, но и многие представители петербургского света.

Изгнание

Когда разразился скандал с изгнанием Александры Петровны из семьи, император Александр II встал на защиту не несчастной княгини, а своего брата. Не вникая в подробности скандала и отказавшись принять Александру Петровну для объяснений, государь приказал выслать княгиню вообще из России.

Предлогом император назвал необходимость длительного лечения. Такой жестокий поступок Александра II, возможно, объяснялся тем, что он и сам никогда не был примерным семьянином.

Александр II
Александр II

Как и его брат Николай Николаевич, еще при жизни супруги – императрицы Марии Александровны, он завел вторую семью. После кончины же государыни, не выдержав положенного траура, Александр женился морганатическим браком на своей гражданской подруге – фрейлине императрицы Екатерины Долгорукой.

В 1880 г. Александре Петровне пришлось уехать за границу. В изгнании она, будучи православной, была несчастна и мечтала вернуться обратно на родину. Возможно, Александра Петровне пришлось бы прожить за границей долгие годы. Однако через год после ее отъезда в России сменился император.

Новый царь

Александр III, в отличие от своего отца, всегда считался примерным семьянином. Еще будучи цесаревичем, он очень осуждал легкомысленное поведение Александра II и жалел свою матушку Марию Александровну. Позднее, когда Александр II уже женился на Екатерине Долгоруковой, Александру Александровичу пришлось пережить немало неприятных минут из-за родившихся у фрейлины детей.

Александр II настаивал, чтобы его дети от второго брака были приняты всеми членами императорской фамилии, включая цесаревича и его жену. Это желание государя нашло самый серьезный отпор у супруги Александра Александровича – цесаревны Марии Федоровны. Будучи женщиной умной, Мария Федоровна переживала из-за того, что влюбленный без памяти в Екатерину Долгорукову Александр II может сделать наследником трона не ее супруга, а сына от второго брака.

Александр III и Мария Федоровна
Александр III и Мария Федоровна

Возможно, переживания Марии Федоровны были напрасными. Однако между ней и Александром II из-за этого установились натянутые отношения. Мария Федоровна, к примеру, позволяла себе колкости в отношении Екатерины Долгоруковой, из-за чего Александр II даже однажды серьезно отчитал ее.

Как бы там ни было, помня о том, сколько неприятностей принесло его семье поведение отца, Александр III терпеть не мог, когда кто-нибудь из его высокородных родственников начинал вести разгульный образ жизни. В отличие от Александра II, он видимо, все же осуждал поступок Николая Николаевича по отношению к супруге.

Вмешиваться в семейные дела дяди Александр III не стал. Но он все же молодой государь разрешил Александре Петровне вернуться обратно в Россию. Получив это разрешение, княгиня отправилась в Киев. В Петербург она не поехала, поскольку это было просто-напросто незачем. Любимый некогда муж в то время жил с другой женщиной, а дети выросли и разлетелись.

Жизнь в обители

В Киеве великая княгиня приобрела большой участок земли и основала свою собственную Покровскую общину. После кончины супруга в 1891 г, Александра Петровна приняла монашеский постриг. Ранее она этого сделать не могла, так как официального развода у нее с Николаем Николаевичем не было.

В ее собственной обители с Александрой Петровной в последующем случилось и настоящее христианское чудо. Произошло это через 10 лет после того, как упала карета великой княгини. Однажды после молитвы перед иконой Божьей Матери, находившейся у нее в келье, Александра Петровна встала на ноги. С этих пор она могла передвигаться самостоятельно.

-12

Снова начав ходить, Александра Петровна вновь начала много времени отдавать уходу за больными. По воспоминаниям современников, великая княгиня могла часами вместе с доктором стоять за операционным столом, ухаживать за больными, нести длительные дежурства у их постели.

Как у вдовы великого князя, у Александры Петровны, конечно, имелось довольно-таки большое содержание. Но на себя эти деньги великая княгиня никогда не тратила. Все свои средства Александра Петровна пускала на благотворительность, а сама жила в обычной келье и ела то же, что и другие монахини. Иногда Александра Петровна даже просила денег на свою обитель у Александра III, чем вызывала его неудовольствие.

-13

Несмотря на то, что молодой император разрешил тетушке вернуться в Россию, он все же остался несколько предубежденным по отношению к ней. Как уже упоминалось, Александр III терпеть не мог измен в великокняжеских семьях. И он, видимо, помнил о случае, связанным с Александрой Петровной и ее духовником Лебедевым. Из-за этого император относился к Александре Петровне прохладно.

Устранение Лебедева

В конечном итоге, после того как великая княгиня обратилась к нему с просьбой дать орден св. Анны Лебедеву, Александр III не выдержал и втайне приказал доверенным людям наконец избавиться от наглого священника. Лебедева вызвали в Петербург из Киева, чтобы разлучить его с Александрой Петровной, а затем под благовидным предлогом уволили за штат.

Петербургский свет и члены императорской фамилии в последующем так и не приняли поступка великой княгини, выбравшей монашество. Постриг великой княгини все считали не более, чем причудой.

-14

Романовы смеялись за спиной своей странной родственницы и считали ее чем-то вроде блаженной. И ничего особо удивительного в этом не было. Если представители династии Рюриковичей под старость часто уходили в монастыри, то у Романовых это было попросту не принято. В монастырях представители династии оказывались редко и лишь насильственно.

Не проявляли понимания к поступку Александры Петровны даже ее собственные дети. Николай и Петр считали, что иночество матери совершенно несовместимо с ее высоким статусом в обществе. Однако сыновья все же любили Александру Петровну, и по воспоминаниям современников, довольно-таки часто навещали ее в монастыре, привозя к ней уже своих детей.

В отличие от детей, супруг великой княгини Николай Николаевич не навестил ее в обители ни разу. Известно, что под конец жизни он начал сильно болеть и в конечном итоге даже впал в детство. Скончался Николай Николаевич в 1891 г. в Крыму. На его похороны Александра Петровна не приехала.

Николай Николаевич
Николай Николаевич

Самая большая больница

Если члены императорской фамилии не понимали поступков Александры Петровны, то простые люди были ей благодарны. Основанная великой княгиней больница в конечном итоге стала самой крупной в городе.

При этом она была и наиболее технически оснащенной. Делая долги, Александра Петровна покупала для своей лечебницы самое новое оборудование. Известно, что в этой больнице имелся даже единственный на весь Киев рентгеновский аппарат.

Своего супруга – Николая Николаевича, Александра Петровна пережила на 8 лет. И все это время она активно занималась благотворительностью. Скончалась великая княгиня в Киеве в своей келье 13 апреля 1900 г, в тот же день и даже в тот же час, что и ее супруг.

Великая княгиня Елизавета Федоровна
Великая княгиня Елизавета Федоровна

Россией в это время уже правили император Николай II и его набожная супруга Александра Федоровна. Подвиг Александры Петровны в последующем, видимо, вдохновил родную сестру императрицы – великую княгиню Елизавету Федоровну. После кончины супруга – великого князя Сергея Александровича, Елизавета Федоровна основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель и стала в ней настоятельницей.