Найти тему
Разноцветная жизнь

Знакомство с Домом Матюшина

-2

На ул. Профессора Попова, которая раньше называлась Песочной, есть деревянный двухэтажный серого цвета особняк с ажурными балконами. Там находится Музей петербургского авангарда, который мы вчера и посетили.

Этот дом появился в 19 веке на Петроградской стороне и принадлежал литератору Владимиру Михневичу. После его смерти часть его имущества по завещанию перешла в собственность Литфонда. До 1917 года квартиры в этом доме сдавались литераторам за умеренную плату или безвозмездно. Такая вот мера поддержки.

В 1912 году на втором этаже поселился композитор, музыкант, живописец Михаил Васильевич Матюшин и его жена Елена Генриховна Гуро, писательница и художница. С этого времени дом на Песочной стал неформальным центром русского авангарда. Здесь "на огонек" собирались кубофутуристы, демонстрировали свои поэтические и живописные пробы, совещались, спорили, организовывали "Союз молодежи" и издательство "Журавль". В гостях бывали братья Бурлюки, Казимир Малевич, Владимир Маяковский, Бенедикт Лифшиц, Ольга Розанова, Павел Филонов и др.

-3
-4

Представленная экспозиция скромная.

При входе в первый зал в глаза бросаются большие стенды с информацией, цитатами из платформ представителей авангарда и фотографиями. К сожалению, освещение не позволило сделать более-менее приличные фотографии.

-6

Во втором и третьем зале первого этажа демонстрируются кадры кинохроники военных лет и оформлена выставка к 80-летию полного снятия блокады Ленинграда: живопись, предметы быта, одежда, художественные принадлежности, афиши. Во время Великой Отечественной войны на улицах города появлялись агитационные плакаты, передвижные выставки художников-авангардистов.

-7
Кровать складная офицерская, начало 20 века
Кровать складная офицерская, начало 20 века
-9
Книга в красном переплёте - "Ад" Данте
Книга в красном переплёте - "Ад" Данте
Агитационные плакаты над комодом из квартиры М.В. Матюшина, начало 20 века.
Агитационные плакаты над комодом из квартиры М.В. Матюшина, начало 20 века.
-12
-13
Глебова Татьяна Николаевна. Сценка в блокадном Ленинграде, 1942 год
Глебова Татьяна Николаевна. Сценка в блокадном Ленинграде, 1942 год
-15
-16

Во время блокады все деревянные дома разбирали на дрова. По просьбе группы представителей культуры, дом Матюшина был сохранен.

Когда поднимаешься по лестнице на второй этаж, невозможно не заметить стенд. На нем - хозяева квартиры № 12 дома на Песочной с 1912 года Михаил Васильевич Матюшин и Елена Генриховна Гуро.

-17

В одной из комнат - их мастерская. В интерьере сохранились подлинные вещи супружеской четы: предметы для творчества, пианино, письменный стол, кресла, шкаф и пр.

Этот шкафчик с дверцей в виде лебедя сделал сам Михаил Васильевич.
Этот шкафчик с дверцей в виде лебедя сделал сам Михаил Васильевич.
-20
-21
Игрушки, созданные по эскизам Е. Г. Гуро
Игрушки, созданные по эскизам Е. Г. Гуро
-23
Отдельно сфотографировала фото Елены Генриховны на скамейке.
Отдельно сфотографировала фото Елены Генриховны на скамейке.
Шарманка - переносной уличный орган с ручным приводом и валом на 10 мелодий, конец 19 века.
Шарманка - переносной уличный орган с ручным приводом и валом на 10 мелодий, конец 19 века.

Представлены в залах и картины М.В. Матюшина и Е.Г. Гуро. Вот некоторые из них.

Матюшин Михаил Васильевич (1861-1934). Вид из окна на соседний дом. Этюд. 1900-е годы
Матюшин Михаил Васильевич (1861-1934). Вид из окна на соседний дом. Этюд. 1900-е годы
Гуро Е.Г. Ульи. Этюд, 1902; Гуро Е.Г. Ветки клена, 1895
Гуро Е.Г. Ульи. Этюд, 1902; Гуро Е.Г. Ветки клена, 1895
 Матюшин М.В. Могила Е. Гуро, 1914-1916 годы
Матюшин М.В. Могила Е. Гуро, 1914-1916 годы

К сожалению, любимая жена Михаила Васильевича в 1913 году в возрасте 35 лет умерла от лейкемии на своей финляндской даче. Там и похоронена. Могила не сохранилась.

Ради Елены Генриховны Михаил Васильевич расстался с первой женой, с которой прожил 20 лет. У них было четверо детей. К чести Михаила Васильевича надо сказать, что он не оставлял без внимания первую семью. В эпоху бузотеров он считался интеллигентом, среди эгоистов слыл альтруистом. Ради стабильной материальной помощи ей Михаил Васильевич не оставлял должность 1-ой скрипки Придворного оркестра.

С Еленой Генриховной, которая была на 16 лет его младше, Матюшин познакомился на художнических курсах. Она поразила его какой-то нездешностью. Воспитанная в богатой генеральской семье, Елена получила художественное образование в Рисовальной школе Общества поощрения художников и искала иные формы самовыражения в живописи и слове.

"Душа ее была слишком нежна, чтобы ломать, слишком велика и благостна, чтобы враждовать с прошлым, и так прозрачна, что с легкостью проходила через самые уплотненные явления мира, самые грубые наросты установленного со своей тихой свечечкой большого грядущего света..." Матюшин М.В.
"Елена Гуро ласковая, нежная. У нее и слова-то какие-то особенные, свои." В. Шершеневич
Гуро Е. Г. Ростки, 1906-1907 годы. Это программное произведение, выражающее идею единства и взаимосвязи живой органической и неорганической природы, растущих и развивающихся форм.
Гуро Е. Г. Ростки, 1906-1907 годы. Это программное произведение, выражающее идею единства и взаимосвязи живой органической и неорганической природы, растущих и развивающихся форм.
Гуро Е.Г. Портрет М.В. Матюшина, 1903 год
Гуро Е.Г. Портрет М.В. Матюшина, 1903 год
Гуро Е.Г. Портрет Екатерины Низен.
Гуро Е.Г. Портрет Екатерины Низен.

Екатерина - старшая сестра Елены Генриховны Гуро, революционерка, поэтесса, художница. Прожила долгую жизнь и умерла в возрасте 98 лет. Сестры были глубоко привязаны друг к другу. После смерти сестры Екатерина вместе с Михаилом Васильевичем редактировала рукопись ее книги "Небесные верблюжата".

"Ах, иногда чаша осени поднимается к бледному небу, переполнена золотом радости, медом и пурпуром счастья, купленного бессонными ночами..." - строки из книги.
Матюшин М.В. Осенний сон, 1912 год
Матюшин М.В. Осенний сон, 1912 год

Кроме мастерской, на втором этаже еще две комнаты с экспозициями. Там представлены картины, афиши, плакаты, газетные вырезки, письма, отражающие деятельность авангардных объединений.

-33
-34
-35
Матюшин М.В. Ветка в небе, 1906 год
Матюшин М.В. Ветка в небе, 1906 год
-37

Некоторые позиции выглядят чрезвычайно парадоксально!

-38
-39
-40
-41

Михаил Васильевич Матюшин сотрудничал с разными обществами, аббревиатуры которых сейчас трудны для нас: ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, ГИНХУК, группы "Зорвед" (взор и ведание), "КОРН" (коллектив расширенного наблюдения).

Михаил Васильевич - автор учения о расширении границ сознания, которое пока еще не изучено специалистами.

Прочитала, что в 1921 году Михаил Васильевич организовал выставку, где показ картин сопровождали музыкальные импровизации.

"Были использованы различные звучания от гудения длинной струны, протянутой через всю комнату, до верхних звуков скрипки, остро прозрачные стеклянные звуки, сыплющиеся, шершавого звучания, глухие звуки веревочных инструментов по контрасту к глубокому пению виолончели."
Матюшин М.В.

В Доме на Песочной (ныне Профессора Попова, 10) он прожил до самой своей смерти в 1934 году. Его вдова Ольга Константиновна Матюшина (Громозова) последующие сорок лет бережно хранила мебель, вещи мужа и Елены Генриховны Гуро. Она была ученицей Михаила Васильевича, марксисткой, писательницей.

С 1977 года дом Матюшина стал Музеем петербургского авангарда.

Внутренний дворик Домика на Песочной, как называл его Михаил Васильевич Матюшин, милый и уютный.

-42
-43
-44
-45
-46
-47
-48
-49
-50

Как я уже писала ранее, Музей петербургского авангарда кажется небольшим и мало наполненным. Его второе название - Дом Матюшина - больше ему подходит, на мой взгляд. Но я рада, что побывала в этом атмосферном месте, посмотрела экспозиции, узнала что-то новое об авангарде в искусстве и литературе, прикоснулась к жизни и творчеству интересной супружеской пары Матюшина Михаила Васильевича и Гуро Елены Генриховны.

Будьте здоровы и благополучны!