Найти тему

Своевременные шишиги

Культурная и всякая прочая политика

Весь шорох по поводу шишиг-летунов я к счастью проболел, но оставить без внимания эту тему не дали предложения подписать различные петиции, просьбы высказаться и прокомментировать.

Извольте. Нет нужды пересказывать сюжет истории, достаточно включить электрочайник, утюг или кофемашину, и вы услышите оттуда дебаты по поводу скульптурок маленьких сказочных человечков. Потому – только сухой остаток: первое, второе, третье.

Первое. Авторы идеи – совсем не мои одномышленники. Большая часть их проектов вызывает у меня недоумение и протест. Но сейчас? Они придумали, как сделать сказочный перформанс на улицах довольно скучной Самары, взяв для этого весьма забавную «нечисть», которой переполнены русские федеральные и региональные сказки, легенды и предания. «Нечисть» – неотъемлемая их часть. Не будь ее, с кем бы боролись богатыри, откуда бы подрастающее поколение набиралось опыта борьбы со страхами?

Второе. Малая родина «шишиг» этих, конечно, не Самарская Лука, как Ярославская область – не родина Бабы-Яги (село Кукобой на Ярославщине в 2004 году было объявлено таковой). И что? По большому счету у нас нет ни одного промысла, основа сказок, собранных Садовниковым, заимствована. Мы живем в краю кочевников – ногаев, печенегов и прочее; крае, колонизированном в очень средние века, когда на этих землях начали укореняться обычаи и традиции.

Нет у нас никаких собственных древних сказок. Что же нужно придумывать истории о встречах Куйбышева с водяным и Фрунзе с лешим? Или вообще ничего не придумывать, потому что «н-и-и-и-зя»? Нужно и можно. Хочу напомнить, как совсем недавно «Свежая газета. Культура» предоставляла свои страницы профессору Зое Кобозевой, которая в каждом номере публиковала основанную на фольклоре и литературном опыте автора, сказочку о забавных воображаемых персонажах, населяющих окрестные лука, леса и водоемы. Сказочки пользовались массовым интересом, а их автор в короткий срок стала одной из самых заметных фигур на литературном небосклоне Самары.

Третье. В дискуссии о шишигах – ни слова об эстетической и литературной подоплеке проекта, а это требует обсуждения. Обсуждать такие проекты необходимо. На первом этапе среди «посвященных», потом – с широкими народными массами. Не сделали. В этом виноваты.

Четвертое. Читаю возмущенные письма экскурсоводов: что вызывает особенное возмущение – объявление проекта новейшим самарским брендом. Кто же тот дурачок, который решил скрестить коня с трепетной ланью. Сразу извиняюсь за «дурачка». Я вначале не знал, что сия глубокая мысль прозвучала на пресс-конференции с участием министра туризма. Беру свои слова обратно, дабы не получить обвинения в оскорблении властей. Не «дурачок», конечно, – чиновник, стремящийся при смене политического курса в губернии чем-нибудь отличиться, но советников нет, а сам, видимо, к анализу не способен.

И, наконец, пятое. Не было бы оговорки про «бренд» - не было бы скандала. О бренде разнесли журналисты, и их не остановили их начальники. Почему? На мой взгляд, потому что этот простенький скандальчик появился как нельзя вовремя.

Полгода действует новая администрация. Что сделано? Ничего. Наговорено много слов, но нет ни одного действия. Нет даже намека на то, куда будет двигаться экономика области. Губернская столица продолжает обрастать грязью. Растут кучи мусора на помойках. Поперек обещаний в город продолжают прибывать тульские чиновники и иные чиновники. Местные бездельники вместо наказаний получают новые посты, а приехавшие с полноги начинают рассказывать, как у нас всё плохо. Дурной знак: как у нас плохо, мы знаем, нам интереснее другое – что делать-то ругатель собирается? Много мы повидали критиков, при которых жить становилось всё хуже.

Народ нужно как-то расшевелить. Цели, способной это сделать нет, а консолидировать протестную энергию против «безродных» сказочников, архитекторов и художников – проще некуда.

Люди – будьте бдительны, не поддавайтесь на мелкие провокации.

Фото Армена Арутюнова

Продолжение обязательно следует.