Советское кино — это не только шедевры, ставшие классикой, но и множество захватывающих историй, которые остаются за пределами экранов. В каждом фильме скрыты интересные факты, курьезы и неожиданные повороты, которые рассказывают о трудностях съёмочного процесса, взаимодействии актёров и оригинальных идеях создателей. В этой статье мы рассмотрим удивительные моменты из жизни советских фильмов, которые могут изменить ваше представление о любимых картинах и их создателях.
«Ирония судьбы или С лёгким паром!» — крылатые фразы Ипполита, ставшие нарицательными в народе, такие как «О, тёпленькая пошла!» и «Какая гадость ваша заливная рыба» — это полностью импровизации Юрия Яковлева, не упомянутые в сценарии. Съёмочная группа отметила, что рыба действительно оказалась отвратительной.
«Служебный роман» — действие фильма в основном разворачивается в одном здании статистического учреждения. На самом деле это здание состоит из трёх частей, каждая из которых была снята в разных местах Москвы. Все внутренние помещения, показанные в фильме, были построены в павильонах Мосфильма.
«17 мгновений весны» — чем же еще может удивить наш любимый фильм? Например, когда Штирлиц раскладывает из спичек фигурки или рисует картинки, в кадре появляются чужие руки. Дело в том, что на левой руке Вячеслава Тихонова была наколка «СЛАВА», напоминающая о бурной юности. Гримёры пытались её скрыть, но не добились успеха. Если присмотреться, можно заметить, что Тихонов даже в общих планах старался прятать тыльную сторону ладони. Поэтому руки Штирлица на самом деле принадлежали ассистенту художника Феликсу Ростоцкому.
«Любовь и голуби» — курортные сцены фильма снимали в Батуми, но это было в ноябре, когда температура воды едва достигала 14 градусов, а на улице было не намного теплее. Во время съёмок Михайлову и Гурченко приходилось поддерживать живой диалог, прогуливаясь по пляжу в купальниках и притворяясь, что это жаркое и солнечное время года. Вот они — настоящие профессионалы!
«Джентльмены удачи» — идею фильма предложил известный сценарист Валентин Ежов. Изначально сюжет выглядел иначе: добрый милиционер пытался перевоспитать бандитов с помощью убеждения, но высокое руководство милиции не одобрило эту идею. В результате главным героем стал директор детского сада, а его двойником в преступном мире стал рецидивист по кличке Доцент.
«Девчата» — часть фильма снимали в небольшом поселке Оленино в Тверской области. На экране мы видим мороз, но на самом деле его не было. Съёмки проходили в августе, в жару, на лесоперерабатывающей базе. Работу не приостанавливали, а просто выделили нижний склад для съёмок. Декораторы создавали декорации, укрывая бревна ватой и посыпая их нафталином, а кран, который перевозил бревна, покрыли известкой, чтобы создать видимость холода. Холод имитировали с помощью ваты, соли, пенопласта и газа, похожего на пар. В итоге актёры находились в ватных тулупах и шапках, испытывая настоящую жару, как в бане.
«Бриллиантовая рука» — хотя сцена с рыбалкой в фильме не занимает много времени, её съёмки затянулись надолго. Анатолию Папанову пришлось несколько часов сидеть в холодной воде. Когда из-за ошибки оператора очередной дубль оказался испорчен, Папанов вылез из воды и крикнул: «Идиот!». Это неожиданно попало в кадр, и режиссёр Леонид Гайдай решил оставить этот момент в фильме, потому что ему понравилась искренность импровизации актёра.
«Москва слезам не верит» — как и в большинстве фильмов, изначально у этой картины был другой сюжет. Например, персонаж спортсмена Гурина в первой версии сценария должен был приехать на дачу в неопрятном состоянии вместе с собутыльником и начать спорить с Людмилой из-за трёх рублей, несмотря на своё обещание завязать с алкоголем. Однако Госкино и киноначальники не поддержали такую идею: для спортсмена, тем более бывшего игрока сборной, было неприемлемо нарушить данное слово.
«Ирония судьбы или С лёгким паром!» — первая и наиболее важная сцена в бане снималась на студии «Мосфильм» в почти подземных условиях. Несмотря на то что в бане должно быть тепло, актёры мерзли, укутываясь в полотенца и простыни.
«Место встречи изменить нельзя» — фильм полон остросюжетных сцен, таких как погони, перестрелки и драки, но во время их съёмок на площадке возникали разные проблемы. Одна из сцен чуть не обернулась трагедией: во время погони за Фоксом каскадёры едва не погибли, когда машина упала в реку. Всё пошло не по плану — машина перевернулась и не только ушла под воду, но и погрузилась в метровый ил Яузы. К счастью, каскадёры остались живы только благодаря чуду.
«Белое солнце пустыни» — среди «жён Абдуллы» только две актрисы были профессионалами, остальные роли сыграли простые девушки, такие как баскетболистка, научный сотрудник и продавец. После съёмок основных сцен им нужно было быстро вернуться на работу, поэтому сцены с отсутствующими «жёнами» дублировали солдаты. Интересно, что местные девушки отказались участвовать в съёмках, и все актрисы были привезены из Москвы.
«Д’Артаньян и три мушкетёра» — съёмки могли закончиться настоящей трагедией. В Одесском оперном театре снимали «марлезонский балет», когда Д’Артаньян должен был ворваться с подвесками. По сценарию ему нужно было сразиться на шпагах с Рошфором, которого играл Борис Клюев. Клюев, не имея опыта в фехтовании, случайно ударил Боярского шпагой. Сцену отсняли, но для следующего дубля Боярского долго не было, и режиссёр пошёл его искать. Он нашёл актёра в туалете, окровавленного — Клюев случайно проткнул ему нёбо. В больнице выяснили, что рана была очень глубокой, и если бы повреждение было чуть глубже, последствия могли бы быть смертельными.