3 сентября 1939 года в 11:00 утра Британия официально объявила войну Германии. В тот же день первым лордом адмиралтейства, то есть высшим должностным лицом, отвечающим за действия в войне британского военно-морского флота – самого мощного и большого военного флота в мире – стал человек по имени Уинстон Черчилль.
Черчилль занимал эту же должность на момент начала Первой мировой войны, и тогда у него получилось не очень: в 1915 году после провала Дарданелльской операции Черчилль был снят с должности.
На этот раз Черчилль повторять ошибок прошлой войны не собирался. Он помнил, как тогда британский флот оказался не готов к успешным действиям германских рейдеров на британских морских коммуникациях, как британцы оказались не готовы к угрозе германского подводного флота и его неограниченной подводной войне, как британцы оказались не готовы к быстрой и решительной экономической блокаде Германии.
Помнил он и как Норвегия до 1917 года успешно торговала с Германией, пока огромные деньги в купе с оказанием давления не вынудили норвежцев присоединиться к блокаде. На этот раз у Черчилля не было никаких сомнений, что предстоит снова долгая морская война на истощение, что стороны будут пытаться задушить друг друга, перекрыв морские коммуникации, и важнейшим местом этой борьбы является Норвегия. Причём и как сама её территория с важнейшими портами на Атлантическом побережье, так и её экономический потенциал.
Стратегическое значение Норвегии
Уже 19 сентября Черчилль представил доклад, согласно которому железная руда из Швеции доставляется в Германию через норвежский порт Нарвик и норвежские территориальные воды.
Чтобы это пресечь, Черчилль предлагал пренебречь нейтралитетом и, по сути, суверенитетом Норвегии, заминировав её территориальные воды.
Премьер министр Британии, Н. Чемберлен отказался от такого шага. В этом отказе было рациональное зерно. Вопрос о руде часто упоминают, говоря о причинах последующей войны.
Дело в том, что руда доставлялась из Швеции через Ботнический залив. Зимой он покрывался льдом, и в качестве альтернативы норвежцы осуществляли транзит шведской руды через свои воды. Но этот объём не превышал 10% от общих поставок шведской руды в Германию. Перекрытие этого маршрута не наносило серьёзного удара по поставкам руды в Германию, и нужно сказать, что шведы её поставляли успешно до конца 1944 года.
Норвежский торговый флот как стратегический актив
На самом деле куда более важным для британцев был другой актив норвежской экономики – её торговый флот. Он к 1939 году насчитывал 1982 судна и стал четвёртым в мире по общему тоннажу.
Особенно важны были нефтеналивные суда, доставлявшие "чёрное золото". И в наше время танкерные войны остаются действенным способом подрыва экономики противника.
В межвоенный период норвежцы преуспели в строительстве новейших танкеров. Их танкерный флот насчитывал 265 судов и по нефтеналивному тоннажу уступал в мире лишь Британии и США.
В грядущей экономической войне на море важнейшую роль играло то, кому достанется этот актив. И здесь британцы тоже не медлили: они сразу же навязали норвежцам соглашение о фрахтовании их торгового флота.
Норвежский торговый флот в руках британцев
Не стоит напоминать, что весь торговый флот Норвегии был в руках частных магнатов-судовладельцев, с самого обретения независимости ориентированных на Англию. Так что они очень быстро договорились с британцами и по фиксированным ставкам передали им почти половину всего норвежского тоннажа, включая 150 танкеров. Это соглашение было заключено 11 ноября 1939 года.
Советско-финская война и планы союзников
А 30 ноября началась советско-финская война. Как известно, Британия и Франция поддерживали Финляндию в войне поставками вооружения. Однако обсуждалось и прямое участие англо-французских войск, и здесь у Черчилля появилась новая идея.
Можно было высадить экспедиционный корпус на севере Норвегии и Швеции, обратившись к этим странам, чтобы они предоставили свою территорию для помощи Финляндии. Под предлогом этой помощи планировалось взять под контроль норвежские порты и шведские железные рудники, лишив Германию полностью не только руды, но и взяв её в тиски морской блокады в Северной Атлантике и Балтике.
Разумеется, Норвегия и Швеция, понимая, что это, по сути, оккупация их стран и вовлечение их в прямую войну не только против СССР, но и Германии, отказались пропустить войска.
Рассматривались различные варианты, вплоть до того, что британцы предлагали вариант, когда официально это будут типа англо-французские "добровольцы", которые действуют сами по себе в порыве помощи финскому народу. Ну, знаете, 100 000 британских и 50 000 французских "добровольцев" (а именно такая предусматривалась численность группировки) сами по себе так по-добровольному вооружились, экипировались и переправились на десятках судов через море. Разумеется, норвежцы и шведы не повелись и на это.
Черчилль настаивает на вторжении
3 марта 1940 года они окончательно отказали союзникам. А между тем время уходило, финны терпели поражение, война явно подходила к завершению. Нужен был новый повод для оккупации Норвегии и Швеции.
Особенно от мысли, что в очередной раз не получится захватить норвежские порты, страдал Черчилль. Он был главным двигателем эскалации, нарушения нейтралитета скандинавских стран.
На заседании военного кабинета 8 марта Черчилль продавил вариант силовой оккупации Норвегии и Швеции.
На мнение и суверенитет их правительств было предложено просто забить и поставить их перед фактом свершившейся высадки войск. Черчилль выражал уверенность, что сопротивления оказано не будет, и всё пройдёт достаточно гладко. 12 марта Чемберлен согласился.
К чему это привело, обсудим в следующих статьях.