Найти в Дзене
KartoshkaFrei

Как я бесплатно училась в Шотландии, Дании и Нидерландах

Оглавление

Привет! Меня зовут Глаша, и в этом году я оканчиваю одну из немногих магистерских программ в мире, посвященных изучению детской литературы – Children’s Literature, Media and Culture (“Детская литература, медиа и культура”).

Вид на Орхус со смотровой площадки
Вид на Орхус со смотровой площадки

Это программа Erasmus Mundus, поэтому в ней есть обязательный академический обмен с университетами других европейских стран: первый семестр студенты учатся в Университете Глазго (Великобритания), второй – в Орхусском университете (Дания), а в третьем выбирают академический трек в зависимости от своих научных интересов: культурологический в Тилбургском университете (Нидерланды), киноведческий во Вроцлавском университете (Польша) или педагогический в Автономном университете Барселоны (Испания; трек закрыт в 2024 году). Писать диссертацию в четвертом семестре можно в любом из университетов программы. Более того, есть возможность получить стипендию, покрывающую стоимость обучения и ежемесячные расходы (€1000). В этой статье я хочу поделиться историей поступления с полной стипендией Erasmus Mundus и немного рассказать, как исследования детства могут помочь по-новому взглянуть на гуманитарные науки и культурные индустрии.

Подробнее про стипендию Эразмус Мундус читайте в телеграм-канале Kartoshka Frei

Далее в статье я буду называть программу по ее официальной на момент моего обучения аббревиатуре – CLMC. Сейчас эта программа называется Children’s Literature, Media and Cultural Entrepreneurship (CLMCE) – “Детская литература, медиа и культурное предпринимательство”, потому что в ней появился новый учебный трек от Нантского университета (Франция), посвященный издательскому бизнесу.

Как я решила поступать на программу по детской литературе

В 2022-м году я окончила бакалаврскую программу «Филология» в НИУ ВШЭ со средним баллом 8,77/10. Последние два курса я занималась исследованием творчества шотландской детской писательницы Беатрис Поттер. Во время учебы я преподавала в нескольких образовательных проектах для старшеклассников, интересующихся литературой и лингвистикой.

О CLMC я узнала, когда на втором курсе зашла на сайт Университета Глазго, чтобы ознакомиться с магистерскими программами. Я уже подумывала над поступлением на магистерскую программу по литературоведению в Великобритании, но у меня не было четких представлений о том, чем я буду заниматься в магистратуре. Так я узнала, что университет предлагает программу, полностью соответствующую моим не самым очевидным научным интересам, да еще и с возможностью получить полное финансирование и учиться в трех-четырех странах. Кроме того, летом 2021 года я поучаствовала в летней онлайн-школе по детской литературе, проводимой CLMC совместно с партнером программы, Университетом Британской Колумбии. Меня вдохновили лекции и мастерские от современных детских писателей, и я убедилась, что хочу учиться именно на этой программе.

Про подводные камни при смене специальности на магистратуре читайте в посте

Как я поступала

Вид на Университет Глазго, похожий на Хогвартс, c Юниверсити-авеню
Вид на Университет Глазго, похожий на Хогвартс, c Юниверсити-авеню

Я поступала в магистратуру, когда училась на четвертом курсе бакалавриата. Хотя поступающим за границу обычно советуют подавать документы сразу на несколько программ, я поступала только на одну, потому что хотела учиться только на CLMC. Я рассматривала только поступление со стипендией: обучение для иностранцев в 2022 году стоило свыше £15,000 в год, не говоря о высокой стоимости жизни в Северной Европе. Советую продумать ваш план действий на случай, если получить заветное место не получится. У меня был запасной вариант – поступить в магистратуру в НИУ ВШЭ по диплому студенческой олимпиады «Высшая лига».

Основной университет программы – Университет Глазго, подавать документы нужно именно туда. Дополнительных процедур для поступления в другие университеты программы, в которых вы собираетесь учиться, не требуется – туда вы будете зачислены автоматически. Дедлайн подачи документов для участников конкурса на стипендию – в конце января.

За два года список необходимых для поступления документов не изменился:

  • Оригинал диплома бакалавра или специалиста (для окончивших учебу) или справка об оценках за все годы обучения (для студентов заключительного курса), а также их переводы на английский язык. Переводы должны быть официальными, с подтверждением достоверности перевода, поэтому самостоятельно переводить документы не рекомендуется. Я не делала апостили на документы: официального Европейского приложения к диплому, выдаваемого НИУ ВШЭ, было достаточно. Рекомендую заранее уточнить у представителей приемной комиссии, нужен ли апостиль.
  • Два рекомендательных письма от преподавателей. Они должны быть напечатаны на официальном бланке вашей образовательной организации. Написать письма я попросила свою научную руководительницу и преподавательницу, которая вела много учебных курсов у меня.
  • Академическое CV. Многие программы Erasmus Mundus требуют резюме образца Europass, но на моей программе это было не обязательно. Тем не менее, я воспользовалась конструктором Europass, указав сведения о моем образовании, опыте работы и навыках.
  • Сертификат о владении английским языком. Принимают разные экзамены: IELTS Academic, TOEFL (в том числе – его дистанционный вариант), Кембриджские экзамены. Проходной балл не очень высокий: например, IELTS достаточно сдать на 6.5 баллов из 9.0. Я сдавала именно этот экзамен, тогда его еще возможно было сдать очно в Москве.
  • Копия первой страницы в загранпаспорте.
Подробнее про основные документы для поступления – в посте

Для студентов, подающихся на стипендию Erasmus Mundus, необходимо также заполнить форму заявки, которую можно найти на сайте программы в разделе “How to Apply”. В ней нужно указать личную информацию, распределить образовательные треки третьего семестра в порядке приоритетности (в первом семестре есть возможность написать заявление на перевод на другой трек) и написать в специальном поле мотивационное письмо длиной не более 1200 слов. В нем нужно указать, почему вы выбрали эту программу и как ваш опыт делает вас подходящим кандидатом – все довольно стандартно.

Уже в начале феврале мне пришел conditional offer – уведомление о том, что я буду зачислена на программу (получу unconditional offer), если предъявлю скан бакалаврского диплома со средним баллом 4/5. Сразу после получения диплома я загрузила его в личный кабинет абитуриента, и в июле получила unconditional offer, а в августе – подтверждение студенческого статуса (Confirmation of Acceptance of Studies, CAS).

На поступление у меня ушло 26400 рублей, из которых 24400 я заплатила за сдачу IELTS и 2000 – за перевод диплома на английский язык в бюро переводов.

Как я получала студенческие визы

Третья остановка – милый университетский город Тилбург
Третья остановка – милый университетский город Тилбург

Чтобы посещать занятия в университетах нескольких стран, мне пришлось оформлять три визы и отдельно один вид на жительство.

Великобритания

Чтобы подать заявление на студенческую визу Великобритании, необходимы следующие документы:

  • Заграничный паспорт, действительный на все время вашего обучения.
  • Визовая анкета. По моим ощущениям несложная, но длинная: например, в одном из разделов необходимо указать все свои зарубежные поездки за последние 10 лет.
  • CAS.
  • Подтверждение финансовой возможности оплатить стоимость курса и содержать себя. Нет точной суммы, которая должна быть на счету, только рекомендуемая. Письма, подтверждающего ваш статус стипендиата Erasmus Mundus, достаточно.
  • Тест на туберкулез из аккредитованной клиники. Таких в России всего 4. Будьте готовы, что вам может понадобиться поехать в другой город, так как свободных окон для записи в ближайшем к вам городе может быть мало.

Виза стоит дорого (£490), кроме того, необходимо заплатить за страховку: стоимость за два года обучения составляет £1940. Оплатить стоимость визы и страховки можно только зарубежной картой, эти расходы не возмещаются стипендиальным фондом. Итого, визовые расходы составили £2430, кроме того, за тест на туберкулез в клинике в Санкт-Петербурге пришлось заплатить 9800 рублей. Заявление на студенческую визу Великобритании я подавала в Москве, её оформили за месяц. Вместе с паспортом с выданной визой мне выдали письмо с адресом, где можно получить студенческий вид на жительство.

Дания

Так как у Великобритании и стран Европейского Союза разные визовые требования, в Глазго нужно было подать документы на студенческую визу Дании. В 2024 году она стоит € 335. Представители учебной программы организовали встречу о процедуре подачи на визу, но она оказалась бесполезной, многие не смогли найти ответы на интересующие вопросы. Анкета на визу короткая, пакет документов меньше: копия всех страниц загранпаспорта, справка о статусе студента (их прислали всем студентам представители программы) и подтверждение финансирования. На этом этапе я попала в неприятную ситуацию: произошла техническая ошибка на сайте при оплате взноса на визу, и процесс получения затянулся до двух месяцев. Я смогла въехать в Данию только через две недели после начала занятий, но преподаватели пошли мне навстречу, и я быстро наверстала пропущенное. Уже в Дании я смогла записаться на выдачу студенческого ВНЖ и карты, позволяющей получать медицинскую помощь на территории страны.

Нидерланды

Чтобы въехать в Нидерланды на учебу, мне не требовалась виза, так как у меня был студенческий ВНЖ Дании. Со мной заранее связалась представительница Тилбургского университета, чтобы собрать документы для оформления студенческого ВНЖ. Требования примерно как у Дании, стоимость чуть больше €200. Сдавать биометрию нужно было в соседнем городе Хертогенбос, а готовую карточку получать в Утрехте.

Канада

После первого года обучения у студентов программы есть возможность поехать на летнюю школу по детской литературе в Университет Британской Колумбии, расположенный в Ванкувере, Канада. Так как программа краткосрочная, для нее не требуется студенческая виза, достаточно туристической. Обязательные документы – паспорт, анкета и стандартная форма, в которой указаны сведения о семье. Срок оформления большой: мою визу одобрили только через год после подачи заявления, и поехать на летнюю школу со своими однокурсниками я не смогла, зато смогла в следующем году.

В Kartoshka Frei мы рассказали, почему страна поступления не всегда так важна

Как я искала жилье

Еще не обжитые комнаты в общежитиях в Орхусе и Тилбурге
Еще не обжитые комнаты в общежитиях в Орхусе и Тилбурге

После пандемии в Глазго остро стоит проблема жилищного кризиса. Зарезервировать место в одном из студенческих общежитий может быть проблематично. Некоторым из моих однокурсников приходилось ночевать в хостелах или переезжать с комнаты на комнату. После двух недель жизни у друзей подруги мне порекомендовали организацию Discover Glasgow Ltd, которая помогала студентам найти комнату в принимающей семье. Мне очень повезло с семьей, я была окружена уютом и смогла погрузиться в местную культуру. Стоимость аренды с питанием составила £650.

В Орхусе и Тилбурге таких проблем не было, представители программы подробно рассказали, как забронировать студенческое жилье на портале. Стоимость месячной аренды комнаты в общежитии в Орхусе – €470, в Тилбурге – €280. Комнаты удобные, светлые и красивые.

Как я училась и проводила свободное время

Оказалось, что исследования детства активно развиваются и объединяют много интересных людей. Среди моих однокурсников были люди с бэкграундом в сфере филологии, педагогики, общественных наук, психологии, бизнеса и даже актерского мастерства. Одна из моих однокурсниц незадолго перед обучением стала мамой, что, конечно, позволило ей по-другому взглянуть на детскую литературу. Возможность получить полную стипендию привлекает на программы Erasmus Mundus студентов из разных стран. География моего курса – от Никарагуа до Республики Корея. На мой взгляд, очень ценно, что на семинарах мы ссылались на свои контексты, узнавали больше о традициях детской литературы в странах друг друга. Совместные переезды очень сближают, мы часто собирались вместе. В начале второго года обучения, когда все разъехались по разным городам, было немного грустно, но многие из нас ездили друг к другу в гости.

После интенсивной учебы в НИУ ВШЭ меня удивило, что мы учились не более трех дней в неделю и что курсов по выбору не так много. Можно было поступить на бесплатные языковые курсы от Университета Глазго, но у меня был негативный опыт изучения датского на таком курсе: мало внимания уделялось говорению и аудированию. Много внимания уделяется самостоятельному обучению студентов. В Глазго мы изучали теоретические подходы к детской литературе и историю текстов для детей. Мне понравилось, что много внимания уделялось так называемым picturebooks – иллюстрированным книгам для детей, в которых иллюстрации интегрированы в текст, составляют неразрывное целое. Сам Глазго – прекрасный город с множеством парков, музеев и самыми дружелюбными людьми. Из него удобно добираться до красивых мест, которыми богата Шотландия. Из внеучебной жизни мне особенно запомнились кейли – вечера традиционных кельтских танцев в университете.

Как я писала ранее, за жилье и питание в месяц я платила £650. £40 – стоимость ежемесячного студенческого проездного на автобус. Автобусы в Глазго почти никогда не приходят вовремя, поэтому есть смысл поселиться рядом с ж/д станцией. За £30 я оформила годовой проездной, дающий скидку в 30% на любые поездки по железным дорогам страны. Он быстро окупается и если часто ездить в пределах города, и если путешествовать по Шотландии. Большинство государственных музеев в Великобритании бесплатны, кроме того, в городе часто проходят бесплатные мероприятия, например, лекции в знаменитой кофейне The Alchemy Experiment рядом с университетом.

В Орхусе у нас был обзорный курс об истории концепции детства. Было особенно ценно прослушать такой курс в скандинавском университете. Датские, шведские и норвежские книги для детей не просто знамениты во всем мире: вся скандинавская культура детства создавалась с особым вниманием к гражданскому воспитанию детей. Остальные курсы были посвящены современным медиа для детей и жизнеописанию – дневникам и биографиям. Меня поразило, что во всех общественных местах в Дании много детей, им разрешается активно исследовать пространство и быть шумными, при этом и взрослые, и дети гармонично существуют вместе. Экстравертам эта страна, возможно, покажется неприветливой, но я всей душой полюбила ее нежную меланхолию и спокойствие.

Дания – одна из самых дорогих стран мира, и стипендии на жизнь иногда хватало впритык. Некоторые из моих однокурсниц подрабатывали в общепите. Так как мое общежитие находилось в центре города, я очень редко пользовалась общественным транспортом и всюду ходила пешком. Около €300 – больше половины денег, остававшихся на счету после оплаты жилья, уходило на продукты, обеды в университетской столовой и кофе навынос (Скандинавия славится своей кофейной культурой). Одежду я покупала несколько раз в секонд-хендах, заплатив не более €10 за вещь. Довольно много я тратила на новое хобби – пленочную фотографию – около €30 за покупку и проявку пленки раз в два месяца (к счастью, мое другое хобби, поэзия, обходится мне совершенно бесплатно). Билеты в самые интересные музеи города, такие как музей изобразительного искусства ARoS и Старый город (Den Gamle By), стоят дорого, поэтому первый я посетила по пассу однокурсницы, а во второй сходила с экскурсией от университета. Путешествовать по стране на поезде дорого, выручают автобусы: билет в Копенгаген туда-обратно заранее можно купить меньше, чем за €20.

Учусь запечатлевать волшебную датскую повседневность
Учусь запечатлевать волшебную датскую повседневность

В Тилбург мы приехали подготовленными, чтобы изучать литературный канон, переводоведение и критику детской литературы. Этот семестр убедил меня, что я хочу заниматься мировой детской литературой: смотреть, книги из каких культур переводятся чаще и представлены на книжных рынках других стран, а какие еще предстоит открыть российскому читателю. В этом семестре для всех студентов была обязательна стажировка, с их подбором нам помогали преподаватели. Я работала в музее, другие мои однокурсники – в издательствах, исследовательских проектах в университетах и даже книжных магазинах в разных городах Нидерландов и соседней Бельгии. Тилбург – очень уютный город, а по стране удобно путешествовать на поездах, что я, конечно, и делала в свободное время.

Удобнее всего перемещаться по городу на велосипеде, его можно купить или арендовать. Траты на еду составляли около €250. Около €100 в месяц я тратила на путешествия по стране по проездному, дающую скидку 20% на поездки на поездах, несколько раз посетив Амстердам, Роттердам и Утрехт. После Дании не ощущалось нехватки средств.

Из учебных курсов моим фаворитом стал короткий курс под названием Life Writing and Fan Fiction от Тилбургского университета, благодаря которому я узнала больше о субъективности авторов-детей. Life writing – это термин, объединяющий разные жанры жизнеописаний – дневники, мемуары, биография, автофикшн и другие. В течение пяти семинаров мы анализировали, как авторы-дети конструируют нарративы из хроники событий своей жизни, критически подходили к аутентичности дневников и этике читателя. Ридер к курсу включал разнообразные тексты – от дневника Анны Франк до комиксов иранской писательницы Маржан Сатрапи. Второй любимый курс был посвящен литературному канону – корпусу произведений, признанных шедеврами, имеющих значительную культурную ценность. Теориями канона я много занималась еще в бакалавриате, что совсем не значит, что на магистерском курсе для меня было мало нового. В магистратуре мы уделяли внимание тому, как конструируется понятие классики детской литературы. Преподавательница давала необычные темы для обсуждения на семинарах, которые позволили взглянуть на канон под другим углом: например, о татуировках на литературную тематику как механизме канонизации произведения.

Преподаватели старались организовывать для нас поездки и экскурсии. В Шотландии мы ездили в Национальный центр детской литературы Моат-Бре в месте, где работал Джеймс Барри, автор книг о Питере Пэне, в Дании – в Музей Ханса Кристиана Андерсена в Оденсе, а окончание занятий в Тилбурге перед рождественскими каникулами отметили в парке развлечений Эфтелинг, где многие аттракционы были вдохновлены сказками со всего света.

Моат-Бре – сказочное место в Шотландии. Моему курсу повезло успеть съездить на экскурсию: к сожалению, летом 2024 года центр закрылся из-за недостаточного финансирования
Моат-Бре – сказочное место в Шотландии. Моему курсу повезло успеть съездить на экскурсию: к сожалению, летом 2024 года центр закрылся из-за недостаточного финансирования

Инсталляция по мотивам сказки «Гадкий утенок» в музее Ханса Кристиана Андерсена
Инсталляция по мотивам сказки «Гадкий утенок» в музее Ханса Кристиана Андерсена

Пряничный домик из сказок братьев Гримм в парке Эфтелинг
Пряничный домик из сказок братьев Гримм в парке Эфтелинг

Чудесным завершением программы стала летняя школа в Университете Британской Колумбии, которая когда-то стала моим проводником в CLMC. На летней школе особое внимание уделялось детской литературе коренных народов Канады и поэзии для детей. Современные канадские писатели проводили мастерские, на которых мы учились делать макеты иллюстрированных книг, писали стихотворения и даже валяли персонажей из шерсти.

Что читают маленькие канадцы: от североамериканских мифов о животных до пересказов «Войны и мира» с валяными персонажами
Что читают маленькие канадцы: от североамериканских мифов о животных до пересказов «Войны и мира» с валяными персонажами

Пожалуй, самые важные открытия программы – что нет универсального детства, опыт разных детей многообразен, но следует стремиться к тому, чтобы детство всех детей было счастливым.

Сейчас я вернулась в Россию и занимаюсь интересным проектом от одного из моих любимых издательств детства и продолжаю преподавать. Знания, которые я получила во время обучения на CLMC, помогают мне каждый день. Я бы очень хотела, чтобы и у нас в стране появилась подобная программа, готовящая специалистов в области детской литературы и культуры.

Про отличия российского и европейского образования – в посте

Советы поступающим

Предмет исследования
Предмет исследования
  • На программах Erasmus Mundus ценится международный опыт. Поэтому если вы участвовали в программах академического обмена или международных волонтерских проектах, это придется весьма кстати при написании мотивационного письма.
  • Не бойтесь перепоступать, если в первый раз не получилось. Но и не переживайте, если на следующий год вы поймете, что ваши планы изменились и конкретная программа перестала быть программой мечты.
  • Заранее изучите ситуацию с жильем в городе, куда вы переезжаете. Если есть возможность жить в студенческом общежитии – лучше выбирать этот вариант, он самый надежный. Если нет, то стоит рассмотреть как можно больше вариантов и писать везде, где только можно.
  • Учеба за рубежом может показаться вам менее интенсивной, чем в России. Но не стоит расслабляться, потому что экзамены сложные, их едва ли можно сдать на высокий балл без регулярных занятий на протяжении семестра. Не беритесь за много дополнительных дел сразу, когда вами движет интерес ко всему, адекватно распределяйте свою нагрузку, чтобы не выгореть.
  • Учеба, приносящая радость познания – это прекрасно, но не стоит забывать и о балансе между ней и всем остальным, что вам может предложить мир. Знакомьтесь, путешествуйте, творите и относитесь к изучаемому предмету не как к чему-то абстрактному, а как к тому, что окружает нас в жизни.

***

А если вы тоже хотите получить образование за рубежом и ищите информацию о том, как поступить в Европу, то переходите в телеграм-канал KatoshkaFrei и читайте советы по всем самым важным вопросам: от выбора программ и подготовки документов до возможностей остаться в стране после получения образования.

🔅Тематические группы от Kartoshka Frei для поступающих по разным направлениям и в разные страны – все ссылки в нашем телеграм-канале

Чаты по теме статьи:

✉️ по Великобритании и Ирландии

✉️ по магистратуре