В этой статье мне хотелось бы рассказать про одного из самых сказочных художников, про Ивана Яковлевича Билибина.
Кто такой Иван Билибин? Может быть, имя не такое известное для широкого круга людей, но вот иллюстрации к русским народным сказкам Ивана Яковлевича, я уверен, что знают абсолютно все!
Он интересен не только тем, что сделал красивые иллюстрации, но и тем, что перевел книжную иллюстрацию на новый уровень. На уровень искусства. Это уже не просто прикладное творчество, не прикладные рисунки к тексту. Это отдельный вид искусства.
Немного истории и биографии.
Иван Яковлевич Билибин, родился в 1876 году и по его собственным словам он рисовал всегда. В семье было двое детей, у него ещё был младший брат Александр, семья была интеллигентная, папа военный врач, все увлекались искусством, живописью. Мама занималась детьми. В жизни маленького Ивана, живопись, занимала особое место, даже в детстве. Он очень ждал передвижных выставок, которые приезжали в город. Всегда было интересно, что же покажут художники в этом году.
Маленький Ваня был талантлив во всём. Когда он поступил в гимназию, он успевал всем предметам, и по истории, по литературе, и по математике.
Особенно этим гордился его дед, между прочим, автор учебников по алгебре.
В общем, он был математиком, и он за своего племянника очень радовался.
В свободное от учебы время, естественно, Ваня занимался рисованием. В старших классах гимназии он стал учиться рисовать более профессионально,
и для этого стал посещать курсы при академии.
Это были такие вот курсы, что называется «для всех желающих» от общества поощрения художников, там преподавали мастера и преподаватели из академии. Там он уже начал осваивать разные техники живописи, рисунка и графики. Всё увлекало юного Ивана. И впоследствии ему во многом это очень пригодилось. Потому, что он был разнонаправленный, что ли, именно в художественных техниках. Он сразу овладел многими приёмами. Часто бывает так, что художнику, что-то нравится, какой-то один стиль, вот он в этом стиле, и работает, достигает определенного, уровня, определенных успехов,
но это один стиль. А вот Иван Билибин, сразу и то и другое, и третье осваивал. Ему всё было интересно. Такая натура.
После окончания гимназии, идея поступать в академии художества и становиться профессиональным художником, была не одобрена его папой, потому, что он считал, что быть художником это такой путь весьма,
ну скажем так, не то, чтобы скользкий, скорее неоднозначный. И полноценно зарабатывать себе на жизнь, может получиться, а может и не получится.
Ну, что могу сказать, во многом он был прав... Да, действительно, путь в искусстве он всегда тернистый. Кому-то везет, кому-то не везет, талант, способностью, удача.
Здесь всё играет роль. И если мы возьмём любую другую профессию, инженера или врача, там проще, если пристроился, куда-то пошёл на работу, тебе уже сразу будут платить какую-нибудь, зарплату.
А с художниками немножко не так, тут, как говорится, «как повезет».
Что такое талант? Это способности, помноженные на труд, на усилия! У всех есть способности, как я уже рассказывал, дети все рисуют. В детских рисунках нет такого, что кто-то лучше, кто-то хуже. В определённом возрасте дети перестают рисовать, потому, что тот способ изображения мира, которым они пользуются переставать их устраивать! В детских рисунках есть два параметра: это высота и ширина. Детские рисунки, они плоские, как японская или китайская живопись и графика.
Где-то к 13 годам они понимают, что мир немножко сложнее устроен, чем они его изображают. А по-другому они не умеют и не знают, «как» и поэтому бросают рисование. Если ребенок не бросил это в увеличении, это занятие, и стал как-то учиться, то тогда из этого может что-то получиться.
Если усилие приложено больше, значит мы говорим, что ребенок способный.
Ну ладно, немножко отвлеклись, вернёмся к Ване Билибину!
Так вот, в угоду папиным пожеланиям, Иван Яковлевич поступает учиться на юриста. И параллельно с этим, всё равно, продолжает учиться рисовать и продолжает посещать те самые курсы вольных слушателей при обществе поощрения художников, и посвящает этому всё свое свободное время.
И вот в это время он начинает рисовать иллюстрации к сказкам, причём первоначально к собственным сказкам! То есть он их и пишет, и сам же иллюстрирует. И вот тут ему помогла его любознательность! Ему же всё было интересно! Что и говорить, талантливый человек-талантливый во всём!
И если помните, я говорил, что в литературе он тоже проявлял себя. И вот все вот эти навыки, полученные здесь, ему пригождаются.
У него много друзей, все очень любят посещать его мастерскую. Он показывает там свои эскизы, какие-то новые идеи, зарисовки. И к слову сказать, человек он был жизнерадостный, остроумный! И очень общительный. Вокруг него всё время формировался некий коллектив. После того как он, на втором курсе, сдал экзамены, он на всё лето уезжает в Мюнхен. И там перед ним открываются полотна европейских художников.
Иван посещает некоторые, как бы сейчас сказали, «мастер классы». Но самое главное, что он начинает посещать курсы Антона Ажби. И вот это сыграла серьезную роль в его становлении, как творческой личности, как мастера, на долгие годы вперёд!
После того как Иван Билибин в сентябре вернулся, он тут же становится слушателем Тенишевской академии Ильи Репина. Представляете, что значит попасть в мастерскую Репина?! Репин преподавал, между прочим, точно так же, как он преподавал в академии. Подход был абсолютно такой же.
И надо сказать, что в последствии достаточно много знаменитых художников окончили именно эти курсы. Иван Яковлевич тратил на эти курсы времени больше, а на лекции меньше. Он практически перестал ходить в университет.
Только появлялся на сессиях, сдавал экзамен и опять рисовать, рисовать, рисовать.
Как Ленин говорил: учится, учиться и еще раз учиться! То есть это говорит нам о том, что именно занятия живописью, и вообще рисованием, полностью его поглощало. На этих курсах он знакомится со своей будущей женой.
Зимой этого же года случился, можно сказать, поворотный момент в его жизни.
Он увидел, точнее, он попал на выставку, Виктора Васнецова. И увидел главный экспонат этой выставки, картину «Три богатыря». Это картина совершенно его ошарашила. Он был настолько поражен, мощью этого полотна, что тут же сделал целую серию акварельных иллюстраций к сказке о жар-птице и сером волке, царевне лягушки.
И эти иллюстрации увидела некая организация, «экспедиция заготовления государственных бумаг», ведомства, которое планировало выпускать книгу русских народных сказок. И вот именно эта организация, заинтересовавшись иллюстрациями Билибина, поручила ему работу по иллюстрированию этой книги.
Это была удача! Вот так вот, бабах и тебе сразу дают, можно сказать, государственный заказ на иллюстрацию нескольких книг. Это очень круто, и не только потому, что это хорошо оплачиваемая работа, это еще и не то, чтобы шаг на следующую ступень, а я бы сказал, что это прыжок через целый пролёт лестницы!
Продолжение читайте тут!