В начале октября 2024 вышел новый роман Виктора Пелевина «Круть». В котором, конечно, нет ничего нового, но который довольно активно мурыжится в интернет-сообществе, ибо мурыжить романы Пелевина — это наша с вами обязанность, которую мы соблюдаем каждую осень.
Все мы знаем, что одному из лучших российских авторов уже давно в лом придумывать новые миры и сюжеты, поэтому роман был написан по готовой вселенной «Transhumanism Inc.», которую он явил публике в 2021 году. В то время, когда мы дружно скулили на пандемийную тематику и еще не начали скулить на тематику военно-политическую.
Обложка романа, как и обложка 3 предыдущих книг Пелевина, выполнена на черном фоне. Вероятно, таким образом писатель вместе с издательством намекают, что книги выходят в «черные» (считай, военные) времена, в которые шутить как бы не принято, но раз уж книги Пелевина сами по себе во многом шутливые и ироничные, то намекнуть на все происходящее мракобесие нужно хотя бы цветом обложки.
Главные герои «Крути» и вовсе остались те же самые, что и в предыдущей части трансгуманистической шарманки — адмирал-епископ Ломас и корпоративный следователь Маркус Зоргенфрей. В предыдущей книге «Путешествие в Элевсин» Зоргенфрей расследовал какие-то мутки, связанные с императором Порфирием, но в новой книге он этих событий не помнит, ибо родная корпорация начисто снесла ему память.
Правда, мы, читатели Пелевина, тоже редко запоминаем, что происходило в предыдущих его романах, поэтому в каком-то смысле с Зоргенфреем роднимся. Я вот в 2023 году читал «Путешествие в Элевсин» — и сейчас помню только то, что там они ловили императора Порфирия, который на самом деле был нейросетью из романа «iPhuck 10». Больше я оттуда не помню ничего.
Впрочем, помнить читателю необязательно. Заботливый адмирал-епископ Ломас дает нам нужные отсылки к предшествующим событиям. Не забывает крутить шарманку и сам Пелевин, периодически напоминая, что и как устроено в этом баночном мире, в котором все влиятельные люди уже давно померли и перенесли свои мозги в подземные погреба, как баба Клава вишневое варенье по осени (это не пелевинский образ, это я сам придумал).
Тот, кто не читал роман, вполне может задаться таким вопросом: Зоргенфрей уже был, Ломас уже был, баночные мозги уже были — а есть ли в романе «Круть» вообще хоть что-то новое?
Кое-что новое все-таки есть. Например, термин «круть», от которого и пляшет основная сюжетная линия, засунутая на этот раз куда-то вглубь Сибири, в так называемую ветроколонию, где заключенные генерируют ветер с помощью кручения — если говорить по-простому, садятся и крутят педали.
Впрочем, понятию «круть» в романе дается куда более сложное определение, которое стоит привести полностью. Может быть, вы сумеете в этом хоть что-нибудь понять (хотя вряд ли).
КРУТЬ – общее название широкого спектра идей и нарративов, складывающихся в национальную идею Доброго Государства: от концепции непрерывного круговорота вещей и явлений в манифестированной вселенной до вращения колеса сансары (оно же коловрат Перуна) и сакральных хороводов национального единства. Сюда же относятся пенитенциарные технологии, применяемые в сибирских ветроколониях (см. ветродеяние, молитвенное ублаготворение стихий и пр.).
Однако не стоит думать, что термин «круть» как-то глубинно раскрывается на страницах романа. Ощущение, что Пелевин придумал его, просто чтобы было красивое и звучное слово, которое можно вынести на обложку. А может, он сначала придумал название романа, а потом сочинил под него определение. А может, это просто слово, которое хорошо рифмуется с фамилией Дудь. Трактовок может быть огромное количество.
Так или иначе, авторская мысль в «Крути» вертится не вокруг крути, а вокруг блатной тематики. Ибо одними из главных героев романа являются петух Кукер и кура-заточница Дарья Троедыркина, между которыми на сибирской зоне и разгорается нехилый конфликт, ставший частью гораздо более масштабной драмы — великой борьбы добра и зла. Второе воплощено не в ком-нибудь, а в самом дьяволе, который пытается прорваться на Землю.
Как именно все это устроено, кто такие куры и петухи в контексте романа «Круть», я подробно объяснять не буду, для этого лучше читать книгу. И каким именно образом вселенское зло хочет ворваться в мир людей и всех их уничтожить — это тоже лучше узнать непосредственно со страниц романа.
Но замечу, что Пелевин, который, судя по сообщениям всяких там телеграм-каналов, давно свалил из России и зависает где-то между Таиландом и мировым океаном, все-таки следит за трендами в родной стране. Ведь тема дьявола, проникшего в наш мир, активно трепалась создателями очередного ремейка «Мастера и Маргариты», успешно гремевшего в наших кинотеатрах то ли прошлой осенью, то ли весной.
Вот и Пелевин, похоже, решил немножко хайпануть на полюбившемся народу дьявольском сюжете. И не только дьявольском, но и божественном — в «Крути» очень много богословской тематики, причем уже с первых страниц, когда к Ломасу и Зоргенфрею приходит мать Люцилия и выкладывает им байку про того самого дьявола, который собрался с недружественным вояжем на Землю.
Мать Люцилия, кстати, является особой представительницей Римской Мамы. Да, именно Мамы, а не Папы Римского — ведь действие романа происходит в мире победившего феминизма.
И уж чего-чего, а феминизма и связанных с ним приколов на страницах «Крути» очень много. С одной стороны, многим это уже наверняка осточертело, а с другой — Пелевин ведь кропает уже четвертый роман по вселенной «Transhumanism Inc.», а эта тема там одна из ключевых. Вот и приходится автору лить нескончаемую воду на бесконечную феминистическую мельницу, которую он сам же и построил.
В целом роман читать можно. Правда, в первой половине довольно скучновато. Все эти бесконечные термины (круть, ветрогенезис, ветроколония, цугундер, угол Лукина), какие-то невнятные байки про греческого Ахилла, эпизоды зонных посиделок с блатняком на уровне «Джентльменов удачи» — все это воспринимается тяжеловато, и если вы относитесь к хейтерам Пелевина, то за первую часть «Крути» вы наверняка захейтите его по первое число.
Самая живая и задорная часть романа начинается примерно на 70% прочитанности (и судя по всему, многие до нее вообще не доходят, бросая где-то на половине, а то и на тридцатке). В финальной четверти книги особенно выделяется фрагмент произведения Шарабан-Мухлюева — вымышленного автора, творившего в «карбоновую» эпоху во вселенной «Трансгуманизма».
Если вы хотите почитать нового, искрометного и острого на язык Пелевина, вам лучше сразу начать с этого куска за «авторством» Шарабан-Мухлюева, озаглавленного в тексте как «Предназначенное расставанье» и представляющего собой страницы романа, изъятые сердобольской цензурой. Там вам будет всё: и актуальная повестка, и поп-культура, и западная идеология — в общем все те моменты, ради которых мы каждую осень и садимся читать новый роман Пелевина.
В этом опусе сразу чувствуется неповторимый стиль классика, и лучше всего привести цитатку:
Вы увидите, что весь этот красный прогрессивный постмодернизм, выросший из Лиотара, Дерриды и Фуко – просто золотая погремушка в руке у людоедской дочки, которая насосалась через мамкину грудь крови, а теперь блюет и воет с тоски.
Западный молодежный протест – это просто опция безопасного досуга для сытых *** зумеров, которые вдобавок ко всем своим привилегиям хотят ощутить себя совестью мира. Фортнайт, палестина, тик-ток – вот как-то так.
У Мадонны был образ, где она, истекая долларовым салом, позирует как Че Гевара. Вот это и есть американская духовная культура в одном кадре… Когда вы аппроприируете прогрессивные дискурсá, вы полагаете, что преображаетесь в юную свободу. А на деле вы наряжаетесь кровососущей процентщицей, которая прикидывается юной свободой. Вы думаете, что вы прогресс, а вы просто заблудившийся хеллоуин.
И так далее в том же духе.
После этого, кстати, следует несколько страниц философствования и от главного рассказчика — Маркуса Зоргенфрея. Там он загоняется на тему бога, апокалипсиса, бессмертия, природы вселенной. В общем, тоже можно почитать, если вы фанат классической пелевинской мысли, о том что «на самом деле ничего не существует, да и нас тоже не существует, ибо нет никаких нас, и никакого ничего тоже существовать не может» — я цитирую не дословно, но вы наверняка поняли, о чем я.
Под конец романа в фирменном пелевинском почерке еще написаны «Избранные посты Варвары Цугундер». Но, на мой взгляд, там уж как-то совсем слабо и примитивно.
В общем, выводы по «Крути» такие:
1. Лучше читать, чем не читать. Новый роман Пелевина — это все равно веселее, чем всякая нудятина от молодых авторов, которых нам пытаются продать как молодых и талантливых.
2. Если хотите прочитать классические пелевинские загоны, начинайте с 70% от романа. До этого в принципе не очень интересно.
3. Вселенная «Трансгуманизма» уже не штырит сознание читателя. Но, видимо, Пелевин вместе с издательством «Эксмо» будет доить ее и в следующем романе. Вангую, что они не остановятся на 4-х романах и добьют до красивой цифры 5.
4. Если вы ждете от «Крути» чего-то остренького и новенького по текущим военно-политическим событиям — не ждите. Аналогии, конечно, можно притянуть, но только за уши. Из всех намеков на политическую повестку я уловил лишь фразу «уничтожить критическую инфраструктуру». Все-таки в «Эксмо» работают умные ребята и в эту опасную степь не лезут.
5. Надо ли отдавать за новую книгу Пелевина 1300 рублей и покупать в печатном формате? Конечно, нет. Качнуть с флибусты или торрентов, быстренько угарнуть и забыть — вот формат, в котором стоит читать «Круть».