Найти тему
Александр Дедушка

Жажда воды и жажда богообщения. Есть ли она у нас?

Иисус Христос и самарянка
Иисус Христос и самарянка

Это из знаменитой беседы Иисуса Христа с самарянкой – самым длинным диалогом Сына Божьего с людьми, зафиксированном в Евангелии.

Все начинается с самой обыкновенной жажды.

Иисус Христос просит пить у пришедшей к колодцу самарянки:

«Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай мне пить». Ин. 4. 7.

Иисус Христос испытывает ту же самую жажду, которую испытывал много раз каждый из нас.

И в этой связи стоит сказать о том, что жажда, как необходимость восполнения потребностей организма в воде является даже более насущной потребностью, чем пища.

Мы на 80% состоим из воды, и если не будем эти запасы постоянно пополнять – смерть неминуема.

Однако же, вскоре разговор у колодца уходит от обыкновенной жажды и обыкновенной воды в сторону чего-то непонятного.

Речь начинает идти о какой-то «живой воде»:

«Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую». Ин. 4. 10.

Итак, есть вода обычная, которая удовлетворяет жажду, а есть «вода живая».

Ясно, что связь с обычной водою здесь чисто символическая и внешняя – речь идет о чем-то духовном.

Но Иисус Христос не сразу уходит от внешнего сходства – и ту и другую нужно «пить», только вот есть существенная разница в последствиях:

«…всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять;

А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную». Ин. 4. 13-14.

Итак, в чем разница?

И ту и другую воду нужно «пить». То есть принимать или, точнее, воспринимать внутрь себя.

Однако же, физическую воду человек необходимо захочет снова. И снова придется искать внешний источник для ее восполнения.

А вот «живую воду» уже не придется искать. После ее потребления, внутри человека открывается свой собственный источник живой воды.

И не просто открывается, начинает течь с такой силой, что буде течь до самого Царства Небесного – в жизнь вечную.

По единодушному мнения святых отцов, речь идет о благодати Святого Духа, которую Иисус Христос должен был преподать верующим в Него:

«Христос отвлекает мысль самарянки от простой воды к воде духовной. Что говорить долго об этой простой воде, которая не может навсегда насытить человека? Пусть это будет вода источника, бьющего из под земли, - все таки, выпив и такой воды, захочешь пить снова. Нет, есть вода иного рода, которая навеки утолит жажду человека. Эта вода может быть дана только Христом и притом не сейчас (дам – будущее время). Но мало того, эта новая вода навсегда утолит жажду в человеке: она сама явится в человеки источником, вода которого потечет в жизнь вечную.

Христос, очевидно, говорит здесь о благодати Духа Святого, которая будет подаваться верующим во Христа, благодаря Его спасительным заслугам. Эта благодать не останется в сердце верующего мертвым капиталом, а станет увеличиваться все более и более и, наконец, потечет как обильная водою река в широкое море в вечную жизнь. Здесь, на земле, этому потоку благодати приходится течь недолго – он, так сказать, сам стремится на более обширные пространства небесного царства». (Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина)

Таким образом, если выразить «живую воду» одним словом, то это благодать богообщения, или просто богообщение.

Вот что не просто напояет человека без необходимости черпания из каких-либо других источников.

И не просто напоевает, но и открывает в нем самом источник вечной жизни.

Такой источник, к которому уже могут припадать другие жаждущие люди, напоеваться им, и в свою очередь открывать уже в себе свои собственные источники богообщения.

Вопрос только в одном. А есть ли у нас жажда богообщения?

Ведь для того, чтобы открыть в себе этот источник нужно сначала возжаждать его. Без этой жажды ничего не будет.

И здесь приходится констатировать: увы!..

И ладно бы в среде неверов и барабанщиков. Им все это покажется пустой болтовней. Кроме обычной воды и ее многочисленных суррогатов (от кока-колы до крепких спиртных напитков) им ничего в жизни не нужно.

Но и среди нас, так называемых верующих, много ли жаждущих подлинного богообщения?

Мы не то, что не жаждем, мы боимся этого – ведь это же невероятная ответственность, ибо у Бога ни одно слово не должно быть сказано напрасно и остаться бессильным.

Так зачем нам настоящее богообщения!?..

Лучше жить, как живем, лишь внешне соблюдая молитвы и таинства, но не вступая через них в общение с Богом.

А то, что такой вариант будет рано или поздно отвергнут Богом как лицемерное нечестие нас не волнует.

Нам так удобно – и все.

Горе нам!..