Прогуляемся по московским адресам Осипа Эмильевича и Надежды Яковлевны Мандельштамов?
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Санкт-Петербурге, а Надежда Яковлевна Хазина в Саратове. 1 мая 1919 года они встретятся в киевском арт-кафе «Х. Л. А. М.» (Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты).
Позже о них напишет в своём дневнике литературовед, биограф и писатель Александр Иосифович Дейч (его фонд сейчас хранится в РГАЛИ - более 3000 единиц):
Появилась явно влюблённая пара — Надя Х. и О. М. Она с большим букетом водяных лилий, видно, были на днепровских затонах.
В 1922 году они поженятся и переедут в Москву.
Договоримся сразу, что Осипа Эмильевича мы будем называть просто О.М., как его в своих «Воспоминаниях» называла Надежда Яковлевна.
Итак, О.М. уже бывал в Москве в 1916 году в период своей увлечённости Мариной Цветаевой. Она описывала это время так:
Чудесные дни с февраля по июнь 1916 года, дни, когда я Мандельштаму дарила Москву. Не так много мне в жизни писали хороших стихов, а главное: не так часто поэт вдохновляется поэтом…
И позже бывал не раз...
Но нам важен период с 1922 года, когда Надежда Яковлевна обосновалась в жизни О.М. окончательно и бесповоротно. Соратница, верный «товарищ большеротый», «нищенка-подруга», «Надинька», посвятившая свою жизнь сохранению поэтического наследия Мандельштама. Опасаясь обысков, изъятий и арестов, она делала бесконечные копии архивов и заучивала его стихи наизусть.
📍Борисоглебский пер., 6с1 (кв.3)
Сейчас здесь находится Дом-музей Марины Цветаевой. Не удивляйтесь, но первым адресом Мандельштамов в Москве действительно стала квартира Марины Цветаевой. Эту весьма своеобразную квартиру она арендовала вместе с мужем Сергеем Эфроном с осени 1914 года. Любопытно, что у них был свой особняк на Полянке, который решено было сдавать, чтобы въехать именно в это жилище (их подкупило месторасположение и необыкновенная планировка).
Вот, что писала об этой квартире Елена Оттобальдовна Глазер (она же Кириенко-Волошина, мать поэта Максимилиана Волошина):
Вышло так, что я буду жить с Мариной и Серёжей в Борисоглебском переулке, дом №6, в самой фантастической квартире №3, состоящей из 7 комнат, помещающихся в 3-х этажах.
Следует уточнить, что в 1918 году фантастическую квартиру №3 «уплотнили» из расчета 1 комната на 1 взрослого человека. Вообще, этот дом заслуживает отдельной прогулки, а пока мы сделали небольшую нарезку из архивной съемки (2004 года) комнат в доме в Борисоглебском переулке:
В 2017 году в Доме-музее была сделана реставрация, а на сайте есть очень качественный 3D-тур. Рекомендуем!
Мандельштамы жили у Цветаевой весной 1922 года, пока та не уехала в эмиграцию в начале мая.
📍Тверской б-р, 25. Дом Герцена
В мае 1922 года О.М. и Надежда Яковлевна получают комнату в левом флигеле легендарного дома Герцена (известного еще как усадьба А.А. Яковлева), где проживут следующие 14 месяцев. За это время О.М. пишет множество статей, очерков, занимается переводами и, конечно, пишет стихи. В 1923 году выходит его «Вторая книга», а так же 3-е издание «Камня».
Этот дом неспроста назвали легендарным, он богат на события. Здесь в 1812 году родился писатель и публицист Александр Герцен. В середине 19-го века тут собирался философско-литературный клуб Свербеевых, который по пятницам посещали Крылов, Гоголь, Белинский, Чаадаев и другие знаменитые персоны. Этот дом был описан у Михаила Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» как «Дом Грибоедова». А 1 декабря 1933 года в нём начал свою работу Литературный институт им. Горького. Здесь в своё время жили такие мастера литературного пера как Пастернак, Платонов, Олеша, Гроссман, Астафьев и этот список можно продолжать еще.
В начале августа 1923 года Мандельштамы уезжают в Крым, откуда О.М. пишет «заявленье» о своем выходе из числа членов Всероссийского Союза Писателей и освобождении занимаемой в доме Герцена комнате:
Превосходное помещенье левого флигеля общежития на Тв‹ерском› б‹ульваре›, с хорошими комнатами и коридорной системой благодаря небрежности Правленья почти пропадает, как рабочий дом писателя. Хозяйственная комиссия, не имея, очевидно, представленья о дисциплине культурного общежитья, соблюдаемой в любой приличной частной квартире, снисходительно предлагает людям два года подряд «ютиться» там, где они могли бы жить и работать.
Во-первых: огромная часть площади общежитья, лучшая и наиболее удобная для серьезной работы, отведена гр. Свирскому, совершенно неприспособленному для сожительства с работниками пера.
Во-вторых: благодаря оплошности Правленья, гр. Свирский несет официальное званье «коменданта» (?) Союза, что позволяет ему держать себя в квартире исключительно развязно и по-хозяйски.
С утра до позднего вечера на кухне громкий шум от хозяйственных передряг Свирских и громогласных пререканий с прислугой (кстати, уборщицу общежития Свирский обратил в свою личную прислугу, не внушив ей ни малейшего уваженья к спокойствию и к требованиям обитателей квартиры).
В теченье всей зимы по всему дому расхаживало с песнями и музыкой, свистом и гоготаньем до десяти, приблизительно, не имеющих ни малейшего отношенья к литературе молодых людей, считающих себя в гостях у сына Свирского и относящихся к общежитию, как к своему клубу.
Вот тебе и Алексей Иванович Свирский! «Рыжик» 20 лет спустя…
Сейчас на фасаде дома Герцена можно увидеть мемориальную доску О.Э. Мандельштаму.
Спойлер: на этот адрес мы с вами еще вернемся вместе с Мандельштамами.
📍Савельевский пер., 9
С 1993 года - Пожарский переулок.
В этом великолепном 4-этажном доме, построенном в 1908 году по проекту архитектора Петра Ушакова, жил брат Надежды Яковлевны - Евгений Яковлевич Хазин. Мандельштамы прожили у него около 3 недель в 1923 году. В письме своему отцу О.М. писал:
… мы три недели жили у Евгения Яковлевича на Остоженке. Это было довольно уютно и весело благодаря его милому характеру и тому, что он как раз перед этим развелся с женой, — но не очень удобно…
По соседству с Хазиным жил знаменитый артист и постановщик МХАТа Иван Москвин. Как раз в это время, когда Мандельштамы гостили у Евгения Яковлевича, у Москвина жил Борис Щукин. В честь него позже назовут всем известный Театральный институт.
Здание является памятником архитектуры.
📍Большая Якиманка, 45
Зиму 1923-1924 года (с перерывом на новогодние праздники, которые провели в Киеве) Мандельштамы прожили в комнате квартиры №8 на Якиманке. О.М. всё еще много работает - пишет и занимается переводческой деятельностью.
Дом был снесён в 1973 году. Сейчас на его месте находится посольство Франции.
Летом 1924 года О.М. и Надежда Яковлевна перебираются в Ленинград. На следующие несколько лет Москва станет для них перевалочным пунктом на курорты Крыма.
📍Малая Бронная ул., 18/13
Осенью 1929 и предположительно до начала 1930 года Мандельштамы снимали комнату у «ИТРовского работника». Это известно из воспоминаний Эммы Герштейн - литературоведа и мемуариста, большой подруги и, в дальнейшем, главного оппонента Надежды Яковлевны.
В этот период О.М. ведёт «Литературную страницу» в газете «Московский комсомолец», а после переходит в газету «Вечерняя Москва» и журнал «Пятидневка».
В мае 1930 года Мандельштамы перебираются в Армению…
📍Ул. Щипок, 6/8
… и, вернувшись обратно в ноябре-декабре 1930 года, селятся в служебной квартире отца Эммы Герштейн. Квартира находилась в особняке на территории больницы им. Н.А. Семашко (до 1917 года - Богадельня Солодовниковых), где Григорий Моисеевич Герштейн был в своё время главным врачом. Позже больница будет преобразована в Национальный медицинский исследовательский центр хирургии имени А. В. Вишневского.
Сегодня конкретно в этом здании базируется Стоматологическая поликлиника №3.
В следующей части пройдёмся по остальным московским адресам Мандельштамов: узнаем, сколько комнат отделяет супругов от собственной квартиры; вспомним популярный советский приключенческий боевик; и процитируем Булгакова.
А если вам понравилась статья, предлагаем почитать и про московские адреса Маяковского.