Найти тему

5 фактов о знаменитых картинах, которые вас точно заинтересуют

Оглавление

За многими картинами стоят любопытные факты их создания, малозаметные детали и скрытые посторонние предметы.

Мы раскопали несколько таких интересных фактов и хотим ими поделиться с вами. Приятного чтения!

1. Кот, который спас ребенка

В 1421 году Нидерланды постигло страшное наводнение. Затопленными оказались 72 деревни, 100 000 человек утонули.

Это событие спустя 4 века легло в основу картины Лоуренса Альма-Тадемы «Наводнение в Бисбосе в 1421 году». Художник изобразил сюжет местной легенды. Согласно ей, после катастрофы выжившие жители обнаружили на небольшом клочке суши кроватку. Ее прибило к берегу. В ней, словно сумасшедший, с края на край скакал кот. Жители решили спасти обезумевшее животное. Но каково же было их изумление, когда в постельке они увидели спокойно спящего младенца. Прыгающий туда-сюда кот поддерживал равновесие кровати, чтобы вода не смогла добраться до него.

Легенда гласит, что даже простыни внутри кроватки были сухими. Интересно, выдумка ли это на самом деле?

Лоуренс Альма-Тадема «Наводнение в Бисбосе в 1421 году», 1856 г.
Лоуренс Альма-Тадема «Наводнение в Бисбосе в 1421 году», 1856 г.

2. Добро и зло на картине «Неравный брак»

Если разделить картину Василия Пукирева «Неравный брак» по диагонали на две части, то в правой половине окажутся невеста и 2 ее друга. Слева расположены приглашенные со стороны жениха: художник нарочно изобразил их лица неприятными. Таким образом полотно делится на 2 смысловые части, которые олицетворяют добро и зло.

Кстати, на самом деле на картине не одна невеста, а целых три. Сама главная героиня вот-вот станет супругой пожилого мужчины. Но обратите внимание, что рядом с женихом, буквально за его плечом стоит дама. Часто ее называют свахой. Тогда почему же на ней венок невесты? И стоит она как будто в белом одеянии. И есть ещё одна женщина с венком на голове. Прямо за спиной священника. Мы видим лишь часть лица. Но венок на ее голове тоже говорит о том, что она невеста.

На самом деле это призраки двух предыдущих жен мужчины, которых автор добавил на картину, чтобы показать разницу в возрасте жениха и невесты.

А еще считается, что на картине «Неравный брак» художник изобразил себя и своего друга: присмотритесь к мужчине с бородой, скрестившему руки на груди, это сам автор. Рядом с ним стоит друг художника, тоже художник — П.М. Шмельков.

Василий Пукирев «Неравный брак», 1862 г.
Василий Пукирев «Неравный брак», 1862 г.

3. Клоны любимой женщины

На эпичном полотне «Последний день Помпеи» среди толпы Карл Брюллов изобразил свою возлюбленную — графиню Юлию Самойлову. Причем не единожды: по мнению искусствоведов, ее образ воплощается в различных девушках на картине минимум 4 раза.

Карл Брюллов «Последний день Помпеи», 1833 г.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи», 1833 г.

4. Ошибка Репина в интерьере

В картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Илья Репин совершил заметную ошибку с точки зрения истории искусств.

Проблема заключается в интерьере дворца в Александровской слободе. Художнику пришлось изображать облик комнаты, опираясь исключительно на свои знания, ведь от царских палат времен Ивана Грозного сохранилось немногое.

На стене позади героев висит картина. Разглядеть ее довольно трудно, но видно, что это портрет человека в полный рост. В руках — скипетр и держава, на голове — шапка Мономаха. То есть Репин изобразил событие, которое произошло в 1581 году, а царские портреты такого типа появились на Руси только в XVII веке. И даже в конце XVII века почетный большой формат, когда царей пишут во весь рост, появляется в основном лишь на иконах.

Мы считаем, что художникам можно прощать такие «ошибки», а вы как думаете?

Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 г.
Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885 г.

5. Одна картина, два художника

Автором картины «Утро в сосновом лесу» часто указывается Иван Шишкин. При этом на этой картине Шишкин нарисовал только лес, а вот обаятельные мишки принадлежат перу художника Константина Савицкого. Правда, выполнены они все же по эскизам Шишкина.

И все же коллекционер Павел Третьяков стер имя Константина Савицкого с картины, ведь, по его мнению, в картине, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственным именно Шишкину.

Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу», 1889 г.
Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу», 1889 г.

На этом все. А вы любите искать такие детали в картинах и читать истории их создания? Поделитесь в комментариях, нам интересно!


Ну и, конечно, подписывайтесь на наш телеграм-канал, чтобы ежедневно читать интересные новости из мира искусства (и заодно немного подсмотреть за жизнью студентов факультета арт-бизнеса:)

ПОДПИСАТЬСЯ