Погрузившись во французскую культуру 19 века, я обнаружила там парад звёзд - и не только в музыке. Всем известно, что музыканты часто бывают "с прибабахом". А вот профессия математика или астронома располагает к спокойствию и рассудительности.
Да как же...
Садитесь поудобнее, я поведаю вам о невероятных приключениях Франсуа Араго (1786-1853).
Эксцентричная семейка Араго
Такую биографию не мог бы выдумать даже завзятый фантаст типа Жюль Верна или мастер динамичной беллетристики вроде Дюма-отца.
Собственно, можно прочитать эту биографию в сжатом виде в русской Википедии, но мы же не ищем легких путей, как не искал их наш герой! Нам интересно, откуда такие люди берутся и как их выращивают. Поэтому обратимся к другим источникам, в основном, иностранным.
Наш герой родился в городишке Эстажель близ Перпиньяна, что в Восточных Пиренеях - то есть, в живописной глуши. И говорили там в основном не по-французски, а по-каталонски.
Отец, Франсуа Бонавентюр, был скромным юристом, мать, Мари - хранительницей очага. У них родилось 11 детей, но выжили шесть сыновей и две дочери. Когда в 1814 году глава семьи умер, матери пришлось кормить восемь ртов, и каждого отпрыска куда-то пристраивать. Она справилась!
Биографии всех братьев Араго оказались нескучными.
- Франсуа (1786–1853) - старший брат, сделался знаменитым астрономом, физиком и видным французским политиком.
- Жан (1788–1836) сначала служил кассиром на шахте в Перпиньяне, а потом подался воевать в Мексику, где снискал ратную славу и дослужился до генерала.
- Жак Этьен Виктор (1790–1854) был мирного нрава и стал писателем - романистом и драматургом. Однако в 1817-20 году семейная тяга к приключениям взяла верх, и он совершил кругосветное путешествие на корабле с символичным названием "Урания", которое описал в двухтомном труде с приложенной к нему картой и собственноручно выполненными иллюстрациями.
- Виктор (1792–1867) обладал талантом к технике и пошел по военной стезе.
- Жозеф (1796–1860) тоже предпочел военное ремесло и, послужив во Франции, уплыл вслед за Жаном воевать в Мексику.
- Этьен (1802–1892) поначалу писал театральные пьесы, потом занялся политикой, а в 1870 стал мэром Парижа.
Талантливые провинциалы, братья Араго, сумели оставить след в истории, причем в разных областях.
Франсуа Араго: между военной карьерой и тягой к науке
Старший из братьев мечтал стать военным. Это нетрудно понять: его юность пришлась на годы наполеоновских походов, поначалу ошеломляюще победоносных, затем не столь успешных, и наконец завершившихся разгромом Великой армии при Ватерлоо. Однако тупо маршировать, не имея образования, ему не хотелось, мозги у юноши были отменные.
В 1803 году Франсуа поступил в Политехническую школу в Париже, но вскоре разочаровался: ему показалось, что там царит скука и рутина, и он знает больше, чем некоторые преподаватели. К тому же надо было зарабатывать на жизнь. И в 1804 году ему исхлопотали место секретаря Парижской обсерватории, где он познакомился с Лапласом. Вскоре энергичного Араго назначили в помощники к именитому математику, географу и геодезисту Жану-Батисту Био (Biot, 1774-1862). И вместе с Био он отправился в 1806 году в научную экспедицию в Испанию для окончания геодезических измерений дуги меридиана, проходящего через Францию и Балеарские острова.
Вот тут-то их и накрыло...
О злоключениях на Пиренеях поведал сам Араго в мемуарах о своей бурной юности.
Нужно еще раз напомнить: время было военное. И военные действия шли в том числе в Испании.
Казалось бы, мирная научная экспедиция двух безобидных геодизистов. Но! Они вели наблюдения с помощью довольно мощных приборов, и нередко делали это ночью, вдали от обитаемых мест. Подозрительно? Еще бы!
Био, произведя нужные ему вычисления, успел в 1807 году вернуться во Францию, оставив Араго довершать работы на острове Майорка. В самый непредвиденный момент одинокого геодезиста-астронома окружила вооруженная толпа местных патриотов, решивших, что он французский шпион, коль скоро подает с вершины горы какие-то сигналы и постоянно куда-то смотрит в трубу.
Его запросто могли убить, но все-таки отвели для разбирательства к местным властям, а те посоветовали ему не ерепениться и добровольно согласиться на заключение в неприступной крепости Бельвер - ради его же безопасности. А то французы и впрямь уже маршируют по испанским дорогам, и разозленные испанцы намерены задать им жару - можно угодить под горячую руку.
Араго согласился принять условия игры и стал узником крепости Бельвер, построенной на совесть близ Пальмы де Майорка еще в 14 веке.
Будете на Майорке, загляните, полюбуйтесь. Это недалеко от столицы, Пальма де Майорка. Я там не была, изучала только карты и картинки.
Казалось бы, отсюда не убежишь. Но Араго убежал! 28 июля 1808 года он договорился с сочувствовавшими ему людьми, и на рыбацкой лодке уплыл... в Алжир. Видимо, это было самым разумным решением. Из Алжира он собирался перебраться во Францию, в Марсель.
И вот уже Марсель почти виден издали, как вдруг 16 августа на корабль, везущий Араго во Францию, нападают испанские пираты и берут всех в плен.
На сей раз пленников отвезли в городок Паламос в испанской (каталонской!) провинции Жирона. И там Араго протомился еще три месяца, пока в ситуацию не вмешался дей Мустафа-Паша- правитель Алжира, связанный с пиратами и приказавший им освободить захваченное судно с командой и пассажирами.
Но и это был не конец!
В эпоху парусников мореплавание сильно зависело от направления ветра. Обстановка сложилась такая, что судно вместо Марселя было вынуждено причалить к северно-африканскому берегу, бросив якорь в берберском порту Беджая.
Оттуда никаких морских рейсов во Францию не существовало. И Араго пришлось добираться до столицы - Алжира - по суше, что было не менее опасно, чем производить геодезические измерения во время войны на Пиренеях.
Понятно, что путешествовать в таких диких краях в цилиндре и во фраке было бы самоубийством. Араго переоделся в арабское платье, но его все-таки опознали как иностранца, и одна агрессивная женщина накинулась на него с дубинкой. К счастью, пронесло, не убила.
В Алжире тоже всё пошло не гладко.
Прежний дей, Мустафа-паша, был убит, а новый, Хаджи Али бен Халил, покровительствовал берберийским пиратам. Он объявил Араго рабом, но, поскольку тот был весьма образован, его использовали как переводчика на кораблях корсаров. Лишь активное вмешательство французского консула привело в 1809 году к освобождению Араго, и тот отправился в Марсель, но по пути едва не попал в руки англичан, воевавших с французами.
Судьба явно хранила его для астрономии!
И он невредимым доплыл до родной Франции. В Марсель он прибыл 2 июля 1809 года, причем за годы своих невероятных скитаний с двумя заточениями и двукратным попаданием в плен к пиратам ухитрился не растерять данные научных наблюдений и результаты вычислений, которые привез в Париж, где был встречен как герой и триумфатор.
Я опустила в этом кратком пересказе множество колоритных деталей, которые могут показаться еще более невероятными, чем описанные.
А ведь мы еще не добрались до собственно астрономии Араго.
Видимо, уже в другой раз.
Напиши роман про такого героя кто-то из беллетристов, читатель, пожалуй, скажет: ну, автор наворотил, такого не бывает! Чистая фантастика.
Я не ручаюсь, что Араго в своих мемуарах о бурной юности ничего не выдумал и не приукрасил. Но канву событий, видимо, изложил верно.
Такая была у человека интересная биография.