В выпуске журнала Document осень/зима 2024-25 актёр Джейк Джилленхол и швейцарский искусствовед Ханс Ульрих Обрист (Hans Ulrich Obrist) обсудили силу слова на бумаге, сцене и экране.
Текст: Майя Котомори (Maya Kotomori)
Фотограф: Каспер Съерсен (Casper Sejersen)
Стиль: Beat Bolliger
Актёр театра и кино Джейк Джилленхол занимается созданием “реальности” из слова на бумаге. Его личные теории об актёрском мастерстве представляют собой переработанную версию положений книги британского философа Джона Лэнгшо Остина "Как делать вещи словами" (1962, J. L. Austin – How to Do Things with Words). Он предположил, что язык не просто передаёт информацию, но и действие. Перформативные речевые акты – обещание, приказ, предупреждение, декларация, например, “Отныне я объявляю вас мужем и женой!” – по словам Остина, не просто описывают мир, но и влияют на жизненный опыт. Джилленхол, интерпретируя сценарий, превращает написанное слово в действие. “Актёрская игра – это интерпретация чужого текста,” – говорит он.
Джилленхол – настоящий оборотень, он неподражаем в своём внимании к деталям характера. Его фильмография – яркое тому доказательство, а скоро он проявит себя на театральной сцене в роли Яго в бродвейской постановке "Отелло" (2025) режиссёра Кенни Леона. Про свою роль Яго актёр говорит, что это один из самых злодейских персонажей, когда-либо созданных. Но он не может подойти к его разработке так поверхностно, в этой идее нет ничего практического. Он рассуждает, что нужно смотреть глубже – Яго одинок, ему больно, и в работе над ролью Джилленхол пытается понять, какую боль испытывает его персонаж и где в Яго человеческое?
Вообще пьеса “Отелло” обладает даром предвидения. Это тот пример литературы, который выходит за пределы времени, остаётся вечным и показывает читателям самих себя. Джилленхол говорит: “Для меня исполнение– это большой вызов, вызов в интерпретации. И я спросил себя, что на самом деле пугает меня как исполнителя, и ответом был Шекспир. Мне нравится– в кино или в театре – глубокий вызов”. Он и принял этот вызов, взявшись за роль Яго. Актёр не был уверен, как у него получится эта роль, удастся ли ему воплотить этот образ, но, по его мнению, из таких колебаний получаются по-настоящему интересные вещи.
Джейк Джилленхол ещё рассказал про его сотрудничество с Cartier и Prada, про детскую книгу, которую написал совместно с Гретой Карузо “Тайное сообщество тётушек и дядюшек” (The Secret Society of Aunts and Uncles), про свою продюсерскую компанию Nine Stories Productions и про то, что любит готовить.
Cartier и Prada позволяют ему быть тем, кто он есть, выражать себя как художника, не ограничиваясь. Они его поддерживают, и он отвечает им тем же, разделяя их взгляды.
В сентябре 2023 года вышла книга “Тайное сообщество тётушек и дядюшек” в соавторстве с Гретой Карузо, его лучшей подругой. Над этой книгой они работали несколько лет, начав ещё тогда, когда у Греты не было своих детей. Теперь у неё есть двое своих, а Джейк пока знает, что такое быть дядюшкой, а отцовство он для себя пока не открыл.
Через Nine Stories Джилленхол хочет показывать истории, которые могли быть отвергнуты другими компаниями: “Иногда бизнес действительно может взять верх над искусством. Но мы не всегда стараемся прислушиваться только к мнению бизнеса. Мы стараемся, чтобы художники рассказали свою историю, а другие бы брали с них пример и защищали бы их видение”. Словом, он создал пространство, где оказывается помощь кинематографистам.
***
Справка про интервьюера:
Ганс Ульрих Обрист также является мастером лингвистического перформанса. Художественный руководитель лондонской галереи Serpentine Galleries, где он работает с 2006года, Обрист наиболее известен своими непревзойдёнными детализированными интервью. Однажды, будучи студентом, он прочитал интервью Пьера Кабана и Марселя Дюшана, что его и вдохновило делать так же. В 2014 году вышла его книга “Пути кураторства" (Ways of Curating) и стала своего рода интеллектуальной сенсацией. Книга была основана на десятилетиях кураторской практики, начало которой, по легенде, было положено проведённой в 1991году на кухне его квартиры.
Прямо сейчас в Serpentine Обрист курирует серию выставок “Год искусственного интеллекта”(Year of AI), объединяющих искусство, архитектуру, перформанс, образование и человеческие связи.
***
Ссылка на полную статью: