Валерий Подмаско
Пулеметное вооружение танков «Рено-русский»
С вооружением танков «Рено-русский» были свои серьезные проблемы. Согласно первоначальному плану, намеревались изготовить всего 5 пушечных и 10 пулеметных танков. Один пушечный и два пулеметных танка должны были составлять боевое звено. Казалось, что такое 5 пушек калибра 37-мм и 10 пулеметов? Но все было не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Французы вооружали танки «Renault FT» 8-мм станковыми пулеметами Гочкисса образца 1914 года (фр. «Mitrailleuse Hotchkiss Mle 1914») или 37-мм короткоствольными (21 калибр – 777 мм) полуавтоматическими танковыми пушками Пюто образца 1918 года (фр. «Canon de 37 mm SA 18 Puteaux»). И танки, и их оружие были проверены в боях последнего периода Первой мировой войны.
Станковый пулемет Гочкисса был разработан Бенджамином Гочкиссом (1826-1886 гг.) – американским конструктором и предпринимателем, перебравшимся во Францию и основавшим там компанию «Hotchkiss et Cie» (фр. «Société Anonyme des Anciens Etablissements Hotchkiss et Cie») (1875-1966 гг.). Станковый пулемет – это, пожалуй, самое известное, но далеко не единственное детище Гочкисса. Он был принят на вооружение Французской армии в 1897 году (фр. «Mitrailleuse Hotchkiss Mle 1897»). Тогда слово «пулемет» буквально во всем мире ассоциировалось с пулеметом другого американского конструктора – Хайрема Максима (1840-1916 гг.). Его пулемет вошел в историю нашей страны и российских вооруженных сил под именем «Максим». Пулемет Максима существенно отличался от пулемета Гочкисса. Пулемет Максима использовал для перезарядки энергию отдачи, а пулемет Гочкисса – энергию пороховых газов, отводимых из его ствола. У пулеметов было еще одно принципиальное отличие: пулемет Максима имел водяное охлаждение ствола, а пулемет Гочкисса – воздушное. Были различия и в системах питания пулеметов: питание пулемета Максима производилось матерчатыми или металлическими лентами, а питание пулемета Гочкисса – магазинами кассетного типа по 24 патрона.
У пулемета Максима было много достоинств: он был надежен, безотказен, ремонтопригоден и, что самое главное, в России он был хорошо известен всем ветеранам Первой мировой войны. Пулемет Максима вполне мог претендовать на место в башне танка «Рено-русский». Благо, уже были примеры удачной замены пулемета Гочкисса на пулемет Максима в танке «Renault FT». Трофейные танки с этими пулеметами оказались в Народно-Революционной Армии (НРА) Дальневосточной республики (ДВР). На Дальний Восток они попали из США. Видимо, там их и перевооружили, однако точно это неизвестно. Другой пример: в 1923 году Литовская армия приобрела 12 «поношенных» танков «Renault FT». Литовцы их отремонтировали и вооружили 7,92-мм пулеметами «MG-08», которые являлись немецкой версией пулемета Максима. Литовский пример демонстрирует, что для перевооружения танков «Renault FT» пулеметами Максима не требуется мощного военно-промышленного комплекса. Думаю, что создатели танка «Рено-русский» прекрасно это понимали, и у них был выбор: они могли вооружить пулеметные танки «Рено-русский» знакомым «до боли в сердце» пулеметом Максима. Возможно, от пулемета Максима отказались только тогда, когда было принято решение вооружить Рено-русские сразу и пушками, и пулеметами. Пулемет Максима явно не подходил для сожительства с 37-мм пушкой в башне легкого танка. Не подходил для этого и пулемет Гочкисса обр. 1914 года. Однако до принятия указанного решения пулемет Гочкисса обр. 1914 года почему-то был главным претендентом на звание штатного оружия всех пулеметных танков «Рено-русский».
В предвоенный период во Франции появились две почти идентичные модели пулемета Гочкисса – модели 1900 и 1914 годов. Однако именно «Hotchkiss Mle 1914» стал основным автоматическим оружием Французской армии в Первой мировой войне. Всего за годы Первой мировой войны во Франции произвели 65 тыс. пулеметов Гочкиса обр. 1914 года, 47 тыс. из них поступили во Французскую армию, остальные были отправлены союзникам, прежде всего, американцам (7 тыс. пулеметов). Кроме этого, пулемет производился в ряде стран по лицензиям компании «Hotchkiss et Cie». Во Франции и за рубежом пулемет Гочкисса обр. 1914 года оставался на вооружении вплоть до начала Второй Мировой войны.
В 1917 году станковый пулемет «Hotchkiss Mle 1914» попал и в Россию. Согласно энциклопедии «Русская Армия в Первой мировой войне (1914-1918)», Российская Империя заказала во Франции 500 пулеметов «Hotchkiss Mle 1914». На начало 1917 года все пулеметы были доставлены в Россию, и все они попали в пехотные полки Кавказского фронта. Причина такого распределения в том, что на Кавказе многие пехотные части Русской армии были вооружены французскими 8-мм винтовками Лебеля (фр. «Fusil Mle 1886», «Fusil Lebel»), и вооружение этих частей 8-мм пулеметами Гочкисса упрощало задачу их снабжения патронами. После Революции часть пулеметов Гочкисса использовалась в ходе Гражданской войны, в том числе и в Красной армии. Соответственно, в Красной армии вполне можно было отыскать десяток пулеметов «Hotchkiss Mle 1914», чтобы установить на танки «Рено-русский». Тем более, что французы использовали пулеметы Гочкисса не только в пехоте. Их устанавливали на бронеавтомобили и танки, прежде всего, на танки «Renault FT». Для этого французам пришлось отказаться от кассетного питания бортовых пулеметов и перейти на питание металлическими лентами, которые содержали по 250 патрон.
Если проблему с неудобной системой питания пулемета Гочкисса решили без особого труда, то проблема, порожденная большой длиной этого пулемета, не поддавалась радикальному решению. В полевых условиях длина пулемета не имеет особого значения, но при установке того же пулемета в танк или бронеавтомобиль каждый лишний сантиметр его длины становится болезненно ощутимым. Длина пулемета Гочкисса составляет 1 940 мм, т.е. почти два метра, при длине ствола в 800 мм. Кстати, длина пулемета Максима – 1 067 мм при длине ствола 721 мм. Установить в башню танка «Renault FT» пулемет Гочкисса обр. 1914 года вместе с пушкой было категорически невозможно. Однако массовое производство танков «Renault FT» позволяло французам не мучиться по поводу вооружения своих легких танков сразу и пушкой, и пулеметом. Они пошли по пути производства пулеметных и пушечных танков. С другой стороны, налаженное массовое производство пулеметов Гочкисса обр. 1914 года позволяло тогда не мучиться и по поводу того, каким пулеметом вооружать пулеметные танки. О танкистах и удобстве их работы в тесном пространстве танка тогда мало беспокоились.
И вот самое главное: потребность в более компактном автоматическом оружии еще до начала Первой Мировой войны привела к появлению еще одной модели пулемета Гочкисса – ручного пулемета Гочкисса обр. 1908 года (фр. «Fusilmitrailleur Hotchkiss Mle 1909»). Эта модель была разработана на базе станкового пулемета «Mitrailleuse Hotchkiss Mle 1900» уже после смерти Бенджамина Гочкисса его преемником – американцем Лоуренсом Бенетом (1863-1941 гг.) и помощником Бенета – французом Анри Мерсье (годы жизни неизвестны). У французских военных пулемет обр. 1908 года не вызвал никакого (!) интереса, и только когда началась Мировая война, про него вспомнили и приняли на вооружение как «Hotchkiss Portative Mle 1908» или «M1908/13». В литературе, посвященной этому пулемету, наблюдаются разночтения. Одни авторы подчеркивают, что этот пулемет «сам по себе», другие настаивают, что это всего лишь одна из моделей станкового пулемета «Hotchkiss Mle 1897». Нет единодушия и по поводу датировки этой модели пулемета Гочкисса. Кто-то обозначает эту модель 1908 годом, кто-то – 1909 годом. Лично я определился таким образом: во Франции эта модель обозначалась и обозначается как модель 1908 года, а в Великобритании и в США – как модель 1909 года. Вы спросите: при чем здесь Великобритания и Соединенные Штаты Америки?
Дело в том, что пулемет «Hotchkiss Portative Mle 1908» пришелся по вкусу британским военным сразу, как только они с ним познакомились. Пулемет приняли на вооружение Британской армии как «Hotchkiss M1909», «Hotchkiss.303 Portable Mk I» или «Hotchkiss Mk I». Уже в ходе Первой мировой войны в Англии было налажено его производство. Пулемет производили в больших количествах под британский патрон 7,7-мм. За годы войны изготовили 40 тыс. пулеметов Гочкисса обр. 1909 года. Эти пулеметы поставлялись в Британскую и Французскую армии. Поставляли пулеметы Гочкисса обр. 1909 года и в Японию, Грецию, Испанию, Норвегию и даже в Бразилию. В США пулемет был принят на вооружение как «M1909 Benét-Mercié». Его серийное производство было налажено на Спрингфилдском арсенале (Массачусетс) и на заводе Кольта (Коннектикут). Правда, масштабы американского производства не шли ни в какое сравнение с масштабами европейского производства этого пулемета: в США было изготовлено всего 670 пулеметов «Benét-Mercié».
В Великобритании выпускалось две версии пулемета «Hotchkiss Mk I»: с деревянным прикладом для кавалерии и пехоты и с пистолетной рукояткой и складным прикладом для установки на танки, бронеавтомобили и самолеты. Пулемет «Hotchkiss Mark I» имел кассетную подачу патронов. В кассете помещалось 30 патронов калибра 7,7-мм. Но самое главное в том, что Hotchkiss Mark I был короче, чем Hotchkiss M1914. Если длина последнего составляла почти два метра, то длина Hotchkiss Mark I составляла 1 187 мм при длине ствола в 596 мм. Для бортового пулемета эта разница в длине имела огромное значение.
В ходе Первой мировой войны военное ведомство Российской Империи заказало в Великобритании 500 пулеметов «Hotchkiss Mark I» в авиационном исполнении. Эти пулеметы были поставлены в Россию и переданы в авиационные части Русской армии. Позднее им, как и 8-мм пулеметам «Hotchkiss M1914», довелось поучаствовать и в Гражданской войне. Однако помимо 7,7-мм авиационных пулеметов «Hotchkiss Mark I», в Советскую Россию в ходе Гражданской войны попали и танковые 7,7-мм пулеметы «Hotchkiss Mark I». Ими были вооружены британские танки «Mark V» и «Mk A «Whippet», которые Великобритания передала белым армиям. Большинство из них вместе с пулеметами «Hotchkiss Mark I» досталось Красной Армии.
Таким образом, танки «Рено-русский» могли быть вооружены одним 8-мм пулеметом «Hotchkiss M1914» или одним 7,7-мм танковым пулеметом «Hotchkiss Mark I». Причем, пулеметы «Hotchkiss M1914» могли быть и пехотными, и танковыми – с трофейных французских танков «Renault FT». Однако, как я уже сказал, советское военное ведомство отказалось от пулеметных танков. Было решено, что все танки «Рено-русский», помимо 4 первых пушечных танков, следует вооружить и пушкой, и пулеметом, а так как проделать этот трюк с 8-мм пулеметом «Hotchkiss M1914» было невозможно, пушечно-пулеметные танки вооружили 7,7-мм танковыми пулеметами «Hotchkiss Mark I», снятыми с трофейных британских танков.
Пушечное вооружение танка «Рено-русский»
Пушка танка «Renault FT» (Canon de 37 mm SA 18 Puteaux) была получена путем доработки 37-мм пехотной пушки обр. 1916 года (фр. «Canon d'Infanterie de 37 Mle 1916 TRP», «37-mm Mle 1916»), разработанной и производившейся арсеналом «Пюто» (фр. «Puteaux»). Французская аббревиатура «TRP» расшифровывается как «Tir Rapide, Puteaux», что означает «скорострельная (системы) Пюто». Орудия этого типа являются одним из порождений Первой мировой войны. Другое их название говорит само за себя – «траншейные пушки». Эти пушки предназначались для уничтожения пулемётных гнёзд противника непосредственно из своих передовых траншей. Кстати, дальность выстрела пушки системы Puteaux прямой наводкой составляла всего 1,2 тыс. метров, но скорострельность достигала 15 выстрелов в минуту. Орудие было разборным и сравнительно легким (масса – 160,5 кг, самая тяжелая часть – 40 кг), что позволяло переносить его на намеченную позицию даже на руках и плечах расчета численностью 3-4 бойца.
Траншейные пушки относились в новому виду артиллерии. Этим новым видом стала «пехотная» артиллерия. «Пехотными» назывались пушки и гаубицы, которыми вооружались пехотные (стрелковые) батальоны и полки. Для стрельбы из пушки «Puteaux» в полевых условиях использовался небольшой колесный лафет. Для стрельбы в траншеях использовалась специальная тренога с двумя станинами. Танковый вариант траншейной пушки имел немного увеличенную длину ствола и усовершенствованный затвор, но, в принципе, в башне танка «Renault FT» можно было разместить и траншейный оригинал. Пушки «37-mm Mle 1916» поступали не только во Французскую армию. Ими во время Первой мировой войны вооружили и Американские экспедиционные войска в Европе. Эти пушки стояли на вооружении Американской армии сначала как пехотные, а затем – вплоть до 1941 года – как противотанковые орудия. Однако американцы в межвоенный период не использовали танковый вариант пушки «37-mm Mle 1916» для вооружения новой бронетехники. Французы же продолжали вооружать 37-мм танковыми пушками системы Puteaux свои новейшие легкие танки поддержки пехоты весь межвоенный период вплоть до начала Второй мировой войны. Так что 37-мм танковым пушкам «SA 18 Puteaux» пришлось повоевать еще и с Вермахтом.
При поиске пушек «Puteaux» для танков «Рено-русский» возникли проблемы. Эти пушки планировали найти на военно-морском складе Путиловского завода. Путиловцы при необходимости должны были отремонтировать найденные пушки и привести «в товарный вид». Удалось найти всего 5 пушек нужного калибра и происхождения, чего было достаточно для первоначальных планов вооружения танков «Рено-русский». Однако не все найденные пушки были танковыми, что и не удивительно для военно-морского склада. Танковыми были только две пушки. В документации они числились как «пушки системы Гочкисс типа Пютакс». Почему «системы Гочкисс»?
Дело в том, что в России знали, что пехотная (траншейная) пушка системы Puteaux является модификацией морской 37-мм (одно-фунтовой) револьверной пятиствольной пушки, разработанной в конце 1870-х годов все тем же Гочкиссом. Россия даже приобрела 150 таких пушек для своего флота, где их использовали в качестве противоминных орудий. Затем в начале 1887 года на Тульском оружейном заводе было организовано лицензионное производство этих пушек, и за 9 лет было выпущено еще 296 штук.
В начале 1880-х годов компания «Hotchkiss et Cie» начала производство уже одноствольных 37-мм морских пушек, которые также использовались как противоминные. В 1883 году Россия купила партию этих пушек и лицензию на их изготовление. Лицензионное производство этих пушек было налажено на небезызвестном нам Обуховском сталелитейном заводе. За период с 1897 по 1901 год там было произведено 155 одноствольных 37-мм пушек. Кстати, этими пушками по сей день вооружен легендарный русский крейсер «Аврора». Всего на 1 января 1901 года в Морском ведомстве Российской Империи насчитывалось 276 одноствольных противоминных пушек системы Гочкисс.
В то же время эти пушки производились почти во всех морских державах. Они были скорострельными, но слабыми орудиями, и очень скоро перестали удовлетворять военных моряков. В начале XX века от них начали отказываться и заменять более мощными орудиями. Однако французы уже в ходе Первой мировой войны нашли морской пушке Гочкисса новое применение: их после доработки начали использовать в качестве пехотной (траншейной) пушки.
Так вот, на военно-морском складе Путиловского завода, помимо двух 37-мм танковых пушек системы Puteaux, нашли еще и три одноствольных 37-мм морских пушки системы Гочкисса. Две из них были изготовлены на Обуховском заводе. Затем выяснилось, что из двух танковых пушек одна оказалась с нормальной правой нарезкой, а вторая – с левой. Откуда взялась пушка с левой нарезкой и производились ли арсеналом «Puteaux» такие пушки, не известно.
Невзирая ни на что, путиловцы начали готовить все 5 пушек к установке в башни танков «Рено-русский». Пушки снабдили бронемасками и плечевыми упорами, а 1 сентября 1920 года их отправили в Сормово. Сормовцы, не дожидаясь пушек из Петрограда, вооружили первый свой танк французской танковой пушкой «SA 18 Puteaux». По поводу этой пушки обычно пишут, что она была снята с неремонтопригодного трофейного танка «Renault FT». Откуда взялся этот «неремонтопригодный трофейный» танк непонятно, ведь танки, присланные в Сормово, были без вооружения. Как бы то ни было, первый танк «Рено-русский» был вооружен настоящим танковым орудием. Это был танк, получивший громкое, но труднопроизносимое название «Борец за Свободу Тов. Ленин». В декабре 1920 года в ходе испытания 5-ти присланных из Петрограда орудий выяснилось, что два из них неисправны, о чем незамедлительно сообщили на Путиловский завод. Тремя исправными пушками вооружили еще 3 танка «Рено-русский». Итого получилось 4 пушечных танка «Рено-русский». Устанавливать на них пулеметы, видимо, даже и не пытались.
Казалось бы, оставалось «поскрести по сусекам» и найти еще одну 37-мм пушку, и план по изготовлению 5-ти пушечных танков «Рено-русский» будет выполнен. Однако к концу 1919 года в Советскую Россию просочились сведения о том, что французы, яко бы, решили начать перевооружение всех пулеметных танков «Renault FT» пушками. Броневой отдел ГВИУ ответил на происки французского империализма идеей вооружить оставшиеся 11 танков «Рено-русский» сразу и 37-мм пушкой, и пулеметом. Легенда про изворотливых французах, конечно, интересна, но думаю, что французы в данном случае не при чем. Опыт Гражданской и Советско-польской войн свидетельствовал о том, что танкам при их малом количестве желательно иметь пушечно-пулеметное вооружение. Разделение танков на пушечные и пулеметные – слишком дорогое удовольствие. В итоге, 27 февраля 1920 года был объявлен конкурс проектов на размещение пушки и пулемета в башне танка «Рено-русский». В нем приняли участие 4 проекта. Победил проект некоего инженера Глазова (имя и отчество не известно). Он предложил просто впихнуть 37-мм пушку и пулемет Гочкисса в восьмигранную башню танка. При этом пулемет предлагалось установить в правой грани танковой башни в полусферической бронемаске, в просторечии называемой «яблоко».
Несмотря на отвратительную эргономику проекта, он был реализован. В итоге, в начале 1921 года Путиловский завод получил дополнительное задание, видимо, на 11 орудий, хотя в литературе по истории танка «Рено-русский» обычно фигурирует цифра 10. Как бы то ни было, заказ застал путиловцев врасплох, т.к. возможности заводского военно-морского склада, по всей видимости, были полностью исчерпаны, и на заводе всерьез озаботились, чем же вооружать оставшиеся 10 танков. Тогда-то и вспомнили, что в Российской Империи было пехотное (траншейное) орудие собственной разработки и производства. Этим орудием была 37-мм пушка, разработанная в 1915 году членом Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ) полковником (позднее генерал-майор) М.Ф. Розенбергом (1861-1928 гг.).
В качестве ствола орудия Розенберг использовал 37-мм ствол, который использовали в русской береговой артиллерии для пристрелки орудий более крупного калибра. Баллистика траншейной пушки сиситемы Розенберга оказалась весьма близкой к морской 37-мм пушке Гочкисса. При стрельбе на 1000-1200 шагов пушка Розенберга отличалась хорошей меткостью и достаточной пробивной способностью при попадании в щиты орудий или пулеметов. Вместе со щитком и деревянным станком пушка весила всего 75 кг и, соответственно, была вдвое легче французской пушки «Puteaux». На фронте первые пушки Розенберга появились весной 1916 года. К началу 1917 года на фронте было 137 пушек Розенберга. Ещё 150 пушек собирались отправить на фронт в первой половине года. Было запланировано снабдить каждый пехотный полк батареей из четырех пушек системы Розенберга. В связи с этими планами, общая потребность Русской армии составляла около 2,7 тыс. пушек плюс 144 пушки ежемесячного пополнения на замену вышедшим из строя орудиям. Однако запас пристрелочных стволов береговой артиллерии быстро иссяк, и распоряжением ГАУ от 22 марта 1916 года Обуховскому заводу было приказано изготовить 400 стволов калибра 37-мм специально для траншейных орудий. Выполнение заказа затянулось, и к концу 1919 года завод сдал только 342 ствола. С выходом России из Первой мировой войны пушки Розенберга не утратили своего значения. Их достаточно широко использовали в начальный период Гражданской войны (до марта 1919 года) в качестве батальонных орудий. 10 марта 1919 года они были официально исключены из числа штатного вооружения РККА. Таким образом, возможность использовать 37-мм траншейные пушки системы Розенберга для вооружения танков «Рено-русский» была, но ей не воспользовались. Почему от них отказались – неизвестно.
Очень часто при упоминании выбора вооружения для танка «Рено-русский» упоминается 53-мм скорострельная пушка Грюзона обр. 1887/1916 года, которая яко бы стояла на вооружении РККА и использовалась в качестве батальонной (пехотной) пушки. На чем основаны такие утверждения, непонятно. Дело в том, что эта пушка была создана немецким инженером Г. Грюзоном специально для размещения в передвижной вращающейся бронированной башне, которую в России называли «бронекареткой Шумана-Грюзона», а в Германии – «подвижным бронелафетом Шумана-Грюзона» (нем. «Fahrbare Panzerlafette Schumann-Gruson»). М. Шуман – это немецкий военный инженер, который разработал бронекаретку. Она была усовершенствована Г. Грюзоном. Начиная с 1878 года бронекаретки производились компанией Грузона в Магдебурге (Германия). Затем в 1892 году компанию Грузона (нем. «Grusonwerk AG Buckau») приобрел Крупп (нем. «Friedrich Krupp AG»), что позволило увеличить выпуск бронекареток. Они поступали на вооружение Германской армии и на экспорт – в Австро-Венгрию, Бельгию, Италию, Швейцарию, Румынию и Болгарию. Заказывали бронекаретки Голландия, Дания и Греция. Россия их не покупала, и, насколько мне известно, даже не проявляла к ним интереса. 53-мм пушка Грюзона производилась не только для размещения в бронекаретках, но как казематная и как противоштурмовая крепостная пушка.
В годы Первой мировой войны в ряде стран эти пушки извлекали из бронекареток, ставили на полевые лафеты и использовали как пехотные и штурмовые орудия. Массово разоружали бронекаретки в Румынии, в армии которой катастрофически не хватало артиллерийских орудий. Возможно, какое-то количество пушек Грюзона попало в Русскую Армию в Австрийской Галиции, где каретки Шумана могли использоваться в крепостях и на укрепленных позициях австро-венгерской армии. Кстати, пушка Грюзона («пушка Грузонверк») была тяжеловата для ее использования в качестве траншейного и великовата для использования в качестве танкового орудия.
В конце концов советские танкостроители сконцентрировали свое внимание на одноствольных 37-мм морских пушках Гочкисса, которые в советских документах того времени иногда называют «катерными», возможно потому, что на кораблях их давно уже не было, и их устанавливали только на катера. Среди них были пушки как французского, так и русского производства, изготовленные на Обуховском заводе. В годы Первой мировой войны эти пушки ограниченно применяли в авиации и конечно же в пехоте в качестве все того же траншейного орудия. Короче, они были востребованы, но к концу Гражданской войны они были в наличии не только в речных флотилиях или в пехотных частях, а также на складах.
Путиловцам удалось найти восемь 37-мм морских пушек Гочкисса. Нашли их, видимо, на том же военно-морском складе Путиловского завода. Видимо, их проверили и испытали. Затем пушки отправили на Сормовский завод, но без броневых масок и плечевых упоров. Сормовцам пришлось срочно самим изготавливать и то, и другое. После этого вновь прибывшими пушками вооружили 8 готовых танков. В результате получилось 12 вооруженных танков. Из них 4 первых танка были вооружены только пушками, среди которых была, как минимум, одна французская танковая пушка «SA 18». 8 других танков были вооружены морскими пушками Гочкисса и пулеметами Гочкисса, которые сняли с трофейных британских танков. Таким образом, 8 танков «Рено-русский» стали первыми в мире танками, в башнях которых были установлены и пушка, и пулемет. Однако 3 танка «Рено-русский» остались без вооружения, хотя 21 июня 1921 года и эти невооруженные танки были приняты заказчиком.
Следует особо отметить то, что вооружение 10 танков «Рено-русский» 37-мм морскими пушками Гочкисса способствовало рождению в 1920 году идеи создания ее танкового варианта. В связи с тем, что 37-мм морская пушка Гочкисса до Революции производилась на Обуховском заводе, поручение разработать ее танковый вариант было дано именно этому заводу, который, между прочим, в то время был занят производством первых советских тракторов. Сведения об этом проекте Обуховского завода очень путанные. Известно, что завод справился с заданием. Созданная на заводе танковая пушка была легкой, компактной и без проблем умещалась в башне танков «Renault FT» и «Рено-русский». Пушка наводилась при помощи плечевого упора. Она имела пистолетную рукоятку с курком. Ствол пушки был чуть меньше ствола французской танковой пушки «Puteaux», но из танковой маски он выпирал больше, чем ствол французского аналога. По этому признаку пушку Гочкисса легко узнать на старых фотографиях первых советских танков.
В остальном пушки были очень близки по своей конструкции и количественным характеристикам. Например, снаряды от пушки системы Puteaux подходили к обуховской танковой пушке. В ноябре 1922 года Обуховский завод переименовали в «Петроградский государственный орудийный оптический и сталелитейный завод «Большевик»». В том же году его танковыми пушками вооружили оставшиеся без вооружения танки «Рено-русский». Затем ими начали перевооружать все имевшиеся на тот момент в РККА танки «Renault FT». За пушкой завода «Большевик» последовали другие более совершенные танковые версии 37-мм морской пушки Гочкисса. Последняя танковая модификация пушки Гочкисса производилась в 1928-1932 годах на заводе № 8 в подмосковных Подлипках. Этими пушками была вооружена вся ранняя советская бронетехника: танки «МС-1 (Т-18)», двухбашенные танки «Т-26» и первые танки «БТ», а также бронеавтомобили «БА-27», «БА-27М» и «БАИ». Производить танковую пушку Гочкисса прекратили только в 1933 году, когда началось серийное производство 45-мм танковой пушки обр. 1932 года. В СССР там, где было можно, пушки Гочкисса заменяли 37-мм и 45-мм танковыми орудиями новых образцов. Однако на 1 ноября 1936 года в РККА еще числилось 1 327 боевых и 60 учебных 37-мм танковых пушек Гочкисса, и этим пушкам довелось принять участие в Великой Отечественной войне, а их появлением мы обязаны первому танковому проекту Советской России.
Нужны грузовики-танковозы
В целом, копирование Renault FT оказалось удачным. Кое в чем Рено-русский даже превзошел французский оригинал: он был лучше бронирован, что конечно же сказалось на его весе, и несмотря на это, он немного превосходил Renault FT в скорости. Успех производства танков «Рено-русский» во многом объясняется тем, что его создателям не нужно было ничего изобретать. Они просто скопировали французский образец, видоизменили или заменили то, что не смогли скопировать. Однако скопировать только танк «Renault FT» было недостаточно. Французы производили комплекс машин, который стал прообразом бронетанковых войск периода Второй мировой войны. Помимо пушечных и пулеметных танков, производились радийные танки «Renault FT Signal», или «Renault TSF» («TSF» – фр. «Télégraphie sans Fil», т.е. «беспроводной телеграф»). В ходе Первой мировой войны планировали изготовить 300, а произвели 200 экземпляров TSF. Кроме этого, на базе Renault FT была создана штурмовая самоходка с 75-мм короткоствольной гаубицей в неподвижной рубке на месте башни танка. Эта самоходка получила название «FT BS» («Blockhaus Schneider») или «Char FT canon de 75 S». В конце войны планировали изготовить 600 FT BS, но Война кончилась раньше, чем удалось развернуть серийное производство. В итоге, уже после окончания боевых действий было построено всего 39 FT BS. Но и это еще не все. Каждому танку «Renault FT» полагался грузовик-танковоз, который перевозил танк в тылу Французской армии от места выгрузки с железнодорожного состава до района сосредоточения. Французы называют такие грузовики «Camions Porte-Char».
Причина появления грузовиков-танковозов была в том, что первые танки передвигались очень медленно, часто выходили из строя, имели мизерный запас хода, хрупкие гусеницы, двигатели первых танков были ненадежны и обладали малым ресурсом. От танка требовали одного – пройти своим ходом нейтральную полосу и добраться до вражеских траншей. Если танк умудрялся преодолеть первую линию вражеских траншей и двигался дальше, это рассматривали как огромный успех. Иными словами, первые танки имели исключительно тактическое значение и не имели никакой самостоятельной оперативной ценности. Вне поля боя их следовало на чем-то перевозить.
Средние французские танки перевозили артиллерийскими тягачами на специальных прицепах. Во Франции периода Первой мировой войны производились и колесные артиллерийские тягачи, и гусеничные транспортеры артиллерийских орудий. В годы Войны Франция начала закупать артиллерийские тягачи в США. Однако их все равно не хватало даже для буксировки крупнокалиберных орудий, причем чем дальше, тем острее ощущался дефицит тягачей. В силу этого, легкий танк «Renault FT» сразу задумывался как танк, транспортируемый на грузовой платформе автомобиля. В идеале танку «Renault FT» требовался массово производимый грузовик. Но Renault FT весил около 7 тонн, а автомобильные компании союзников не производили в достаточных количествах грузовики нужной грузоподъемности. Например, компания «Renault» до начала Первой мировой войны производила всего один коммерческий грузовик-тяжеловоз. На его базе в 1917 году и был разработан грузовик-танковоз «Renault FU» грузоподъемностью 7,0-7,5 тонн, предназначенный для перевозки танка «Renault FT». О том, что танк и грузовик для его перевозки разрабатывались в одно и тоже время свидетельствует то, что в обозначении типа обеих машин фигурирует буква «F». Крайняя загруженность производственных мощностей компании «Renault» не позволяла производить Renault FU в необходимых количествах. Поэтому вначале для перевозки Renault FT использовали 5-тонные грузовики. Для этого танки перед погрузкой освобождали от всего, что из него можно было слить или вытащить.
Первым танковозом поневоле стал французский 5-тонный грузовик «Berliet CBA», имевшийся в достаточных количествах. Широко использовали французы для перевозки своих танков и американские 5-тонные грузовики «Pierce-Arrow» – «R6-8» и «R6-9». Во Францию они поставлялись еще до того, как США вступили в войну. Когда американцы появились на Западном фронте, у них возникли те же проблемы, и они, как и французы, начали перевозить танки «Renault FT» сначала на 5-тонных грузовиках «Pierce-Arrow», а затем уже на 7,5-тонных грузовиках «Mack AC (Bulldog)». К концу Войны во Французскую армию в достаточном количестве начали поступать грузовики «Renault FU». В итоге, острота проблемы перевозки танков «Renault FT» во многом была снята, и они обрели желанную подвижность, а грузовик-танковоз стал наконец обязательным дополнением к танку сопровождения пехоты, а проблемы, возникающие с дорожным полотном и мостами, решали инженерные войска без участия танкистов и автотранспортников.
Необходимость в грузовиках-танковозах существовала столько, сколько существовали танки сопровождения пехоты, стандарты на производство которых были заданы создателями танка «Renault FT». Танки этого типа требовали перевозки на грузовиках-танковозах даже в 1940 году, и в архивах сохранилось много фотографий и танков «Renault FT», и более современных танков поддержки пехоты, одиноко громоздящихся на транспортных платформах грузовиков-танковозов, брошенных у обочин дорог отступающими французскими войсками. Так что перевозка первых танков на грузовиках не была блажью от избытка свободных транспортных средств. Она была острой необходимостью, и грузовики-танковозы были неотъемлемой частью того комплекса боевых и транспортных машин, который родился и громко заявил о себе в ходе Первой мировой войны.
О необходимости перевозки танков на грузовиках было хорошо известно не только во Франции и в США. В межвоенный период 10 грузовиков-танковозов «Renault FU» закупила Польша, у которой был третий по численности парк танков «Renault FT» в мире. В конце 20-х годов прошлого века на вооружении Войска польское находилось около 140 танков «Renault FT» разных модификаций. Конечно, 10 танковозов не решали проблему мобильности польских танковых частей, но, как утверждают польские историки, 10 Renault FU закупили для того, чтобы их скопировать, а затем наладить собственное производство грузовиков-танковозов.
Понимали необходимость перевозки танков и в Советской России. Например, в СССР в 1926 году вышла книга С.М. Вишнев «Танковые войска иностранных государств». В ней 28-летний автор уже грезил о мобильной войне. Он пишет: «В маневренной войне рекомендуется перевозить легкие танки на грузовиках, вслед за пехотными частями, дабы танки могли без промедления вступить в бой. Нужно, однако, иметь в виду, что перевозка танков требует большого числа грузовиков…» (Стр. 70). «Для перевозки 21 танка французской легкой танковой роты требуется 30 грузовиков…» (Стр. 69) и т.д.
О том, что в РСФСР и в СССР хорошо знали о перевозке легких (в советской терминологии «малых») танков на грузовиках, свидетельствует «Боевой устав броневых сил РККА. Часть 1. Кн.1 Танки» 1929 года издания. К Уставу прилагается Инструкция по погрузке и разгрузке танков (Приложение № 1). Глава II Инструкции называется «Погрузка малых танков на грузовики и выгрузка». Глава начинается так: «Малый танк переводится на 5-6 тонном грузовике на усиленных рессорах. Грузовик должен быть снабжен переносными сходнями с подпоркой…» и т.д. Глава снабжена двумя рисунками. На первом рисунке изображен танк, въезжающий своим ходом на бортовой грузовик, а на втором – танк, восседающий в кузове бортового грузовика. Что любопытно, на обоих рисунках схематично изображена американская версия танка «Renault FT» – «M1917» (англ. «Six-ton Tank M1917») и американский же 7,5-тонный грузовик-танковоз «Mack AC (Bulldog)» образца 1917-1919 года, который я уже упоминал. Очевидно, что эти рисунки имели американские образцы –рисунки или фотографии. О чем это может говорить? Это может говорить только о том, что даже разработчики Боевого устава броневых сил РККА не могли найти отечественных фотографий погрузки танков «Renault FT» или «Рено-русский» на какие-нибудь 5-6-тонные грузовики.
Вот тут и возникает сакраментальный вопрос: А были ли в Советской России эти самые «5-6-тонные грузовики» для перевозки «малых танков» РККА?
Все фотографии из общедоступных источников
Продолжение следует