Матрешка - один из самых узнаваемых символов России. Румяная и круглолицая, она олицетворяет материнство, доброту и крепкую семью.
Матрешка многими воспринимается, как русская народная игрушка, имеющая многовековую историю, как и другие народные промыслы нашей страны. Но на самом деле, матрешка с "нами" не так давно и имеет совершенно детективную историю своего появления.
В этой статье я расскажу о всех версиях появления матрёшки в России, расскажу как изготавливают всеми любимую игрушку и какими они бывают. С Вас лайк и подписка на канал, где я рассказываю о русской культуре.
Версия 1.
Одна из главных версий заключается в том, что русская матрёшка была вдохновлена японской игрушкой.
В конце 19 века Елизавета Григорьевна Мамонтова, жена купца Саввы Мамонтова, отправляется в Японию откуда привозит японскую игрушку. В этот же период в Москве разного рода мастера ищут тот самый русский стиль, который бы мог в полной мере отражать Россию. Они обращаются к разным видам народного промысла и возрождают то, что было давно забыто.
Увидя японскую игрушку Фукурму, которая как и матрёшка, разделялась на две половинки, русские мастера решили взять себе на вооружение эту технику, но расписав фигуру уже более традиционным русским рисунком.
И все бы хорошо, но данная версия разбивается об множество фактов. Первый факт - это то, что Елизавета Мамонтова никогда не была в Японии, на что указывают все письменные источники и воспоминания близких людей. Второй факт заключается в том, что такой игрушки в Японии никогда не было, о чем говорят сами японские исследователи.
Версия 2.
Вторая версия неразрывно связана с первой. Говорится, что после того, как японская игрушка была доставлена в Россию и переосмыслена московскими мастерами, то автором росписи стал художник Сергей Васильевич Малютин.
Но эта версия также не имеет никаких доказательств. В личных записях Малютина, который документировал все свои работы, нигде не упоминается матрёшка, также как и нет никаких упоминаний Малютина в воспоминаниях мастеров. Сама же версия появилась уже после смерти художника и активно тиражируется внуками художника.
Версия 3.
Она является более правдоподобной и имеет на это все доказательства.
В конце 19 века под руководством Марии Александровна Мамонтовой (жена Анатолия Ивановича Мамонтова) был открыт первый в России детский магазин "Детское воспитание", который изначально специализировался на книгах для детей, а после там же стали изготавливать развивающие игрушки и кукол в народных костюмах.
Примерно в то же период в Москву прибыл молодой токарь Василий Звездочкин, который устроился в мастерскую при магазине "Детское воспитание". В этой же мастерской в 1900 году Василий создаёт первую матрешку, которую ещё называют "Матрёшка с черным петухом". Расписывает игрушку неизвестный художник с Арбата, как сам об этом писал Звездочкин.
Прототипом матрёшки скорее всего служили игрушки в виде пасхальных яиц, которые складывались друг в друга и были известны ещё задолго до появления матрёшки.
Изготовление матрёшек.
Для изготовления матрёшки важную роль играет древесина. Чаще всего выбирают липу из-за ее мягкости. Деревья срубают ранней весной, снимают не полностью кору, а затем бревна сушат в течение нескольких лет. Когда древесина готова, то приступают к изготовлению матрёшки и все начинают с самой маленькой.
После изготовления всех фигурок, каждую куклу покрывают масляным лаком и полируют. После этого приступают к росписи, для которой используют акварель, гуашь, темперу и иногда масляные краски.
Виды матрёшек.
Существует большой разнообразие матрёшек, которые различаются росписью. Наиболее известными являются: Семёновская и Загорская.
Так же Вы могли видеть матрёшек с изображением политических деятелей и деятелей искусств. Такое направление матрёшек не новое. Ещё в начале 20 века стали появляться игрушки с изображением литературных героев, политиков, музыкантов и других деятелей искусств.
Матрёшка является главным символом нашей страны уже более 60 лет. И это прекрасно!
Спасибо, что дочитали статью до конца.
Всегда рада Вашим подпискам, лайкам и добрым комментариям.