«Книги подобны вампирам. Они лежат на пустых пыльных полках и ждут одного лишь момента... когда вы возьмете их в руки, а они вопьются вам в душу»
Конечно, здесь Мишель Турнье имел в виду книги, для которых еще не пришло свое время, но когда оно придет…книга просто сожрет вас. И вот так же меня сжирает великий, и к сожалению, единственный роман Брэма Стокера “Дракула”. Разумеется, Стокер писал и другие истории, сейчас разные издательства активно переиздают их в сборниках, но все понимают, что главная работа под большой обложкой - это история про вампира, а Стокер, скорее всего навсегда останется в нашем сознании автором одного романа.
В рамках осеннего забега по ужастикам, решил я перечитать “Дракулу”.
Забавно, первый раз роман я потрогал меньше двух лет назад. Экранизаций я видел много, а любимый фильм 31 года с Белой Лугоши я пересматривал раз пять. Сюжет и его вариации давно заучены наизусть, образ Дракулы в роли звезды классических ужастиков плотно впечатался в сознание, других актёров на роль вампира уже не хочется признавать. Но тем не менее, роман Стокера по прежнему притягивает, завораживает и не отпускает. Открыв книгу, оторваться от нее становится очень сложно.
В этот раз, мне понадобилось примерно три ночи. Александра Блока переплюнуть не удалось, вот что он говорил в письме своему другу, поэту Евгению Иванову:
“Во-первых, прочел я “Вампира - графа Дракула”. Читал две ночи и боялся отчаянно. Потом понял еще и глубину этого, независимо от литературности и т.д. Это - вещь замечательная и неисчерпаемая, благодарю тебя за то, что ты заставил наконец меня прочесть ее.”
Чем же Дракула так крут?
Не знаю, есть ли смысл говорить очевидные вещи о ярком, незабываемом образе Вампира. Ужасающий, пробирающий кости до мурашек, заставляющий кровь застывать в наших жилах. Наверное останавливаться на этом нет смысла, все давно сказал кинематограф. Нас ведь с Дракулой знакомят с самого детства. Я не могу вспомнить когда именно, но скорее всего это было еще до школы. Дракулу пихали и продолжают пихать во множество различных мультфильмов. Конечно, в детских вариациях образ Вампира скорее дружелюбный, но тем не менее, знакомство с героем, как правило происходит совсем в раннем возрасте. А оригинальный роман цепляет до сих пор, даже когда ты его перечитываешь. Я считаю, что это показатель.
Падение викторианской эпохи.
При первом прочтении такой мотив я пропустил, зато сейчас вкурил фишку.
Стокер в своем романе отлично показывает падение нравов Викторианской эпохи, мир меняется в первую очередь своим отношением к роли женщины в нем. Предвестник свободных нравов - именно под таким углом я посмотрел на роман, перечитывая его.
Бессилие науки перед магией.
Тема, с которой литература часто сталкивает меня последнее время. Хоть в романе Ван Хельсингу и удалось победить мистическую силу, в своей борьбе он сталкивается с серьезными проблемами. Даже будучи хорошо знакомым с сюжетом, по ходу чтения меня часто преследовало чувство, что победить доктору не удастся.
Религия против разума, наука против мистики. Неспособность человека понять природу необычных вещей. Тема, которая в середине XX века будет невероятно круто раскрыта в романах Юнгера, во многом берет свое начало именно в готической литературе. В том же “Франкенштейне” у Мэри Шелли абсолютно такие же мотивы. И все это под оберткой классического противостояния добра и зла.
Стиль.
В “Дракуле” Стокер показал себя великолепным стилистом. Я говорю о эпистолярной форме подаче текста и той атмосфере, которую мы получаем, читая роман. Опять же, при первом прочтении, понимание этого было, но где-то в подкорке. Сейчас же я четко осознал интересный момент. Стокер не просто рассказывает историю, далекую, непонятную, как делали авторы до него. Во первых, эпистолярный стиль задает повествованию что-то вроде официального тона. Одно дело рассказать историю издалека, и совсем другое - изложить ее в виде писем и документов.
Если я не ошибаюсь, первую работу про вампира, новеллу, которая так и называлась, написал секретарь Байрона. Для читателя история воспринималась как сказка, как что-то далекое и ненастоящее. Стокер же, погружает читателя в свой мир. Автор делает нас участниками событий. Читателя буквально ставят рядом с героями, мы словно вместе с ними противостоим таинственному злу, что делает зло не таким уж и таинственным. Короче, Стокеру веришь. Именно по-этому он пугает и притягивает своей искренностью. Непонятная ранее мистика, далекая от нас, на страницах Стокера оказывается совсем рядом, прямо здесь, перед тобой.
К стилю, я бы также отнес хорошо проработанную физику. Ранее, до Стокера, достаточно было просто нарисовать привидение и сказать, что оно есть, Стокер же капнул в причины, объяснил как оно работает. Это делает историю реалистичной.
Не толерантненько.
А давайте теперь вот под каким углом посмотрим.
Дракула - представитель восточного варварского мира, он приезжает в Лондон, скупает в городе недвижимость и покушается на европейских женщин. Переложите мотив истории на наши дни. Ничего не напоминает? Тему развивать не буду, думаю тут и так все понятно. Вот так вот сюжет произведения повторяется в наше время. Не только писатели фантасты были пророками. Вот так вот “новый мировой порядок” описан на страницах классического готического романа.
Перечитывайте классику и смотрите на неё по-новому.
Несомненно, с Блоком я согласен. История про вампира действительно неисчерпаемая, поэтому к ней хочется возвращаться вновь и вновь.
_______________
Мой Телеграм.