Найти тему

Писатель и его роман, изменившие мою жизнь

Сегодня, 15 октября 2024 года, исполняется 210 лет со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова.

В марте 2021 года мы с мужем (тогда ещё только будущим) ездили в Ставропольский край. В Кисловодске поднимались на Красное солнышко, чтобы посмотреть на Лермонтова
В марте 2021 года мы с мужем (тогда ещё только будущим) ездили в Ставропольский край. В Кисловодске поднимались на Красное солнышко, чтобы посмотреть на Лермонтова

Для меня Лермонтов - фигура особая. С его романа "Герой нашего времени" началась моя лихорадка по русской классической литературе.

В таком томике в одном из заведений Пятигорска приносят счёт
В таком томике в одном из заведений Пятигорска приносят счёт

Лермонтов мне попался на ЕГЭ, и меня едва не выгнали с него, потому что я очень разошлась при написании "большого" сочинения и не успевала его переписать на чистовик в полном объёме.

В такой вот атмосфере мы ужинали в Пятигорске в кафе "Печорин", куда я потащила мужа, ведь не могла же я не побывать там
В такой вот атмосфере мы ужинали в Пятигорске в кафе "Печорин", куда я потащила мужа, ведь не могла же я не побывать там

С Лермонтова началась и моя научная составляющая в жизни. На третьем курсе я решила писать курсовую по его творчеству. Мой научный руководитель предложил мне поучаствовать в студенческой конференции с докладом о романе "Вадим" и опубликовать по мотивам выступления статью в сборнике.

Вот та самая статья - моя первая.
Вот та самая статья - моя первая.

Это было 10 лет назад, в год двухсотлетия Лермонтова.

Сегодня решила поделиться с Вами той самой моей первой статьёй об эпохе Крестьянской войны 1773-1775 годов в изображении Лермонтова.

Опубликована она была вот в этом сборнике
Опубликована она была вот в этом сборнике

«Вадим» – неоконченный исторический роман М.Ю. Лермонтова, в основе которого лежит восстание крестьян под предводительством Емельяна Пугачева в 1773–1775 годах.

По свидетельствам А.М. Меринского, Лермонтов работал над романом в 1832–1834 гг., т. е. во время обучения в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров:

«... он мне рассказал план романа, который задумал писать прозой, и три главы которого были тогда уже им написаны. Роман этот был из времен Екатерины II, основанный на истинном происшествии, по рассказам его бабушки. Не помню хорошо всего сюжета, помню только, что какой-то нищий играл значительную роль в этом романе» (Меринский А.М. Воспоминание о Лермонтове // М. Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. М., 1964. – C. 173).

Роман был опубликован уже после смерти писателя в 1873 году в журнале «Вестник Европы» под редакторским заглавием «Юношеская повесть М.Ю. Лермонтова».

Кисловодск
Кисловодск

В центр романа М.Ю. Лермонтов ставит нищего Вадима, который в восстании видит праведное возмездие помещикам, в первую очередь, Борису Петровичу Палицыну.

Согласно сюжету, отец Вадима и Борис Петрович были друзьями. Но однажды на охоте собака его отца обогнала собаку Палицына, и отец посмеялся над этим, что весьма задело самолюбие Бориса Петровича. С тех пор начались судебные тяжбы о землях, в которых Палицын отобрал у друга все, довел его до смерти, забрал его дочь Ольгу и воспитывал ее как крестьянку.

За разрушенные судьбы своих родных желает отомстить Вадим Палицыну. Для этого он, нищий (однако сын помещика), просится служить Борису Петровичу. В кратчайшие сроки Вадим становится авторитетом среди крестьян Палицына и впоследствии подготавливает их к восстанию.

«...Бог потрясает целый народ для нашего мщения....» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 304), – говорит он сестре.
Обелиск на месте дуэли Лермонтова с Мартыновым. Пятигорск
Обелиск на месте дуэли Лермонтова с Мартыновым. Пятигорск

Лермонтов многогранно осветил проблему восстания на примере нескольких ужасающих эпизодов: волнение возле монастыря после всенощной, расправа над помещиком на «пиру», пытки солдатки и Петрухи.

Автор связывает с революцией образ Вадима, являющего собой демоническую личность (наделен отвратительной внешностью, холодным взглядом; им движет ненависть). Сам Пугачев говорил, что праведная месть делает бунт священным делом. Вадим — весь метафора отчаянной мести:

«это моя жертва <...> я заплатил за него кровавыми слезами; ужасными днями, в течение коих мысленно я пожирал все возможные чувства, чтоб под конец у меня в груди не осталось ни одного, кроме злобы и мщения...» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 393).

Обелиск на месте дуэли Лермонтова с Мартыновым. Пятигорск
Обелиск на месте дуэли Лермонтова с Мартыновым. Пятигорск

Оправдывал ли автор Крестьянскую войну? Скорее да, чем нет, ведь главным объектом для мщения он ставит подлого и жестокого Палицына, которого защищают только сын Юрий и солдатка. Тем не менее, Лермонтов не мог считать бунт против дворянства правильным решением сложившейся социальной проблемы. Он откровенно выражает свою точку зрения:

«...народ, невежественный и не чувствующий себя, хочет увериться в истине своей минутной, неподдельной власти, угрожая всему, что прежде он уважал или чего боялся, подобно ребенку, который говорит неблагопристойности, желая доказать этим, что он взрослый мужчина!» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 324).

Лермонтов не отождествлял всё дворянство с пороком, требующим жестокого наказания. Автор резко противопоставляет помещика из Красного Палицыну:

«ни близость смерти, ни досада, ни ненависть, ничто не могло, казалось, отуманить этого спокойного всепроникающего взгляда» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 369) (ср.: «слово смерть... от одной этой кровавой мысли он [Палицын] едва не обеспамятел» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 341)).

Лермонтов уважает в этом помещике смелость и достоинство: он поднял оружие на захватчиков, «не хотел молча отдать наследие своих предков пошлым разбойникам, не хотел видеть бесчестие детей своих», в то время как трусливый Палицын искал убежища у храброй солдатки или в Чертовом логовище.

М.Ю. Лермонтов утверждает и то, что не все крестьяне — мятежники и злодеи, что мы видим на примере Федосея, спасшего жизнь Юрию, а также солдатки и ее сына Петрухи, готовых ценой своей жизни сберечь Палицына.

«В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства, неизвестно доселе тлевшая в груди его, и тогда он свершает дела, о коих ему не случалось и грезить» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 329), – отмечает Лермонтов.

М.Ю. Лермонтов обратился к теме крестьянских волнений 1773–1775 гг. одновременно с А.С. Пушкиным, но совершенно от него независимо.

«История Пугачева» в свет вышла в конце 1834 г., когда Лермонтов окончил юнкерскую школу, соответственно, работа над незавершенным «Вадимом» была уже в прошлом.

«Капитанскую дочку» Лермонтов мог прочесть только в 1836 г., «Дубровский», на сходство с которым намекает причина мести Вадима, увидел свет лишь в конце 1841 г., когда ни Пушкина, ни Лермонтова уже не было в живых.

Безусловно, что и Пушкин не мог знать о работе Лермонтова над «Вадимом».

Однако произведения Пушкина и Лермонтова о восстаниях под предводительством Емельяна Пугачева перекликаются между собой, а также имеют ряд резко отличающих их друг от друга черт.

Пятигорск. На вершине горы Машук.
Пятигорск. На вершине горы Машук.

В первую очередь, стоит обратить внимание на центральные образы произведений. Пушкин ставит в центр «Капитанской дочки» Петра Гринева — офицера, который верен своему долгу, искренен с противником:

«Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе [Пугачеву] служить не могу» (Пушкин А.С. Капитанская дочка. / Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Проза. - М.: Худож. Лит., 1986. - С. 279).

Важнейшую роль в повести играет Мария Миронова (в ее честь озаглавлена повесть), которая своей честностью, искренностью и истинной любовью спасла Гринева, ради которой он сам жертвовал собой. Емельяна Пугачева Пушкин также изображает с долей симпатии, наделяя его такими качествами, как справедливость, верность слову и благодарность. Таким образом, в центре пушкинской повести мы видим положительных героев. Лермонтов ставит в центр героя-мстителя, невидящего ничего кроме собственной ненависти. Лермонтов указывает нам истоки демонизма Вадима:

«...я ничего не просил у людей, кроме хлеба, – они прибавили к нему презрение и насмешки...» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 284), старается оправдать героя тем, что он одержим местью.

Еще одна параллель в произведениях Пушкина и Лермонтова — дворяне, перешедшие на сторону бунтующих. Пушкин ни в «Истории Пугачева» (Шванвич), ни в «Капитанской дочке» (Швабрин) не оправдывает предателя. Мы осуждаем преступление против присяги государыне, против людей, с которыми он служил. Лермонтов объясняет причины перехода дворянина, хоть и нищего, на сторону бунтующих: Вадим хочет гибели только Палицыну. Другой вопрос, что он испытывает абсолютное безразличие к смертям других людей, неповинных в его горькой судьбе.

Отдельный интерес представляет образ Пугачева. В «Истории Пугачева» А.С. Пушкин предоставляет нам максимально близкий к историческому образ Пугачева. В «Капитанской дочке» мы видим образ не лишенный авторской симпатии, наделенный богатым внутренним миром. Образ Пугачева в романе Лермонтова создается только рассказами о нем восставших и дворян. Емельян Пугачев не действует в повести, что является характерной чертой пензенского восстания: «пугачевщина без Пугачева».

«Составлялись отдельные шайки... – писал об этом Пушкин в «Истории Пугачева» (Пушкин А.С. История Пугачева. / Полное собрание сочинений в шестнадцати томах. Т.9. – С. 69), – и каждая имела своего Пугачева».

Для написания «Истории Пугачева» Пушкин провел огромную работу в архивах, где смог собрать необходимые сведения. Материалом для Лермонтова послужили семейная хроника, рассказы о восстании, о расправах пугачевцев с помещиками, о подземных пещерах; рассказы дворовых и крепостных людей Арсеньевой, передававших легенды о «батюшке-Пугачеве» и подлинные факты о пребывании пугачевцев в Тарханах.

Оба автора показывают в своих произведениях жесточайшие расправы восставших над противниками. В «Капитанской дочке» мы видим казни и издевательства над обитателями Белогорской крепости:

«Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. <...> Свет ты мой, Иван Кузмич, удалая солдатская головушка! не тронули тебя ни штыки прусские, ни пули турецкие; не в честном бою положил ты свой живот, а сгинул от беглого каторжника!» — «Унять старую ведьму!» — сказал Пугачев. Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца» (Пушкин А.С. Капитанская дочка. / Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Проза. - М.: Худож. Лит., 1986. - С. 274).

Лермонтов усиливает эффект отвращения к восставшим тем, что первое волнение происходит возле монастыря:

«множество нищих, обезображенных кровью, вином и грязью, валялось на поляне», «на некоторых деревьях висели трупы… Один из них по всем приметам был некогда женщиной, но, обезображенный, он едва походил на бренные остатки человека» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 327).

А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов занимают одинаковую позицию по отношению к обществу, к дворянской аристократии – позицию осуждения, непрерывной борьбы. Однако оба осознавали ужас восстаний, не видели в нем выхода из сложившейся трудной ситуации. Пушкин дает прямую оценку событиям 1773–1775 гг.:

«Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» (Пушкин А.С. Капитанская дочка. / Сочинения. В 3-х т. Т. 3. Проза. - М.: Худож. Лит., 1986. - С. 308).

Лермонтовская оценка беспредела, устроенного восставшими, также кристально ясна:

«величественный рев, подобный беспрерывному грому в душную летнюю ночь... картина была ужасная, отвратительная...» (Лермонтов М.Ю. Вадим // Лермонтов М.Ю. Сочинения: в 2 т. – Т. 2 / Сост. и комм. И.С. Чистовой; Ил. В.А. Носкова. – М.: Правда, 1990. - С. 323).

Таким образом, мы можем заключить, что М.Ю. Лермонтов в своем первом прозаическом произведении создал образ Крестьянской войны 1773–1775 гг., значительно отличающийся от образов, отображенных в пушкинских произведениях. Роман отличается риторичностью и эмоциональностью, выраженных в описаниях событий, портретных характеристиках, речи героев и их поступках.

«Вадим» резко контрастирует с произведениями А.С. Пушкина, посвященными теме пугачевского восстания: авторы избрали различные типы героев, различный характер авторского влияния, различный способ изображения событий.

Роман М.Ю. Лермонтов обрывается накануне появления Пугачева, в связи с этим нам остается только рассуждать о возможных путях дальнейшего развития событий.

Пятигорск. На вершине горы Машук.
Пятигорск. На вершине горы Машук.

Читали роман "Вадим"? Любите творчество М.Ю. Лермонтова?