Найти в Дзене

Зачем СССР с Британией оккупировал Иран в 1941 году

В современном мире есть и примеры использования Вооружённых Сил для достижения политических целей в отрыве от военной составляющей вопроса, то есть без намерения всерьёз воевать, стремясь лишь военной демонстрацией достичь политических задач. И такое порой приносит успех. Операция "Дунай" в 1968 году была крупнейшим развёртыванием стран организации Варшавского договора для ввода войск в Чехословакию. Однако операция была с самого начала прежде всего политической, вплоть до заблаговременного официального предупреждения чехословацкой стороны о вводе войск и призыву к воздержанию от сопротивления. И событие это в истории осталось не как военное, а как политическое, когда Чехословакию принудили остаться под политическим влиянием блока ОВД. Ещё меньше сейчас помнят об операции "Согласие" - ещё одно красивое название, под которым незнающему сложно угадать полномасштабное вторжение в суверенную страну и её оккупацию. А именно это произошло в августе 1941 года, когда советские и британские вой
Оглавление

В современном мире есть и примеры использования Вооружённых Сил для достижения политических целей в отрыве от военной составляющей вопроса, то есть без намерения всерьёз воевать, стремясь лишь военной демонстрацией достичь политических задач. И такое порой приносит успех.

Операция "Дунай" в 1968 году была крупнейшим развёртыванием стран организации Варшавского договора для ввода войск в Чехословакию. Однако операция была с самого начала прежде всего политической, вплоть до заблаговременного официального предупреждения чехословацкой стороны о вводе войск и призыву к воздержанию от сопротивления. И событие это в истории осталось не как военное, а как политическое, когда Чехословакию принудили остаться под политическим влиянием блока ОВД.

Забытые страницы истории: операция "Согласие"

Ещё меньше сейчас помнят об операции "Согласие" - ещё одно красивое название, под которым незнающему сложно угадать полномасштабное вторжение в суверенную страну и её оккупацию. А именно это произошло в августе 1941 года, когда советские и британские войска оккупировали Иран, поделив его на зоны влияния и сместив прогермански настроенного шаха.

В операции приняли участие более 300 000 советских и британских военнослужащих, которым противостояла 200-тысячная иранская армия. Но и эта операция была разглашена не как оккупация, а как, наоборот, обеспечение безопасности Ирана от германской угрозы, которая стремилась вовлечь его в войну на стороне Гитлера.

Иран забросали листовками с призывами не открывать огонь, иранские войска сопротивления почти не оказывали, а уже на четвёртый день иранский шах сам отдал приказ о запрете сопротивления и впоследствии отрёкся от престола.

Когда планы идут не по плану: неожиданные повороты в военной истории

Все подобные операции известны благодаря своему контексту. Ну и действительно, кому интересно изучать такие военные операции, в которых никакой интересной "боёвки" не происходило? Куда интереснее наблюдать за случаями, когда военных привлекали к подобному решению политических задач, но вдруг что-то шло не так, и приходилось не только всерьёз воевать, но в итоге терпеть полное поражение и крах.

Операция "Росарио", которую провели Вооружённые силы Аргентины 2 апреля 1982 года, торжественно заняв Фолклендские острова и быстро нейтрализовав сопротивление небольшого британского гарнизона, должна была остаться в истории как операция "Дунай" или "Согласие" - зафиксировать политический результат в виде аргентинского флага над спорной территорией.

Вариант, при котором Британия вместо дипломатических протестов вдруг направит сюда оперативное соединение, и разразится настоящая крупная война, руководством Аргентины при этом не рассматривался вообще. Результат всем известен. Но об этом в другой раз.

Неожиданный поворот: когда малые страны дают отпор

Потому что всё же наиболее познавательными можно считать случаи, когда очередная политическая спецоперация, к которой руководство страны привлекло не совсем готовые к этому Вооружённые силы, пошла также не по плану, но военные, подставленные таким образом своими политиками и вынужденные теперь разгребать всё это, смогли отреагировать на неудачи, переломить ситуацию и в конечном счёте победить.

И самый подходящий подобный случай произошёл там, где этого можно ожидать меньше всего - в 1940 году, когда не знающая поражений Германская армия, уже разгромив Польшу и вскоре разгромив Францию, споткнулась при вторжении в маленькую слабую Норвегию. Из вереницы всесокрушающих немецких блицкригов, потрясших Европу с 1939 по 1941 год, норвежская кампания стала единственной, где блицкриг был остановлен, первоначальный план потерпел фиаско, и пришлось вести затяжную войну. И истоки причин всего этого проистекают не столько в военной плоскости, сколько в политических предпосылках той войны.

И об этом подробнее будет в следующих статьях.