В переводе с английского swap — обмен или замена.
Но без контекста не всегда можно понять, о чем речь. Обычно так называют замену двигателя в автомобиле, есть даже жаргонный глагол — свапнуть. Реже это слово используют в отношении коробки передач. В любом случае за этим обычно стоит сложный ремонт.
Расскажем, зачем делают свап мотора, какие вообще бывают свапы и с какими трудностями можно столкнуться на этом пути.
Что такое свап и зачем его делать
Свапом называют замену двигателя — с навесным оборудованием или без него. Не стоит путать процедуру с капитальным ремонтом: при свапе меняют одновременно и блок цилиндров, и его головку, а при ремонте одна из этих частей остается на месте. Есть несколько причин, по которым делают свап.
Старый двигатель вышел из строя, и его ремонт нецелесообразен. Иногда мотор требует слишком дорогого ремонта: нужно купить запчасти, найти специалиста, который способен сделать эту работу качественно, и хорошо ему заплатить. Это долго: даже когда все детали уже купили, ремонт займет минимум неделю, а если запчасти нужно заказывать из других стран — может затянуться на месяцы. При этом бывает намного дешевле и быстрее заменить двигатель. Сервис просто снимет старый и установит на его место такой же — новый или подержанный, но исправный. Эту операцию можно сделать за один день.
Нужен двигатель помощнее. Далеко не всегда можно получить больше мощности и крутящего момента, если работать с тем, что стоит с завода. Свап — самый простой способ получить более мощный автомобиль. Это достаточно надежное решение, а прирост мощности можно почувствовать сразу. В некоторых случаях нужно будет поменять коробку передач.
Некоторые автовладельцы считают, что «ремонт — это повод для тюнинга», и совмещают причины для свапа. И вместо того чтобы ремонтировать старый двигатель или менять на такой же, ставят что-нибудь помощнее.
Какие виды свапов бывают
Есть три варианта свапа, хотя эта классификация довольно условная.
Поменять мотор на такой же. Это не всегда называют свапом, чаще просто заменой мотора. Так делают, если двигатель выходит из строя, поскольку ремонт может быть гораздо более затратным. Технически это несложно: достаточно поменять «столб» двигателя. Так на разборках называют мотор без навесного оборудования: только масляный картер, блок двигателя, головка блока цилиндров и ее крышка.
Если у машины большой пробег, лучше купить двигатель в сборе. Это дороже, зато на нем будет более свежий стартер, генератор, компрессор кондиционера и другое навесное оборудование.
Найти необходимый двигатель можно по его маркировке — обычно это код из нескольких букв и цифр. У каждого автопроизводителя она своя, общих стандартов нет. Чтобы заменить двигатель без проблем, нужно выбрать вариант от такого же или построенного на той же платформе автомобиля.
Поменять мотор на другой по конструкции, но от той же или одноплатформенной модели автомобиля.Обычно так делают, чтобы увеличить мощность: например, вместо атмосферного 1.8 ставят турбированный 2.5. Перед тем как делать такой свап, важно хорошо изучить конструкцию автомобиля и понимать, чем различаются комплектации. Различий может быть много: от мелких, таких как проводка к датчикам, до крупных, когда приходится менять КПП.
Чтобы подобрать мотор для такого свапа, лучше использовать каталог по марке и модели автомобиля и подробный каталог запчастей.
Поменять мотор на принципиально другой — который никогда не ставили в конкретную модель машины на заводе.
Это самый сложный вариант свапа. Чтобы все получилось, важно очень хорошо знать конструкцию автомобиля и подходить к задаче творчески. Собрать машину и заставить ее ехать после такой операции непросто, многие детали нужно изобретать с нуля. И стоит помнить, что внести изменения в ПТС или поставить машину на учет в ГИБДД после этого сложно, дорого и не всегда возможно.
Как выбрать набор для свапа
Чтобы просто заменить мотор, достаточно выбрать точно такой же двигатель и тщательно проверить его. Вот на что стоит смотреть, если мотор уже использовали:
- Марка, модель и год выпуска автомобиля, с которого сняли мотор. Нелишним будет уточнить тип коробки передач. Даже небольшие отличия не позволят правильно установить двигатель или потребуют дополнительных деталей и затрат.
- Состояние двигателя. Автомобильные разборки дают небольшую гарантию — от нескольких дней до месяца. Лучше осмотреть мотор заранее или попросить сделать это специалиста.
Перед первым запуском двигатель желательно обслужить: установить новые прокладки, сальники, свечи и поменять масло. Возможно, придется поменять цепь или ремень ГРМ со всеми сопутствующими деталями. Не забудьте учесть эти расходы, когда будете планировать свап, и заранее купите нужные запчасти.
Для свапа на мотор другой, но допустимой для вашей машины конструкции можно купить готовый набор. Автомобиль серьезно изменится, нюансов больше:
- Трансмиссия — КПП и приводные валы, а для автомобилей с «механикой» — другое сцепление. Старая коробка передач может не справиться с крутящим моментом и мощностью нового мотора. Часто новый двигатель просто невозможно совместить с КПП от старого.
- Проводка и блок управления. Электрическая часть может быть совершенно другой, даже если цилиндров столько же. Как минимум придется перепрошить блок управления двигателем.
- Подушки двигателя и КПП. Новый мотор, скорее всего, не встанет на место прежнего без проблем. Визуально детали могут быть очень похожи, но будут при этом разными. Возможно, придется сделать несколько попыток с разными подушками.
- Навесное оборудование. У генераторов и стартеров на почти идентичных двигателях могут быть различия — например, разные точки крепления.
- Радиатор и другие элементы системы охлаждения. Если увеличить мощность двигателя, понадобится более производительное охлаждение.
- Выхлопная система. Старый глушитель от слабого штатного мотора может помешать новому работать на полную мощность. Поэтому при свапе систему выпуска лучше заменить.
Готовые свап-наборы продают на специализированных разборках, где хорошо знают определенную марку. Обычно в них есть все необходимое для конкретной модели автомобиля. Главный минус такого набора — цена. Если покупать все детали отдельно, можно серьезно сэкономить, но на их поиски нужно много времени.
Когда в машину ставят нетипичный для нее двигатель, некоторые узлы и детали приходится изобретать. Для популярных вариантов свапов в интернете есть подробные описания. Например, в Honda Civic часто ставят гибрид из двигателей от Honda CR-V и Civic Type R, а в Газели устанавливают моторы Toyota серий JZ. Но большинство свапов такого типа уникальны, описать все нюансы в рамках этой статьи невозможно.
Далеко не всегда все идет по плану, могут возникнуть проблемы. Вот о чем стоит помнить:
- Есть риск ошибиться при выборе двигателя и запчастей к нему. Если купить неподходящий мотор или просто забыть какую-то мелочь, процесс ремонта автомобиля может серьезно затянуться.
- Двигатель может быть серьезно изношен или вовсе непригоден к эксплуатации. Хорошо, если его получится вернуть.
- Специалисты в сервисе могут быть недостаточно компетентными. Поменять двигатель на точно такой же несложно, но в остальных случаях важно знать и учитывать много нюансов.
- Новый двигатель может быстро вывести из строя другие системы автомобиля. Когда автопроизводитель разрабатывает и выпускает автомобиль, он соблюдает баланс между мощностью и крутящим моментом двигателя и другими характеристиками. Например, штатных тормозов после свапа может быть недостаточно — в таком случае их придется доработать.
Можно ли поставить машину на учет в ГИБДД после свапа
Перечень основных компонентов транспортного средства указан в законе о государственной регистрации транспортных средств. Это кузов, рама, кабина. Двигателя в этом списке нет.
Поэтому возможны три варианта действий:
- Номера двигателя нет в ПТС и СТС и он не выбит ни на новом, ни на старом двигателе. Если двигатель заменили на однотипный — можно ехать по своим делам прямо из автосервиса. Не нужно уведомлять ГИБДД о замене.
- Номер старого двигателя указан в ПТС и СТС. Тогда, даже если заменить двигатель на однотипный, нужно обратиться в ГИБДД, чтобы внести изменения в документы.
- Если устанавливать нештатный двигатель — например, от Тойоты в Газель, — легализовать его будет сложно, если вообще возможно.
Разберем третий вариант подробнее. Чтобы официально внести подобные изменения в конструкцию транспортного средства, начинать процедуру нужно заранее — еще до покупки другого ДВС. Вот что нужно сделать:
- Получить в одной из аккредитованных исполнительных лабораторий заключение предварительной технической экспертизы. В нем будет либо список работ, либо заключение о том, что установка этого двигателя на конкретный автомобиль невозможна без нарушения требований безопасности.
- Провести все работы по списку лаборатории в сертифицированном сервисе.
- Пройти техническую экспертизу. По ее итогам аккредитованная лаборатория выдаст сертификат безопасности транспортного средства. Если ПТС электронный — лаборатория внесет в него изменения.
- Пройти техосмотр.
- С предварительным заключением, диагностической картой и сертификатом безопасности транспортного средства обратиться в ГИБДД. Там внесут изменения в бумажный ПТС и выдадут новое СТС с номером нового двигателя. В графе «Особые отметки» могут указать, какие изменения внесли в конструкцию автомобиля. Если двигатель будет более мощным, увеличат и транспортный налог.
Можно ли избежать экспертизы?
Можно — если не планируете ездить на машине по дорогам общего пользования. Так часто поступают те, для кого автомобиль — это спортивный инвентарь. Такие машины, например, используют для участия в соревнованиях — при условии, что правила это допускают. Правда, доставлять такую машину к месту соревнований придется на эвакуаторе.
На практике сотрудники ГИБДД редко сверяют номер двигателя. Поэтому многие владельцы после свапа не вносят изменения в документы. В такой ситуации проблемы, скорее всего, возникнут только при продаже машины: несовпадение номера заметят либо при осмотре в ГИБДД, либо во время техосмотра.