Если вы посмотрите на практически любой компактный или среднеразмерный легковой автомобиль или кроссовер, то обнаружите у него в передней подвеске так называемые стойки Макферсон. В модельном ряду JAC передняя подвеска по схеме Макферсон реализована в кроссоверах JAC JS3 и JS6, а также лифтбеке J7. Так кто же такой МакФерсон, и почему его изобретение стало таким популярным?
Борьба за идею
История гениальной в своей простоте схемы передней подвески была придумана американским инженером Эрлом МакФерсоном в конце 1940-х годов. Как это часто бывает, за свое изобретение МакФерсону пришлось повоевать. Сначала Эрл работал в концерне General Motors, но там его идею не оценили, и инженер ушел к конкурентам в Ford, где ему дали достаточную творческую свободу. МакФерсон смог реализовать свою идею в 1948 году при создании серийной модели Ford Vedette.
Впрочем, в Италии есть свое мнение на счет того, кто изобрел революционную переднюю подвеску. Инженер итальянского концерна Fiat Гуидо Форнац запатентовал в 1925 году схему аналогичной подвески, но в ней не было поперечного рычага, соединяющего стойки. Однако эта деталь оказалась принципиально важной, поэтому Форнаца забыли, а имя МакФерсона осталось в истории.
Схему МакФерсон пытались применять и в задней подвеске. Причем, не кто-то, а легендарный основатель компании Lotus Колин Чепмен. Впервые она появилась на Lotus Elite и получила имя Чепмен в честь великого британца. Но в задней подвеске схема не могла показать всех своих преимуществ и широкого распространения не получила. Почти все автомобили со схемой Чепмен в задней подвеске — спорткары.
Секрет успеха
Главное преимущество подвески Макферсон — ее простота. Вся подвеска состоит из трех деталей: поперечный рычаг, поворотный кулак и амортизаторная стойка. В современных автомобилях чаще всего к этому набору добавляют еще и стабилизатор поперечной подвески. Благодаря минимуму деталей этот тип подвески обходится дешевле всего в производстве. Но это далеко не единственная причина ее популярности.
Подвеска Макферсон отличается простотой и малой массой, она компактна и оставляет достаточно места для поперечного размещения силового агрегата. Звездный час этой схемы наступил, когда широкое распространение получил передний привод в сочетании с поперечным расположением двигателя.
Малый вес подвески Макферсон обеспечивают лучшие динамические характеристики, даже автомобилям с двигателями небольшой и средней мощности.
Как устроена подвеска
В основе схемы Макферсона лежит массивная амортизационная стойка, которая расположена на одной оси с подвижной пружиной амортизатора. Такую схему также называют «качающася свеча». Стойка опирается на подрамник, который крепится к кузову через сайлентблоки — металлические шарниры с резиновой втулкой, смягчающие колебания и снижающие шум при взаимодействии одной детали подвески с другой.
Безусловно, у схемы Макферсон есть и недостатки. При тяжелой эксплуатации с большим количеством пробоев со временем могут образоваться усталостные трещины в точках крепления стоек. В том числе и поэтому на внедорожники подвеску McPherson не ставят. Например, на JAC T8, T8 Pro и T9 в передней подвеске используется двухрычажная схема, а не Макферсон.
Резюме
Итак, схема Макферсон — это простой, недорогой и технологически удобный для инженеров вариант подвески, который стал безальтернативным в автомобильной индустрии. Его немногочисленные недостатки не перекрывают колоссальные преимущества схемы МакФерсон.
Главные преимущества:
1. Низкие затраты на производство по сравнению с аналогичными системами на двойных поперечных рычагах.
2. Большой эксплуатационный ресурс верхней опоры амортизационной стойки.
3. Компактные размеры и сравнительно небольшой вес.
4. Легкая диагностика неисправностей.
Основные недостатки:
1. Сравнительно с двухрычажной подвеской параметры кинематики несколько хуже.
2. Появление усталостных трещин в точках крепления стоек при регулярной езде по плохим дорогам и бездорожью.
3. При выходе из строя амортизационных стоек из замена более трудоемкая по сравнению с другими схемами.
Именно поэтому JAC использует Макферсон в своих моделях, ориентированных на эксплуатацию в городской среде либо в смешанном режиме с загородной ездой. При использовании переднего привода и поперечного расположении силового агрегата, как в JAC JS3, JS6 и J7, эта схема является оптимальной и с точки зрения конструкции, и с точки зрения экономики.