История Петербурга это не только музеи, памятники, улицы, здания. Она многолика и разнообразна. В этот неполный список можно смело добавить некрополи - места вечного упокоения. В исторических кладбищах Санкт-Петербурга нашли свое последнее пристанище известные каждому человеку правители страны, государственные и военные деятели, выдающиеся ученые, писатели, художники и другие творческие деятели разных эпох и времен.
По устоявшимся правилам в царское время людей хоронили согласно конфессии и статусу в обществе. Например, православных отдельно от католиков или иудеев, купцов от крестьян, а царей - в главных христианских храмах - соборах. В Санкт-Петербурге насчитывается более 80 кладбищ, хранящих память как простого петербуржца, так и выдающихся деятелях отечественной истории, науки и культуры. Это кладбища разной религиозной принадлежности, мемориальные и воинские, старообрядческие. Также в это число входит 13 исторических кладбищ. В предыдущих публикациях с двумя из них мы с вами уже начали знакомство. Речь идет о Тихвинском (Некрополь мастеров искусств) и Лазаревском (Некрополь XVIII века) кладбищах. Оба этих некрополя находятся на территории Александро-Невской лавры.
Друзья! Сегодня выходит первая публикация из большой серии рассказов о некрополе "Литераторские мостки", что расположен в северной части Волковского православного кладбища. На участке площадью 7,5 гектар похоронены видные люди, внесшие значимый вклад в науку, искусство, культуру и образование нашей страны. Назову некоторые имена: Дмитрий Иванович Менделеев - ученый-энциклопедист, русский физик и электротехник Александр Степанович Попов. Мастера печатного слова Иван Сергеевич Тургенев - русский писатель-реалист, Виссарион Григорьевич Белинский - публицист, литературный критик, поэт Александр Блок, Ольга Бергольц - поэтесса, прозаик и драматург. Немало здесь могил известных людей, связанных с театром, кино и музыкой. Это и кинорежиссер Григорий Козинцев, народные артисты Ефим Копелян, Петр Вельяминов, Людмила Макарова, Владислав Стрежельчик, композитор Андрей Петров и многие другие известные личности. Здесь же покоятся мать В.И. Ленина Мария Ульянова, его сёстры.
А начнем мы знакомство с Волковским кладбищем, частью которого являются "Литераторские мостки", с истории его появления. По указу Сената 11 мая 1756 года было основано Волковское православное кладбище. Первое время оно представляло собой небольшой деревенский погост. Хоронили здесь людей бедных, четкой схемы захоронения, каких-то аллей, дорожек не существовало. Хоронили без всякого принципа и порядка, выбирая наиболее приглянувшееся место для копки могилы. Денег на его содержание выделялось немного. Название свое получило от соседней деревни Волково. Оно, в свою очередь, стало именоваться так от волков, в большом количестве обитавших на этой местности. Так беспорядочным и практически бесхозным оно т существовало много лет. И только в начале XIX столетия городские власти занялись его благоустройством.
Согласно мнению историков, "Литераторскими мостками" данный участок Волковского кладбища стал называться во второй половине XIX века. К тому времени здесь уже были похоронены несколько поэтов и писателей. А вот слово "мостки" в названии появилось не случайно. Дело в том, что на этом кладбище место было сырым и болотистым. Для отвода воды прокладывались трубы, что затрудняло проход по территории. И чтобы пройти к могилам смотрители погоста прокладывали настилы-мостки. Вначале они так и назывались надтрубные мостки. Так из чисто технического термина оно переросло в название участка. Со временем место, где хоронили литераторов, стало называться "Литераторскими мостками". Так, название "литераторские" навсегда закрепилось за этим участком Волковского кладбища. Такое вот простое объяснение.
Первым из известных личностей на участке, названном в дальнейшем "Литераторскими мостками" был похоронен писатель Радищев Александр Николаевич (1749-1802). "Где Радищев и где крестьянский погост?" - удивитесь вы. Александр Радищев похоронен на кладбище для простого народа, подальше, на окраине столицы, где находили пристанище лишь безвестные бедняки. И на это были причины. Писатель в своих трудах последовательно развивал мысль о том, что устранить общественное неравенство возможно не только революционным способом, но и путем изменения системы воспитания и просвещения и свободного развития личности. Тем самым достичь формирование человека-гражданина, способного бороться за счастье своего народа. Писатель осуждал крепостное право и призывал экономическим реформам. За свои смелые рассуждения Радищев был подвергнут репрессиям. "Бунтовщик хуже Пугачева" - так отозвалась о Радищеве императрица Екатерина II.
К сожалению, со временем могила Александра Радищева была забыта и утеряна и не сохранилась. Предполагается, что похоронен он был у стен Воскресенской церкви. Об этом напоминает памятная доска на стене храма. Кстати, установлена она была только в 1987 году. Рядом с церковью в 2005 году по инициативе Санкт-петербургской таможни установлен памятник Александру Николаевичу Радищеву. Дело в том, что с 1780 года писатель работал на Санкт-Петербургской таможне, а с 1790 года возглавлял это государственное учреждение.
Да, русский прозаик, поэт и философ за свою книгу "Путешествие из Петербурга в Москву" впал в немилость к правившей в те годы государыне Екатерине II. В 1790 году он был арестован и приговорен к смертной казни. Однако, ее заменили на десятилетнюю ссылку в Сибирь. Спустя шесть лет, пришедший к власти Павел I помиловал писателя, вернул из Сибири. Однако жить в столице опальному писателю было запрещено. А за год до смерти по воле нового императора Александра I, отличавшегося либеральными взглядами, Радищев был полностью амнистирован. Сразу по возвращении в Петербург Александр Николаевич устроился на государственную службу. 24 сентября 1802 года русский прозаик умер. Причина смерти так и осталась невыясненной. До сих пор существуют разные версии, вплоть до самоубийства. Официальная же, записанная в документах при захоронении, естественная смерть от чахотки.
Освященная в октябре 1777 во имя Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме церковь на территории "Литераторских мостков" неоднократно перестраивалась и имеет свою долгую историю. Вначале храм был построен из дерева. В 1782 году случился пожар и церковь полностью сгорела в огне. Спустя три года после трагедии по проекту русского архитектора Ивана Егоровича Старова возведено каменное здание с маленькой главкой и двухъярусной колокольней над входом. Мало кто знает об этом архитекторе. А ведь это крупнейший зодчий екатерининского классицизма.
Вот некоторые его проекты в Санкт-Петербурге: Таврический дворец, Софийский собор в городе Пушкин, Троицкий собор в Александро-Невской лавре, Князь-Владимирский собор. Он является автором застройки многих российских город. Исторический центр Ярославля в 2005 году за свою уникальность по решению ЮНЕСКО внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с формулировкой: "Как выдающийся пример градостроительной реформы Екатерины II, развёрнутой в масштабах всей России в 1763 году". А автором той самой регулярной застройки Ярославля был никто иной как Иван Старов.
Продолжим... В тот же, 1785 год, церковь освятил митрополит Гавриил. Думаю, будет уместно упомянуть, что митрополит был известен своей просвещенностью, был крупным ученым-богословом, философом, церковным историком, филологом. Будучи членом Российской Академии наук принимал активное участие в ее жизнедеятельности. Митрополит был первым кавалером ордена Святого апостола Андрея Первозванного из российского духовенства. Получил он высший орден Российской империи 9 ноября 1796 года из рук императора Павла I в один день вместе с адмиралом Иваном Голенищевым-Кутузовым - троюродным дядей Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова.
В XIX столетие в Храме Воскресения Словущего случилось еще два ремонта. В 1813 году и в 1832-1834 годах. В 30-х годах реконструкцию церкви проводил Павел Федорович Воцкий - первый енисейский губернский архитектор. Ремонт церкви на Волковском кладбище был одной из первых его работ после переезда в 1831 году в Санкт-Петербург. Последний ремонт и расширение храм претерпел в 1912 году. Тогда руководил работами Виктор Никонорович Бобров - архитектор Санкт-Петербургской городской управы и при священном Синоде. Впоследствии он стал членом Императорского Общества архитекторов-художников, а уже в советское время, в 1920-1930 годах трудился в строительном управлении Петрограда/Ленинграда. Кстати, Петроград был переименован в Ленинград 26 января 1924 года, на пятый день после смерти Владимира Ленина - основателя и организатора Советского государства.
После Октябрьской революции 1917 года Волковское кладбище оставалось одним из самых больших в городе. Не обошла стороной "Литераторские мостки" проводимая властью в 30-е годы политика реконструкции и перепланировки кладбищ. Да, были организованы на исторических кладбищах некрополи, мемориальные кладбища с целью увековечивания памяти выдающихся писателей, ученых, художников. Однако, многие кладбища в процессе реорганизации были просто уничтожены, причем вместе с храмами. "Литераторские мостки", как и Тихвинское кладбище были превращены в отдел Государственного музея городской скульптуры. Тихвинское кладбище превратилось в мемориальный парк "Некрополь мастеров искусств".
Сегодня "Литераторские мостки" закрытый некрополь, на котором не совершаются новые захоронения. Конечно, есть исключения, но делается это только с разрешения губернатора Санкт-Петербурга. Так, совсем недавно, в сентябре месяце 2024 года в некрополе захоронили прах легендарных фигуристов, двукратных олимпийских чемпионов Белоусовой и Протопопова. Вход на кладбище свободный, за исключением четверга. В этот день недели вход только в составе экскурсионной группы. На этом общее знакомство с некрополем "Литераторские мостки" заканчивается. В последующих выпусках мы совершим виртуальное паломничество к могилам выдающихся деятелей культуры, науки и искусства нашей страны. Вспомним имена и почтим их память...