Как многие из вас знают, мои школьные годы пришлись на вторую половину 80-х, а закончились уже в "славные" 90-е, так что навидался я всякого. Да, мой опыт, скорее всего, немного отличается от тех времен, в которых происходят события фильма "Чучело" (если кто не помнит, то повесть Владимира Железникова, по которой и была снята кинолента, написана в 1981 году, причем в основу книги легли события, произошедшие с племянницей писателя).
Так существовал ли буллинг в советских школах? Думаю, вы легко ответите на этот вопрос, если замените этот англицизм на его русский аналог - "травля". Уверен, что каждый, кто читает эти строчки, в той или иной степени сталкивался с "травлей" одноклассников в стенах своей школы. В любом закрытом сообществе почти всегда находится жертва, которая подвергается насилию, если не физическому, то психологическому.
Живой пример тому фильм "Чучело", где наглядно показано, как зарождается механизм выбора жертвы, а в дальнейшем происходит систематическая травля. Причем, когда я посмотрел этот фильм в первый раз, где-то в конце 80-х, то удивление вызывала разве что личность неформального лидера класса - "Железной кнопки": мне слабо верилось, что мальчишки стали бы так безропотно подчиняться девчонке, какой бы волевой она не была.
А в остальном все происходящее в кинокартине казалось очень даже естественным. Например, у нас в классе буквально с начальной школы две девочки сразу же отделились от коллектива и предпочитали игнорировать одноклассников, тогда их почему-то стали называть "гнилыми" и игнорировали в ответ. Так они держались на отдалении до 9 класса, пока не ушли куда-то.
Позже классе уже в 5-м к нам определили мальчишку, у которого был ДЦП. Он не мог нормально писать (видимо, рука сильно дрожала), да и на интеллектуальном уровне заметно отставал от остальных. Я бы не сказал, что его жизнь была сплошным адом, но надо признать, ему было тяжелее, чем другим, особенно учитывая его сварливый характер и постоянные жалобы учителям.
То, что творилось в старших классах уже ближе к середине 90-х даже описывать не хочется. Хотя, оглядываясь назад, понимаю, что все было не так уж и плохо, но когда тебе 15-16 лет, жизнь кажется куда мрачнее и ужаснее, чем есть на самом деле.
То есть, по большему счету, в советское время была обычная школьная жизнь, со своими "заморочками" и проблемами. Я более чем уверен, что именно сейчас, современным детям куда сложнее решить свои проблемы в связи с тем, что вся их жизнь находится на экране телефона.
Помните, даже для того, чтобы объявить байкот Лене Бессольцевой нужно было где-то собраться, вынести решение, да еще и распространить его. Сейчас судьбы детей и подростков решаются буквально в три клика по экрану телефона. Клик-клик-клик, и вот уже весь класс прямо во время урока показывает пальцем на жертву и гнусно хихикает.
И если раньше можно было перевести ребенка в другую школу или, быть может ,даже устроить разбор полетов в самом классе, то сейчас это не работает. Вся информация про жертву мгновенно просачивается в другой коллектив и травля начинается с новой силой.
Как с этим бороться? Каких-то готовых решений, увы, не существует. В каждом случае буллинга требуется индивидуальный подход, работа психологов совместно с учителями (это если повезет, и они будут заинтересованы помочь ученику). Ну и самое главное - родительская забота и внимание к состоянию ребенка. Однажды поломанную психику собрать заново уже не получится.
А вы сталкивались с буллингом в советское время?
С вами был Павел, журнал "Советское кино", смотрите хорошие фильмы.