Елена Петько – окончила Московский Архитектурный Институт по специальности архитектор-дизайнер. Занимается керамикой параллельно с основной работой. Неоднократно участвовала в выставках и конкурсах в России и за рубежом.
С 16 августа по 29 сентября 2024 года в Галерее на Шаболовке была представлена серия работ Елены «АРХИПОСУДА». Мы поговорили с Еленой о её творчестве, вдохновении и о том, с какими сложностями приходится сталкиваться современному художнику.
Как вы позиционируете серию работ «АРХИПОСУДА»: как арт-объект или как реально применимые в быту вещи?
Проект «АРХИПОСУДА» родился из необходимости выразить свой взгляд, взгляд архитектора-дизайнера, погрузившегося в керамику, на давно знакомый и привычный для каждого предмет. Захотелось придать рядовому бытовому объекту нетривиальный образ. Так простая чашка превратилась в «художественный» функциональный объект, который вдохновляет и позволяет взглянуть на рутину с неожиданной стороны.
Когда вы создаёте подобные работы, вы представляете себе человека, который мог бы пользоваться этими предметами; интерьер, в котором они могли бы находиться?
Я не адресую работы какому-то конкретному типу человека, с моей стороны – это игра на тему архитектурных серьезностей и сохранившееся детское стремление сделать не так, как положено. Мне интересно вовлечь в эту игру тех, кому для начала просто станет интересно. Опыт показывает, что моя керамика может встроиться в любой интерьер и по любому сценарию. Она может быть арт-объектом, а может выполнять и понятные бытовые функции.
У вас есть любимый период в истории, в котором хотелось бы оказаться и работать в то время?
Думаю, что нет. Меня устраивает та точка во времени, в которой я нахожусь сейчас. Уже много всего произошло к этому моменту и есть возможность разными способами обратиться к опыту предыдущих поколений, вдохновиться их работами, попытаться создать что-то в духе периода, который интересен.
С работами какого художника хотели бы оказаться на одной выставке, если выбирать из всех, не только из ныне живущих?
На выставке «ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНА. ИЗБРАННОЕ. 1917-2022» в Новой Третьяковке мои работы стояли рядом с сервизом К. Малевича, там же экспонировались работы моего учителя профессора А.П. Ермолаева. Скажу честно, мне было лестно и радостно одновременно. Сразу появляется чувство ответственности и внутренний настрой, что планку необходимо держать. А так, безусловно, я с большим уважением отношусь ко всем художникам, которые вписали своё имя в историю мирового искусства.
Почему вы предпочитаете работать именно с керамикой?
Работая в архитектурном бюро, в какой-то момент я ощутила острую необходимость делать что-то руками, что-то создавать. Постоянная работа за компьютером, на мой взгляд, отрывает творческого человека от осязаемого мира. Попыталась найти материал, с которым бы мне было комфортно работать, так решила остановиться на работе с глиной. Оказалось, что это самый близкий для меня способ восполнить нехватку тактильного ощущения среды, окружения, мира в целом. Руки – это очень мощный инструмент человека, особенно творческого.
Вы занимаетесь творческими проектами в свободное от работы время или вы full-time художник? Хватает ли времени на реализацию всех замыслов?
Керамикой занимаюсь параллельно с основной профессией. Рада, что могу комбинировать разные виды деятельности, потому что, по моим наблюдениям, они в итоге друг друга дополняют и обогащают – рождаются новые идеи. Хотя времени, конечно, не всегда хватает на всё. Зато становлюсь более организованной, приходится точнее планировать свой график работы, чтобы везде успевать.
У вас есть коллекция аксессуаров. Вы хотели бы сотрудничать с каким-то брендом или организацией, может, создать капсульную коллекцию для музея. Или уже есть что-то подобное?
Уже был опыт сотрудничества с несколькими музеями («Музей архитектуры имени А.В.Щусева», «Музей-квартира В.В.Маяковского», «Музей-заповедник Царицыно») и такие проекты я очень люблю. Всегда интересно подходить к созданию чего-то нового, имея чётко поставленную задачу. По сути, это то же проектирование, только в малом масштабе. Интересно также работать с интерьером, когда нужно дополнить его акцентными керамическими объектами.
С какими сложностями сталкивается современный художник сейчас?
Думаю, что очень большая конкуренция сегодня. У нас много талантливых людей, и нужно активно заниматься продвижением себя как художника, чтобы быть замеченным. Не думаю, что это плохо, скорее наоборот – это бодрит и заставляет тебя «шевелиться». Хотя и на это тоже нужно много времени и сил.
Есть ли выставки, в которых мечтаете поучаствовать или коллекции, в которые хотите попасть. Какие сейчас творческие планы?
Планы у меня понятные – продолжать работать! По поводу конкретных выставок у меня мечтаний особых нет. Если вижу интересный конкурс или пространство галереи, в котором бы мне хотелось «постоять своей работой», я подаю заявку. Если не берут, то делаю выводы и подаюсь в следующий раз с новой работой, уже понимая и учитывая требования и ожидания. Мне интересно решать проектные задачи, это стимулирует творческую мысль.
Что посоветуете посетителю выставки современного искусства, которому «ничего не понятно»?
Я бы посоветовала попытаться разобраться. А для начала просто прислушаться к тому, что рассказывают авторы о своих работах. У художников есть особенный дар – давать определенную форму тому, что происходит в конкретный исторический момент, и даже немного прогнозировать будущее.
Иллюстрирует интервью серия фотографий Виктории Ильиной – известного фотографа из Петербурга. Она снимает на пленку и преподает искусство фотографии.
«Когда сложилась моя АРХИТЕКТУРНАЯ СЕРИЯ, мне захотелось задокументировать мою керамическую удачу вместе с собой. Фотографа я выбрала для арт-диалога, а не для предметной открыточной фиксации,» – комментирует Елена Петько.
Ещё больше интересных историй в Телеграм-канале Галереи на Шаболовке: https://t.me/na_shabolovke.