Режиссер Гаспар Ноэ – тот еще провокатор. Его фильмы всегда вызывали жаркие споры среди киногурманов. Но, пожалуй, в «Необратимости» он превзошел сам себя. Говорят, во время премьеры часть зрителей покинула зал, ибо выдержать такое кино смогли далеко не все.
События в фильме происходят в обратном хронологическом порядке. Этот прием режиссер подсмотрел в одной из ранних картин Кристофера Нолана «Помни». Гаспар Ноэ самостоятельно написал сценарий, сам нашел финансирование. А главные роли франко-аргентинский провокатор предложил сыграть Венсану Касселю и Монике Беллуччи, которые на тот момент были супружеской парой. Впоследствии Кассель стал и одним из продюсеров картины.
Идея проекта изначально заключалась в том, чтобы снять, с одной стороны, смелое провокационное кино, с другой – фильм, который затрагивал бы важные вопросы взаимоотношений между людьми. Во время съемок Ноэ стремился добиться максимальной реалистичности. Добавил в свое кино жести. А почти каждый эпизод снимал одним непрерывным дублем.
Но самой провокационной, конечно же, получилась 11-минутная сцена в подземном переходе с Моникой Беллуччи. Снимали ее двое суток, потратив семь дублей. Как позже вспоминала сама актриса, легче всего ей дался самый первый дубль. В следующих дублях ей пришлось прикладывать немало усилий, чтобы играть эту сцену снова и снова.
При этом режиссера полностью не устроил ни один из отснятых дублей. Пришлось прибегнуть к склейкам. При монтаже использовалась первая половина седьмого дубля и вторая половина четвертого. Кое-какие моменты доработали с помощью компьютерной графики. В итоге сцена получилась эмоционально очень тяжелой. На это и рассчитывал режиссер. Гнетущее впечатление усиливал низкочастотный гул, похожий на шум от землетрясения.
«Необратимость» стала самым провокационным фильмом в карьере Моники Беллуччи. В некоторых странах фильм был запрещен. А подземный переход на Бульваре Бертье, в 17-м округе Парижа, где снималась та самая сцена, через несколько лет после выхода кинокартины, был закрыт.
Сама Беллуччи однажды призналась, что так и не смогла посмотреть этот фильм целиком – слишком тяжело. Актриса считает, что со временем это кино стало еще более актуальным. Но сегодня сыграть такую роль она вряд ли бы смогла.
Актуальным, видимо, считает свой фильм и режиссер. Несколько лет назад Гаспар Ноэ выпустил в свет перемонтированную версию картины, где события идут в стандартной хронологической последовательности. Непонятно, в чем состояла цель нового монтажа. Возможно, режиссер таким способом просто решил еще раз напомнить о себе. Только впечатление от фильма было уже совсем другим.
Друзья, подписывайтесь на канал и включайте уведомления о новых публикациях.