Представленный в 2009 году 599XX — это версия Ferrari 599, предназначенная не для дорог, а для использования на гоночных трассах.
Эта модель была частью программы XX, которая предлагала самым привилегированным клиентам Ferrari возможность — помимо владения автомобилем — участвовать в шести гоночных заездах. При этом команда сотрудников Ferrari обеспечивала поддержку на трассе. Работа пит-бригады и инженеров состояла в том, чтобы собирать данные во время каждого заезда для исследовательских и опытно-конструкторских целей.
Менее чем через год Ferrari объявила, что 599XX проехал круг по Нюрбургрингу за 6 минут 58 секунд — это было на тот момент самое быстрое время, когда-либо зафиксированное автомобилем, основанном на серийной модели. Как бы круто это ни было, но Ferrari хотела, чтобы их автомобили были ещё быстрее и лучше, и в 2011 году представила пакет Evoluzione.
Помимо того, что за 599XX нужно было заплатить примерно 1,75 миллиона долларов США, пакет Evoluzione обходился владельцам ещё в 250 000 долларов США. Возможно, это предложение следует рассматривать скорее как «спасибо» от Ferrari своим клиентам, чем как какую-либо тактику, направленную на то, чтобы выжать больше денег из кошельков состоятельных владельцев. Тем не менее, за эти деньги вы действительно получаете многое.
Пакет Evoluzione добавляет 599XX множество улучшений, в том числе небольшое снижение веса и увеличение мощности. Самые заметные изменения связаны с аэродинамикой автомобиля: добавлено активное заднее антикрыло и агрессивный передний сплиттер.
Две створки заднего антикрыла открываются и закрываются электронным способом в зависимости от факторов, определяемых телеметрией автомобиля в режиме реального времени. Осуществлять такие действия помогает концепция "active-aero" основана на системе снижения лобового сопротивления (DRS). К этому мы ещё вернемся.
Улучшения 599XX это не всё, ведь покупка пакета Evoluzione также даёт вам дополнительные два года сотрудничества с Ferrari на треке. В конце концов, часть соглашения о покупке заключается в том, что владелец продолжает участвовать в программе XX, которая существенно обогащает усилия Ferrari по техническим исследованиям и разработкам.
Ferrari предоставляет владельцам некоторую свободу действий, чтобы они могли использовать автомобиль в мероприятиях, не санкционированных компанией. Основное ограничение заключается в том, что команда Ferrari будет вас сопровождать.
Ferrari хочет получить всю возможную информацию об автомобиле и обещает использовать её только во благо — чего нельзя сказать о большинстве других компаний. Кроме того, не знаю, как вы, но я готов внести свой вклад во благо общества, имея при этом собственную команду механиков и гоночную команду. Это определённо не то, чему я бы стал противиться!
Было выпущено всего 29 автомобилей Ferrari 599XX, и неизвестно, сколько именно их владельцев решили перейти на Evoluzione. Даже несколько человек бывает крайне сложно собрать на встречу выпускников, поэтому я предполагаю, что существует менее 29 версий Evoluzione.
Двигатель Ferrari 599XX Evoluzione — это действительно нечто особенное. Да, он основан на двигателе стандартной 599 GTB (если слово «стандартный» применимо к машинам такого рода). Да, он расположен впереди, что может противоречить популярному у Ferrari расположению. Но его объём — помимо прочего — определённо соответствует философии «скачущей лошади».
Пакет доработок Evoluzione дарует 599XX прибавку в 20 лошадиных сил, что доводит мощность силовой установки до 720 лс при 9000 об/мин. Кроме того, незначительно увеличивается и крутящий момент – до 702 Нм на 6500 об/мин.
В Evo всё так же стоит 6-ступенчатая коробка передач F1 «SuperFast», однако для лучшего ускорения была укорочена главная передача.
В целом, эти усовершенствования сыграли огромную роль в том, что Ferrari 599XX Evoluzione разгоняется от 0 до 100 км/ч всего за 2,9 секунды и развивает максимальную скорость 315 км/ч. Это выдающиеся показатели, особенно если учесть, что автомобиль имеет переднемоторную компоновку и задний привод – в точности как свой прародитель 599GTB Fiorano.
599XX Evoluzione смог проехать круг по испытательному треку Ferrari Фьорано за 1 минуту 15 секунд — на 2 секунды быстрее, чем 599XX, и на умопомрачительные 9 секунд быстрее, чем 599 GTO, самой быстрой дорожной версии 599.
Наиболее заметные улучшения, которые пакет Evoluzione обеспечивает 599XX, в значительной степени связаны с аэродинамикой. Здесь мы видим один из ярких примеров того, как технологии из Формулы-1 проникают в серийные автомобили, — систему DRS.
О ней хочется сказать отдельно.
Система DRS была представлена в Формуле-1 сезона 2011, и Ferrari быстро адаптировала её для использования в серийных автомобилях. В наши дни термин «DRS» стал синонимом комментирования Формулы-1. Если говорить полностью, то она известна как система снижения лобового сопротивления. Хотя в Формуле-1 система DRS в первую очередь предназначена для облегчения обгонов во время гонок, в Evoluzione эта система используется исключительно для улучшения времени прохождения круга.
В Ferrari 599XX Evoluzione система DRS включает в себя две плоскости на заднем крыле, которые открываются или закрываются автоматически в режиме реального времени в зависимости от множества параметров, отслеживаемых компьютером и электронными системами автомобиля.
Факторы, влияющие на работу DRS, включают информацию, передаваемую системами ABS, стабилизации и контроля тяги автомобиля, а также показания угла поворота рулевого колеса и перегрузки. На то, что сейчас называется «активными аэродинамическими элементами», сильно повлияли исследования и разработки Ferrari в Формуле-1 и в рамках программы XX. В конечном итоге кульминацией этой работы стала 599XX Evoluzione.
Для оптимизации эффективности активного заднего крыла Evoluzione также оснащен модифицированным передним сплиттером и задним диффузором, которые вносят вклад в суммарный уровень прижимной силы 330 кг при открытой створке DRS и 440 кг при закрытой на скорости 200 км/ч.
Несмотря на то, что электроника улучшает общее впечатление от вождения, автомобиль по-прежнему ощущается как «механический» благодаря использованию в подвеске системы SCM второго поколения. Дополнительным связующим звеном с дорогой служат карбоно-керамические тормоза и новые гоночные шины Pirelli.
В целом, в дизайне 599XX Evoluzione широко используются легкие композитные материалы на базе углеродного волокна в большинстве элементов экстерьера. Алюминиевые компоненты составляют большую часть каркаса, что позволяет автомобилю весить всего 1486 кг — более чем на 300 кг легче, чем серийная версия Ferrari 599 GTB начального уровня.
599XX Evoluzione выделяется рядом привлекающих внимание элементов гоночного автомобиля, в том числе передними и задними буксировочными крюками, дополнительными воздуховодами для улучшенного охлаждения и спартанским интерьером, в котором есть только самое необходимое, в том числе пара гоночных ковшеобразных сидений, обтянутый алькантарой руль, каркас безопасности и щедрое количество элементов отделки из углеродного волокна.
На мой взгляд, Ferrari 599XX Evoluzione представляет собой высшую ступень автомобильной иерархии. Он вознаграждает настолько же, насколько и требует, а его эксклюзивность не исключает экстремальности. Его владельцы, безусловно, имеют привилегию управлять им, но также создают инновации для будущего всего автомобилестроения.
Ferrari считает основополагающей связь человека с автомобилем. 599XX Evoluzione — наглядный пример такого единения.