«Ваше приложение «Жизнь» будет отключено через сорок восемь часов».
Фёдор непонимающе огляделся по сторонам; никого нет.
«Что за чертовщина, – подумал он, поворачиваясь в своей постели на другой бок, – выходной же сегодня».
Однако сон был нарушен. Он протянул руку к телефону, чтобы узнать время. Взглянув на экран, он с удивлением прочёл сообщение: «Ваше приложение «Жизнь» будет отключено через сорок восемь часов!»
«Но у меня нет такого приложения», – хмыкнул про себя Фёдор, смахнув его пальцем.
Открылась главная страница новенького гаджета. Вчера коллеги по работе подарили ему этот аппарат на юбилей. Вечером телефон «потребовал» запустить обновления и перезагрузиться. Дав на это своё согласие, именинник лёг спать. Ночью все обновления были осуществлены. Фёдор вгляделся в экран и увидел на главной странице незнакомую иконку с надписью «Жизнь».
«Это что ещё такое?» – удивился владелец телефона. Ткнув в необычную иконку пальцем, он открыл новое приложение.
«Спасибо за подтверждение вашей личности и добровольное согласие на все условия нашего приложения».
– А что я подтвердил-то? – стал разговаривать Фёдор с телефоном, – на что ещё согласие своё я дал?
На экране красным светом стала мигать надпись: «Ваше приложение «Жизнь» будет отключено через сорок восемь часов!»
– Ну и хрен с тобой, – Фёдор усмехнулся над приложением, – само себя сюда установило, само и проваливай отсюда!
Однако стало любопытно, что это за приложение такое? Откуда оно взялось и с какой-то вдруг стати грозится его покинуть?
Он открыл меню приложения: Главная/Этапы/Услуги/Платежи/Документы. Над каждым разделом светился красный огонёк.
Надо посмотреть – он выбрал «Главная». Вновь замигала знакомо-угрожающая фраза.
Так, с этим понятно. Снова «Меню», «Этапы». Фёдор обомлел. На экране появились этапы его жизни. Даты и значимые события, происходившие когда-либо с ним в течение всей жизни. Ну, датой своего рождения он не был удивлён. Датой поступления в первый класс тоже. Но датой своих первых шагов? Сломанный на физкультуре палец, повестка в Армию, первая девушка с ФИО и датой её рождения, чего и сам Фёдор никогда не знал! Нет, имя и фамилию своей первой девушки он знал, и смог бы вспомнить сам без подсказки. Но её отчества он никогда не знал она жила без отца, а планы Фёдора в то время не были столь далеко идущими… Его удивление прирастало сильным беспокойством. Такого он даже в самом смелом и фантастическом сне не смог бы себе вообразить!
– Что тут ещё? – Он бегло прокручивал череду событий, дат своей жизни, словно наспех листая Льва Толстого перед сочинением по роману «Война и мир».
Смена работы, поездки за границу, женщины, травмы, дети…
– Этого не может быть! – Фёдор выпучиными глазами смотрел на дневник своей жизни, который кто-то скрупулезно вёл за него.
– Смерть. Конец. Дальше ничего нет, – он остановился, – Дата смерти указана вперёд надвое суток.
Фёдор сидел посреди кровати. Холодный пот стал проступать на его лице с нарастающей интенсивностью, как при выкручивании мокрого полотенца. Он обтёр лицо рукой, огромные капли пота упали на его одеяло.
– Это что? Что это значит? Откуда это? Но это же только какое-то приложение! Оно ничего не значит для меня! – Стал громко возмущаться Фёдор, – Приложение не может править человеком, управлять им! Диктовать, наконец, не может. Человек сам! Я сам управляю своей жизнью. Это ведь я сам всё сделал, прожил, натворил. Сам! Как смог, но я, а не оно! Оно не может указывать день моей смерти! Оно не может просто взять и выключить меня из розетки!
Он вернулся на «Главную», «Услуги».
Уже оказанные услуги Фёдор смотреть не стал. Его внимание привлекло новое предложение: «Вы можете продлить работу приложения на выбранный вами срок». Далее следовала таблица с предложениями: сроки продления и суммы, необходимые для оплаты выбранной услуги. Суммы были весьма значительными, чего нельзя было сказать о сроках. Хотя в таблице присутствовали позиции с очень внушительными годами жизни и даже «Безлимит», но конкретно для Фёдора эти опции оказались недоступны.
– Что значит безлимит? Это для кого? Значит кому-то это доступно, раз присутствует?
Уже немного успокоившись, но всё ещё не осознав суть приложения, он перешёл в раздел «Платежи». Здесь указывались реквизиты для перевода денег для продления «Жизни» и способы оплаты. Затем он открыл раздел «Документы», где уже менее удивлённо ознакомился с перечнем своих собственных документов, грамот, награждений и свидетельств, в том числе о рождении, браке, смерти, причём дата в свидетельстве о смерти мигала красным цветом.
«Что мне теперь со всем этим делать? – Фёдор не мог понять… – Ну если это просто новый способ развода и отъёма денег у населения, то вполне себе понятно и допустимо. Кто не захочет продлить себе жизнь, а? Особенно старушки доверчивые с миллионами под матрацем или старички, скопившие себе на безбедную старость, и вдруг нате, пожалуйста, потратить-то не успели! Впрочем, жить хотят не только старички и старушки. Средне-пенсионные и предпенсионеры тоже не стремятся уходить из жизни. Ну, о более молодых и говорить-то не уместно в подобном ключе. Всё бы это было ничего, если бы не даты и события моей жизни! Я даже готов принять дату подачи заявления в ЗАГС, это всё-таки государственное учреждение. Только в моей голове совершенно не укладываются эпизоды сугубо личного характера. Не когда, скажем, я попал в больницу с официальным больничным, а когда я обращался к врачу частным образом? Я сан не помню, да и не знал никогда даты продажи автомобиля по доверенности, всех своих машин, которые у меня когда-то были. Даже время года пришлось бы вспоминать с большим трудом! Нет, тут что-то не то… А вдруг это и, правда приложение на мою жизнь? А вдруг выдернут из розетки? Кто? Мы, смертные не знаем, как далеко успел шагнуть этот чёртов интеллект искусственный? Вдруг всё это по-настоящему? Вдруг мне два дня осталось? А что со мной? Болен-то я чем? Ведь от чего-то умирают, ни от отсутствии же в банке приложения дурацких средств на счёте? А что у меня в свидетельстве написано о смерти? Как это я самое главное не прочитал? – Фёдор вновь устремил своё внимание в телефон, – увлёкся датами… Так, смотрим… – он прочитал в свидетельстве причину смерти».
– Непойдёть!
Он некоторое время сидел на кровати в задумчивости.
– Хотя, это возможно лучше, чем валяться прикованным к постели. Никому не охота будет тебя кормить, убирать, обмывать. Или в маразм какой-нибудь впасть, вон как тёща, всех измотала, извила своими выходками. Ведь закрывать на замок даже её пришлось. Нет, лучше так как написано, – уже вслух разговаривал Фёдор.
Он посмотрел в окно. Хмурое осеннее утро. Сильный ветер гнал по небу свинцовые тучи, завывая между домами. Осадков не было. Тем отчётливее было видно, как въедливые тучи сплошным саваном заволакивают горизонт не давая возможности солнцу вторгнуться на промозглую землю.
– Стоп! – вдруг Фёдор встрепенулся, словно Золотой Петушок из сказки Пушкина, – Я совсем сдурел, что ли? Что написано? Не собираюсь я жить по приложению! Что там надо? Сколько денег у меня есть?
Он быстро открыл страницу с платежами и скопировал необходимые для платежа реквизиты. Следом он открыл банковское приложение. Денежные средства со всех своих счетов, в рамках своего банка: расчётный, текущий, накопительный, он сконцентрировал на одном счёте. Открыл страницу платежей и решил сделать глобальный перевод сразу всех средств по реквизитам приложения «Жизнь».
«Ваша операция заблокирована» – ответило банковское приложение. «Есть подозрения на мошеннические действия. Вы единовременно переводите значительные средства на неизвестный банку счёт. Ваша операция будет рассмотрена банком в течение трёх рабочих дней».
– Чтооо?! – взревел Фёдор, – Каких трёх дней? Мне два дня жить осталось! Сегодня ещё и выходной! – в бешенстве он брызгал слюной во все стороны. То пот, теперь слюна летела на его постель, руки, телефон, – Уроды! Козлы! Дурацкое приложение! – он швырнул телефоном в одеяло.
– Сегодня суббота, банки должны работать, это завтра у них выходной, значит у меня всего один день для пополнения счёта.
Фёдор кинулся одеваться. Бриться, мыться, причёсываться даже не было в его мыслях. Лишь схватив с собой бумажник и ключи от машины он выбежал из дома.
Завёл машину и поехал к торговому центру, в котором располагались офисы сразу нескольких банков. В двух из которых Фёдор был вкладчиком. Во втором банке у него тоже был накопительный счёт «на чёрный день», который, без всякого сомнения, сегодня наступил или наступит послезавтра, если не продлить загадочное приложение.
– Вот сука, ещё пару дней назад я послал, куда подальше неизвестного абонента, который мне сказал по телефону, что договор на мою симку кончится через день, что продлить его надо или переподписать. Знаем мы таких мошенников, слышали и по телевизору про них рассказывали. Я сразу путь ему определил в далёкие края. И ничего, сроки все прошли, а сим-карта моя работает, будь она неладна…
Фёдор свернул на заправку. Лампочка с бензоколонкой на панели приборов уже горела у него со вчерашнего дня. Ещё не хватало ему встать посреди дороги. Окошко заправочной станции было закрыто, но люди как-то заправляли свои автомобили. Он остановился у заправочной колонки.
– Женщина! – Крикнул Фёдор, выйдя из машины, – а как здесь заправляться?
– Через приложение.
– Какое приложение? – он торопливо подошёл к милой женщине в короткой дублёной куртке.
– Вот, – показала она ему свой телефон, – скачиваете приложение, захотите туда, выбираете заправку, тут всё понятно.
Фёдор достал свой телефон. «Ваше приложение «Жизнь» будет отключено через сорок шесть часов».
– Уже минус два часа? – Громко возмутился он.
Женщина с опаской посмотрела на взъерошенного незнакомца и торопливо закрылась в своём автомобиле.
– Это что теперь я и заправиться не могу без какого-то приложения? – Бедолага стал искать в Гугле нужный сервис. – Это, что ли? – он вкратце прочёл о назначении. – Загрузить – ткнул пальцем в нужное оконце.
«Не удалось установить приложение. Недостаточно места. Освободите память».
– Это новый телефон! – Новое негодование Фёдора взорвалось над бензозаправкой. – Тебе что надо? – Возмущённо кричал он в свой гаджет. – Нет места, это новый телефон!
Фёдор открыл настройки. Оказалось, что действительно в телефоне практически не было свободного места для установки ещё одного нового приложения. Он стал смотреть, что могло заполнить всю новую чистую память телефона. Дойдя до приложения «Жизнь» он чуть не выронил из рук своё устройство.
– Это оно? Это оно занимает столько места в телефоне? Да провались ты пропадом! – Фёдор сделал попытку удалить новое приложение, которое уже изрядно попортило ему утро, нервы, планы, вообще всё, что только было возможно.
«Приложение не может быть удалено». Такой поворот событий тоже оказался неожиданным для счастливого обладателя модного телефона. Фёдор сел в машину. Он выехал с заправки и припарковал свою машину сразу за ней, ближе к автомойке, где было приемлемое место. Рядом стояли самокаты.
– Ну, вы-то точно уж по приложению. Хрен поедите без него.
Фёдор дворами пошёл к ближайшей станции метро, она была совсем рядом, а следующая выходила непосредственно в торговом центре. Среди домов ветер усиливался, словно в аэродинамической трубе. Холод пронизывал его лёгкую куртку, что было особенно чувствительно после салона автомобиля. Спустившись в подземку, он обратился к сотруднику:
– Проездной мне ещё не оформили, как я могу пройти?
– По приложению. Скачайте себе транспортное приложение…
Фёдор гневно посмотрел на служителя метрополитена. Но тот невозмутимо продолжал говорить заученную фразу. Поднявшись на поверхность, Фёдор решил пройти эту единственную остановку пешком.
В торговом центре он первым делом направился в офис банка заморосившего его платёж. Там выяснилось, что все средства заморожены до окончания особой проверки. Они не переведены, но снять их, обналичить или произвести иные действия с ними невозможно. Об окончании ограничительных мер будет сообщено владельцу через приложение. Второй, резервный банк Фёдора, предложил попробовать ему оплатить услугу через терминал, если нужно быстрее, поскольку сам банк не сможет осуществить платёж моментально. Деньги будут идти в течение двух-трёх рабочих дней. Терминалы для подобных оплат расположены на первом этаже торгового центра, напротив продовольственного магазина.
Фёдор уже прикидывал в уме, на сколько дней работы приложения ему хватит полученной суммы денег. Переходя от терминала к терминалу, он пытался найти возможность оплатить зловещее, ненавистное ему приложение. Такой возможности не оказалось ни в одном из присутствующих аппаратов.
Смирившись, наконец, что он не в состоянии хоть как-то повлиять на ситуацию, Фёдор направился в магазин. Взяв бутылку самого дорого алкогольного напитка, он подошёл к кассе.
– У нас только по безналичному расчёту, – гордо отрапортовала кассир.
– Как по безналичному? У меня теперь только наличные.
– Наличные мы не принимаем. Только банковской картой или по приложению.
– По какому приложению?! Убью!!!
Взмахнув рукой с бутылкой Фёдор ринулся на кассу. Раздались крики. Руки дебошира скрутили за его спиной. Стали успокаивать…
– Федя, Федя, что с тобой? Проснись!
Он оторвался от подушки. Мокрая растрёпанная голова покачиваясь, стала осматриваться.
– Ты кто? – наконец произнёс он.
– Ты с ума сошёл? Кто я?
– А телефон мой где?
– Заряжается, как ты вчера его оставил.
– Там есть жизнь?
– Жизнь есть на Марсе. Вставай, иди в ванну. Завтрак готов.
Прилагаемое — причастие, образовано от глагола прилагать.
16.10.2024 г.