[законы диалектики]
Чтобы разумно усвоить законы развития,
Надо понятия знать, одного маловато наития.
Слово количество значит делимость на части;
Качество – место в системе, иль форма участия;
Мера – количественное расстояние
Меж двумя качественными состояниями.
Если достигнет в развитии мера предела,
Сразу, скачком изменяется качество тела:
Прежде – в породу свою же, хоть внешне в другое,
Ну а потом и в иное, уже и породой чужое.
Пар, как и жидкость, и лёд, суть всё та же вода,
Лишь изменения формы находим тогда,
По существу ж не меняется вещество:
Было оно H20, и осталось оно H20.
Но если пар выше меры своей нагревается,
Он неизбежно на атомы распадается;
Там хоть и те же ещё водород, кислород,
Только водой эту смесь их никто не зовёт.
Если ж до степени плазмы нагрев доберётся,
То от воды вовсе признаков не остаётся:
Ведь всё равно нам, ионы берутся откуда –
Хоть от воды, хоть, простите меня, от верблюда.
Так же природа, исходно материальная,
Может, скачок за скачком, порождать идеальное;
Ну а конкретней мы это позднее обсудим,
Там, где сознание наше рассматривать будем.
Каждый скачок – отрицанья чего-то процесс.
Где же при смене скачков наблюдаем прогресс,
Там, в связи новых скачков с уже бывшими ранее,
Виден закон отрицания отрицания.
Сложного нет в основаньях его ничего:
Он вытекает из двойственности всего,
Из колебаний, повсюду в борьбе неизбежных,
И возвращений, но только без частностей прежних
(их запрещает случайный развития ход,
хоть метафизики думают наоборот,
мысля циклически-точный вещей оборот).
Двойственна сущность, и борются стороны в ней,
Чтоб доказать, что сегодня сильней и важней.
Форму одна задаёт, что сейчас побеждает;
Первый этап этот тезисом называют.
Тезис, исчерпав себя, новой формой сменяется,
Что антитезисом в логике называется;
Тут и название явственно говорит,
Что отрицание в этом явленьи царит.
В синтезе далее тезис и антитезис
Объединяются, словно влюблённые встретясь.
Только и тут не обходится без борьбы,
Этой всеобщей, увы, для предметов судьбы.
Чтобы наглядней такие процессы понять,
Можно, к примеру, зерно нам за тезис принять.
Но от растения сущности в нём – половина,
И состояние то отрицанью повинно!
Что и случается, если зерно прорастает,
И, превращаясь, как будто бы внутренне тает.
Сразу зерна не даёт нам при этом зерно,
Только как травка в полях выживает оно;
Форма такая на зёрна совсем не похожа,
Но для развития только она и пригожа.
Видим опять половину, и ясно, конечно,
Что состояние это, опять же, не вечно.
Значит, возврат будет в следующем отрицании
Снова к тому, что цвело в бытии уже ранее, –
Только возврат не зацикленный! Новое тоже
В очередной тот продукт отрицания вхоже.
В колосе стебель и зёрна слились воедино,
Каждая место нашла для себя половина.
Так возникает «любовный» союз половин тех –
Это и есть антитезиса с тезисом синтез.
Тут достигается высший предмета расцвет,
Но перспективы развития больше уж нет.
Всё, что могли, его силы уже совершили –
Вниз только может идти, кто достиг уж вершины.
Колос наш славный все соки растения выпил,
Стало оно неживой пожелтевшей соломой,
А в результате и сам он остался бездомный,
В зёрна распался и в землю осеннюю выпал.
Но если в почве его приживается плод,
Шире зерна совершается оборот,
Зёрна из колоса много растений дадут,
Ну а когда-то и новые формы придут!
Всюду в развитии действует эта триада,
Больше ступеней прогресса и нет, и не надо.
Думаю всё же, заранее должен признаться я,
Что перед синтезом часто нужна реставрация;
Только конкретней мы это позднее обсудим,
Там, где ученье марксизма рассматривать будем.
Часто спиралью изображают прогресс,
Только неточно она представляет процесс.
Правильней Мёбиус-лента, с одной стороной;
Но доказать это мало «поэмы» одной.
Есть и для связи законы диалектические,
Но не вошли до сих пор они в тексты классические;
Так что и я оставляю их тут в стороне,
Хоть изложение было бы с ними полней.
Не будет если заняться лень вам,
В сети найдёте, без напряжения,
«Закон единства сторон отдельного»,
«Закон взаимного порождения».