Найти в Дзене
Сокол-корабль

Ахиллес был русским? Мнение греческого историка.

Русые волосы, полные ярости голубые глаза и плащ на одном плече, заколотый фибулой. Внешность явно не совсем соответствующая типично-греческой. Но самое интересное, что это замечали и сами греки! Сегодняшняя заметка посвящена тому, что самый известный герой древней Греции — Ахиллес, был славянином.
И нет, это не очередная теория заговора или поиск подтекста там, где его нет. Это мнение византийского летописца Льва Диакона. А чье сердце может лучше понять Илиаду, как не сердце грека? Пусть и жившего не в эпические времена Гомера, а в более близкий нам X век. Сразу сделаю важное уточнение — в своем труде «История», в котором историк описывает современные ему события 959-976 года, Лев Диакон называет Ахиллеса не славянином, а скифом. Однако, в этой работе для обозначения русов он использует 4 имени — россы, россияне, скифы и тавроскифы, которые вполне свободно меняются между собой по ходу повествования. Так, князь Святослав, назван правителем тавроскифов, а война византийцев с ним «вой

Русые волосы, полные ярости голубые глаза и плащ на одном плече, заколотый фибулой. Внешность явно не совсем соответствующая типично-греческой. Но самое интересное, что это замечали и сами греки! Сегодняшняя заметка посвящена тому, что самый известный герой древней Греции — Ахиллес, был славянином.

И нет, это не очередная теория заговора или поиск подтекста там, где его нет. Это мнение византийского летописца Льва Диакона. А чье сердце может лучше понять Илиаду, как не сердце грека? Пусть и жившего не в эпические времена Гомера, а в более близкий нам X век.

Так мог бы ответить Ахиллес, если бы прочитал сочинение хрониста Льва Диакона.
Так мог бы ответить Ахиллес, если бы прочитал сочинение хрониста Льва Диакона.

Сразу сделаю важное уточнение — в своем труде «История», в котором историк описывает современные ему события 959-976 года, Лев Диакон называет Ахиллеса не славянином, а скифом. Однако, в этой работе для обозначения русов он использует 4 имени — россы, россияне, скифы и тавроскифы, которые вполне свободно меняются между собой по ходу повествования. Так, князь Святослав, назван правителем тавроскифов, а война византийцев с ним «войной с россиянами». А на переговоры наш князь плывет «...чрез реку на некоторой Скифской ладье и, сидя за веслом, греб наравне с прочими без всякого различия».

К раскрытию тайн происхождения Ахиллеса историк подходит издалека — через описание погребальных костров русов, на которых они после боя сжигали своих павших товарищей:

«...Уважая Эллинские таинства, которым они научились или от философов своих Анахарсиса и Замолксиса или от товарищей Ахилла, они всегда совершали над умершими жертвы и возлияния. – Арриан говорит в своем морском путешествии (Перипле), что Пелеев сын Ахилл был родом Скиф из небольшого города Мирмикиона, стоявшего близ озера Меотиса, что после уже, изгнанный Скифами за необузданность, жестокость и высокомерие духа, он поселился в Фессалии.
Ясным сему доказательством служат покрой плаща его с пряжкою, навык сражаться пешим, светло-русые волосы, голубые глаза, безумная отважность, вспыльчивость и жестокость, за что порицает его Агамемнон в сих словах: Тебе приятны всегда споры, раздоры и битвы (Илиада, 1 глава, стих 177).
Тавроскифы еще и ныне обыкновенно решают свои распри убийством и кровью. Но что сей народ отважен до безумия, храбр, силен, что нападает на всех соседственных народов, то многие свидетельствуют и даже Божественный Иезекииль о сем упоминает в следующих словах: Ce аз навожу на тя Гога и Магога, Князя Росс (Иезек. 39). Но о кровавых жертвах Тавроскифов довольно.»

Андрей Клименко. Тризна у славян. "Огненное погребение" было распространено у предков русских плоть до XIV века. Этим веком датируют курганы вятичей, в которых находились урны с прахом оставшиеся после огненных похорон.
Андрей Клименко. Тризна у славян. "Огненное погребение" было распространено у предков русских плоть до XIV века. Этим веком датируют курганы вятичей, в которых находились урны с прахом оставшиеся после огненных похорон.

И так, Лев Диакон записывает Ахиллеса "в русы" за русые волосы и варварские (с точки зрения византийца) боевые навыки. Тем не менее, утверждение его является спорным. Ведь этническая принадлежность героя того или иного эпоса, если она не указана прямо, принадлежит тому народу, который этот эпос и хранит.

Множество людей, которые называют себя историками, до сих пор любят делать из русского богатыря Ильи Муромца, то представителя племени мурома, то выходца из Моравии. Хотя из текстов самих былин не следует ни того, ни другого.

Вопрос этот, казалось бы, становится сложнее, когда один эпос распространен у нескольких народов. Но и здесь всё просто – когда про нартов, например, поют черкесы, то они справедливо считают, что поют о черкесских героях. Когда тот же эпос рассказывают осетины, они имеют полное право ассоциировать свой народ с нартами, а нарт со своим народом.

Но если отринуть это и прислушаться к историкам, то в каком-то смысле, Илиада тоже русский эпос (точнее, эпос о русских), ведь главный герой в ней — русский богатырь (а цикл былин про Илью Муромца – эпос исчезнувшего племени мурома, который русские зачем-то сохранили).

__________________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском (и не только) эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.