Бизнес всё чаще стремится не только к заработку, но и к тому, чтобы сделать мир лучше. Ближе всего этот подход социальным предпринимателям — бизнесменам, которые занимаются решением проблем общества и получают с этого прибыль. Понять, приносит ли социальный бизнес реальную пользу, можно с помощью оценки социального эффекта. Что это такое и как его можно посчитать?
Что такое социальный эффект
Социальный эффект — это польза или вред для общества от работы предприятия или организации, которые можно описать и измерить. Т.е. результат может быть как позитивным, так и негативным, а может быть разным для отдельных общественных групп. Например, путешествия приносят новые впечатления туристам, но могут повлечь за собой загрязнение природы и навредить местным жителям. В целом позитивный социальный эффект делает жизнь общества проще, комфортнее, здоровее, негативный — наоборот.
Например.
Позитивный социальный эффект:
- 25 детей из села N получили возможность заниматься боксом, баскетболом и другими видами спорта, когда в их родном поселке открылся спортзал.
- 7 инвалидов из города N смогли устроиться на достойную работу, так как местная хлебопекарня выделила им рабочие места.
- Свалки рядом с городом N уменьшились по площади в два раза после того, как начал работать завод по переработке мусора.
Негативный социальный эффект:
- В одном из районов города Z закрыли художественную школу и на её месте открыли алкомаркет. 100 детей, занимавшихся рисованием, вынуждены искать школу в другом районе. Вдобавок 1500 жителей района получили более легкий доступ к алкоголю, из-за чего количество преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, выросло на 5%.
- Рядом с селом Z открыли металлургический завод, который сливает неочищенные отходы в ближайшую реку, а также выбрасывает в воздух токсичный дым. Загрязнения в воде привели к гибели 7 коров, а сами жители села стали болеть на 15% чаще.
Как измерить социальный эффект
Существует немало методов измерения социального эффекта. Все они сходятся в том, что собирают и анализируют конкретные цифровые показатели, отражающие изменения в обществе.
Значения, на которые обращают внимание аналитики, могут быть качественными или количественными. Например, если цель предприятия — дать детям с инвалидностью возможность учиться наравне с другими детьми, то показателями социального эффекта будут:
- число детей, обучающихся и окончивших обучение по особым программам;
- повышение среднего балла у детей с ОВЗ при окончании школы;
- число выпускников с ОВЗ, поступивших в институты и университеты;
- число студентов с ОВЗ, успешно окончивших вуз.
Чтобы оценка социального эффекта была полной и правдивой, нужно учитывать как позитивные, так и негативные результаты работы. В ряде случаев одно действие приводит и к тем, и к другим.
Вспомним пример с пекарней: благодаря ей инвалиды смогли получить работу, однако им нужно время, чтобы освоиться на рабочем месте. В период их адаптации пекарня может производить меньше хлеба, что опосредованно скажется на продуктовом обеспечении жителей города. Чтобы оценка влияния работы пекарни на город была полной, этот момент тоже нужно учесть.
Самое разумное решение при оценке социального эффекта — разбить его на части (факторы), чтобы потом сделать общий вывод об успехах и неудачах. Когда аналитики размышляют над каждым фактором, они задают такие вопросы:
- Приносит ли фактор пользу или проблемы (позитивный он или негативный)?
- Насколько сильно фактор влияет на общество?
- Насколько широко фактор охватывает целевую группу — людей, на которых направлен или затрагивает проект?
После оценки всех факторов проводится их математический анализ, по которому можно судить, принес проект пользу или нет.
Методика SROI
Методика оценки социального возврата на инвестиции (Social Return on Investment, SROI, СРОИ) — один из самых популярных способов измерения социального эффекта. Она применяется с 2000-х годов и в России, и за рубежом. Суть SROI — перевести все социальные факторы в количественные показатели, а затем и оценить результаты работы предприятия в деньгах.
Главное преимущество SROI — в применимости для организаций в любой сфере. Денежная оценка понятна и наглядна, а значит, подходит в том числе и для социальных проектов.
Чтобы грамотно оценить социальный эффект по этой методике, нужно несколько шагов:
1. Определить, что именно измеряется, и подобрать соответствующие показатели. О том, что полезного предприятие сделало для каждой группы, нужно спрашивать непосредственно у ее представителей, например, у родителей и детей, которые посещают кружок дополнительного образования.
2. Выяснить, что изменила деятельность предприятия. На этом шаге нужно сложить картины «до» и «после» определенного периода работы организации с людьми и сравнить их между собой.
3. Подобрать показатели для того, чтобы измерить изменения, произошедшие с людьми с точки зрения их знаний, умений или качества жизни. Затем для количественных и качественных показателей подобрать стоимостные эквиваленты. Например, таким эквивалентом может быть цена товара или услуги, с помощью которой можно добиться такого же результата, например, научиться рисовать или устроиться на работу.
Чтобы не допустить ошибок при подсчетах, аналитики должны заранее определиться с показателями, подлежащими оценке, оценивать результаты одного конкретного предприятия и пользоваться точными и достоверными данными.
Кому нужна оценка социального эффекта
Несмотря на определенные сложности (финансовые и временные затраты, проблемы с выбором экспертов, метрик и критериев), оценка социального эффекта приносит бизнесу весьма ощутимую пользу. С её помощью компания, которая стремится к развитию и масштабированию, может заинтересовать потенциальных партнеров и воодушевить уже существующих инвесторов.
В целом цифры обладают большой убедительностью и наглядностью: по сути, это самый простой способ показать, какую пользу вы приносите в реальности. Хорошим подспорьем становятся данные SROI и в PR-активности: журналисты тоже любят красивую статистику, проверенные данные и — всё те же цифры.