В 1933 г. Бунин стал первым русским писателем, получившим Нобелевскую премию. Его имя гремело на весь мир и только на его родине за него не были рады. Произведения Бунина в СССР вплоть до хрущевской «оттепели» не печатались, его дневники и публицистика были под строжайшим запретом.
В чем причины взаимной неприязни Бунина и советской власти? Кого из большевиков он называл «нравственным идиотом»? И правда ли, что Бунин просил у Сталина разрешения вернуться домой?
«Окаянные дни»
Еще до революции Иван Алексеевич уже был известным писателем. Он был избран почетным академиком Императорской академии наук, его удостоили престижной Пушкинской премии. Бунин никогда не был богатым человеком, но в 1910-е годы он получал довольно неплохие гонорары за публикации своих произведений, что давало ему возможность содержать семью и много путешествовать.
Даже в годы начавшейся Первой мировой войны Бунин много публиковался, хотя его душевное состояние было мрачным, поскольку он тяжело переживал гибель соотечественников.
Уже в Февральской революции писатель увидел предзнаменование крушения великой России. Бунин не принимал Временное правительство, так как был православным монархистом по своим взглядам. В еще большее отчаяние он пришел, когда к власти пришли большевики.
Дневниковые записи Бунина, которые он вел с 1918 г. по 1920 г., были опубликованы под характерным названием «Окаянные дни». Именно так он воспринимал происходившие в стране события. Революцию он считал не закономерным историческим событием, а проклятием России, которое ввергло ее в пучину бездны и хаоса.
«Помещик-мракобес»
Иван Алексеевич происходил из древнего, но обедневшего дворянского рода. До взлета своей писательской карьеры он вел скорее жизнь разночинца, чем помещика. Часто отчаянно нуждался и сидел без копейки. Тем не менее, советские критики позже гневно именовали его «эпигоном крепостничества», «помещиком-мракобесом» и представителем «класса кровопийц».
Когда к власти пришли большевики, то Бунин язвительно называл их «чернью» и «полудикарями». Означает ли это, что писатель с презрением относился к простому народу? Вовсе нет. Иван Алексеевич еще в юности посещал народнические кружки, увлекался толстовством. Одним из его близких приятелей до 1917 г. был Максим Горький, который выступал яростным защитником «босяцкой Руси».
Бунин резко разграничивал простой народ и советскую власть. Для него большевики были честолюбивыми проходимцами, которые соблазнили и оболванили народ. Он писал о том, что никакой неизбежности революции не было и если бы не этот незаконный захват власти чернью, Россия бы цвела и сказочно развивалась.
«Нравственные выродки»
Талантливый писатель не стеснялся в своих выражениях по отношению к лидерам большевиков. От всей души он ненавидел Ленина, который стал первым главой советского государства. Бунин называл его «выродком» и «нравственным идиотом от рождения», который разорил великую империю и стал причиной гибели миллионов людей.
Не было у него слов сочувствия и по отношению к Троцкому, который вынужден был спасаться бегством из страны, а позже был убит в эмиграции.
«Кровавая гадина дождалась возмездия», – отметил он в своем дневнике.
Для него Троцкий был одним из тех, кто организовал приход к власти ненавистных ему большевиков, поэтому даже его непростой эмигрантский путь и предательский удар ледорубом не вызывали сочувствия.
Более сложное отношение у Бунина было к Сталину. Он ненавидел его как тирана и организатора массовых репрессий, но при этом не мог не признать его вклад в борьбу с Гитлером.
Когда Сталин летел в Тегеран на переговоры, Бунин отмечал, что дрожит от переживаний за то, как бы с ним в дороге ничего не случилось. Тем не менее, когда в марте 1953 г. Сталин умер, Бунин пишет в одном из писем, что умер скот, обожравшийся человеческой кровью.
Мечты о возвращении
С 1920 года Бунин жил в эмиграции. Он постоянно тосковал о родине и мечтал вернуться. Казалось бы, после всего того, что он наговорил и написал о большевиках и революции, это было невозможно. Но в 1941 году писатель неожиданно начинает проситься домой. Он высказывает мысли об этом Алексею Толстому и Николаю Телешову – писателям, которые пользовались расположением советской власти.
17 июня 1941 г. Алексей Толстой обратился к самому Сталину с письмом, в котором рассказал о бедственном положении Бунина в эмиграции и о его пожелании вернуться на родину. Но советскому вождю было не до этого – через 5 дней началась страшная война, которая обернулась неисчислимыми ужасами и бедами.
До конца жизни Бунин жил по «эмигрантскому паспорту». Советского гражданства его лишили, а нового он так и не приобрел. В послевоенное время через посла и советских писателей ему несколько раз передавали приглашение вернуться на родину, но он так и не решился на это.