Найти тему
МИР ИСТОРИИ - WOH

Неидеальная жена героя. Судьба Кэтрин Уэлсли, герцогини Веллингтон

Оглавление

Родители сурово смотрели на Кэтрин. Только что она выслушала гневную тираду о том, что человек «иного круга» никогда не породнится с ними. Она и без того знала, что Артур всего лишь третий сын в семье, а потому едва ли может претендовать на значительную часть наследства. По мнению её родных, он был «голодранцем», который не смел даже приблизиться к их дочери.

Тогда семья Кэтрин Пэкинхэм не подозревала, что в будущем этому самому человеку, Артуру Уэлсли, герцогу Веллингтону, суждено будет одержать победу над Наполеоном под Ватерлоо. Но как же Кэтрин смогла добиться позволения быть с человеком, которого любила? И почему, увидев её снова, Артур понял, что это уже совсем не та девушка, которую он знал прежде?

Дочь чванливого отца

Кэтрин был одной из дочерей Эдварда Пэкинхэма. Человек тщеславный, её отец очень гордился получением титула барона. В ту пору юной Китти, как называли девочку родные, было всего три года, однако родитель уверенно заявлял – замуж его дочь выйдет только за очень знатного и богатого человека. Пэкинхэм явно забыл, что не так давно сам считался представителем мелкопоместной знати, и не более того.

И всё-таки новоиспеченный барон старался держать своё слово. Когда Кэтрин исполнилось двадцать лет, она встретила молодого и амбициозного Артура Уэлсли. Познакомившись со всеми родственниками девушки и нанеся немалое число визитов, Артур решился сделать Кэтрин предложение.

Если бы девушка сама имела возможность распоряжаться своей судьбой, несомненно, тут же дала бы своё согласие. В этом случае, по иронии судьбы, её жизнь сложилась бы вполне счастливо, а вот об Артуре Уэлсли (герцоге Веллингтоне) мир бы вряд ли узнал. Но последнее слово было за родителями Кэтрин, которые выступали с категорическим протестом.

Артур Уэлсли был неплохим малым, однако являлся третьим сыном в большой семье. Родные девушки понимали, что при дележе наследства большая часть достанется явно не ему, а свою дочь они желали видеть богатой и знатной. Этот отказ заставил Уэлсли всерьёз заняться своей военной карьерой, что помогало ему хотя бы немного отвлечься от печальных мыслей.

Томас Лоуренс «Портрет герцогини Веллингтон»
Томас Лоуренс «Портрет герцогини Веллингтон»

Многолетние переживания

Огорчённая Кэтрин, проплакав несколько недель, начала хандрить. Через своих подруг она пыталась получить хотя бы маленькую весточку от Артура, но он был занят и не хотел тревожить сердце той, которая никогда не будет принадлежать ему. В конце концов доведенная до отчаяния Китти обручилась с Гэлбрейтом Коулом, которого выбрали для неё родные.

Но практически сразу после помолвки судьба снова решила подшутить над Кэтрин. Именно тогда одна из знакомых сообщила ей, что недавно видела Артура. Тот, как поняла женщина, очень тосковал по Китти и по-прежнему был неравнодушен к своей несостоявшейся невесте.

Сложно даже представить, сколько переживаний и размышлений выпало на долю молодой Пэкинхэм после этого известия. Тщательно взвесив все «за» и «против», она всё же поняла, что не в силах противиться своему сердцу.

Помолвка с Коулом была расторгнута, а в скором времени Кэтрин получила от Артура письмо, в котором он снова делал ей предложение.

«Я не хочу, чтобы вы чувствовали себя связанным обязательствами. Сначала вы увидите меня, а потом решите, как быть», – отвечала она ему.
Уильям Дайс «Сэр Гэлбрейт Лоури Коул» / Национальная Портретная галерея, Лондон
Уильям Дайс «Сэр Гэлбрейт Лоури Коул» / Национальная Портретная галерея, Лондон

Совсем другой человек

Китти прекрасно понимала, что с момента их первой встречи прошло целых десять лет. За это время она пережила немало страданий и из цветущей юной красавицы превратилась в бледную тень себя прежней. Когда встреча с Артуром наконец состоялась, он постарался ничем не выдать своего ошеломления от вида невесты. Но своему брату всё-таки сказал: «Она сильно подурнела, клянусь!».

Однако Уэлсли был твёрд в своих намерениях. В 1806 году состоялась столь долгожданная свадьба. Несмотря на давние чувства, супруги так и не смогли найти взаимопонимания. Дело было совсем не в переменившейся внешности Кэтрин.

Скромный и деятельный по характеру Артур с трудом выносил общество жены, которая любила проявлять себя собственницей и его покровительницей. Рождение двух детей ничего не переменило в отношениях между ними. Близкая подруга Артура Гарриет Арбетнот писала:

«Он неоднократно пытался жить с ней (Кэтрин) по-дружески… но это было невозможно… и это заставило его искать те утешение и счастье, в которых ему было отказано дома».
Томас Лоуренс «Портрет герцога Веллингтона, Артура Уэлсли» / Эпсли-хаус, Лондон
Томас Лоуренс «Портрет герцога Веллингтона, Артура Уэлсли» / Эпсли-хаус, Лондон

Не исключено, что именно домашние неурядицы стали своего рода «трамплином» для карьеры Артура Уэлсли, который получил титул герцога Веллингтона и одержал победу над войсками Наполеона при Ватерлоо. Его никогда не тянуло домой, однако он старался быть добропорядочным супругом.

Только когда Китти в 1831 году серьёзно заболела, он понял, что эта близкая и одновременно далёкая женщина немало для него значила. За пару дней до её смерти он сделал в дневнике запись, над которой многим из нас стоит задуматься и сегодня:

«Как странно, что люди живут вместе половину жизни и начинают понимать друг друга лишь в самом конце».

В Премиум-подписке от WOH еще больше интересных историй.