Чтобы гарантировать контрагенту исполнение обязательств перед ним, участник сделки предоставляет то или иное обеспечение. С одной стороны, таким образом подтверждают намерения выполнить свою часть договоренностей. С другой, это возможность компенсировать негативные последствия, которые могут возникнуть, если участник сделки нарушит договор.
Согласно главе 23 ГК РФ в отношении обязательств существуют следующие способы обеспечения:
- залог,
- задаток,
- обеспечительный платеж,
- удержание,
- поручительство,
- независимая гарантия,
- неустойка (штраф, пеня).
Чтобы подкрепить обязательство и обеспечить его, можно передать контрагенту деньги или имущество. Такая передача происходит в форме задатка (ст. 380 ГК РФ), обеспечительного платежа (ст. 381.1 ГК РФ) или залога (ст. 334 ГК РФ).
Также обеспечить обязательство можно с помощью удержания (ст. 359 ГК РФ). В этом случае не компания передает объект контрагенту, а контрагент удерживает его до исполнения.
В этом варианте компания перечисляет контрагенту определенную сумму перед сделкой. Для контрагента компании удобство такого способа состоит в том, что:
- контрагент сразу получает деньги,
- обеспечение обязательств не потребуется взыскивать через суд и ФССП.
Минусы этого варианта:
- контрагент будет обязан двойную сумму задатка, если не выполнит свои обязательства;
- задатка может не хватить для компенсации всех убытков.
Обеспечить исполнение можно с помощью обеспечительного платежа, который перечисляют до начала работы по обязательствам. Чаще всего его используют:
- при аренде,
- в подряде,
- в возмездном оказании услуг ,
- при поставке.
Обеспечительный платеж – это сумма, которую компания перечисляет контрагенту перед сделкой. Однако выплата не является задатком. Контрагент вправе не вернуть сумму, только если понадобится компенсировать убытки, ущерб, использовать в рамках п. 2 ст. 1062 ГК РФ и т. п. В иных случаях платеж возвращают компании по завершении действия договора.
Такой вариант выгоден контрагенту, потому что не требуется нести расходы по содержанию обеспечения. Также не понадобится обращаться в суд, чтобы обратить взыскание. Минус в том, что платеж, как и задаток, может не покрыть все убытки.
Залог применяют, чтобы обеспечить им исполнение обязательства любого рода. Но обычно этим вариантом пользуются в случае денежных обязательств. Чаще всего договор о залоге заключают при оформлении сделки по займу.
Суть залога в том, что компания предоставляет кредитору имущество, на которое кредитор обратит взыскание, если компания не выполнит обязательства. При этом объект залога могут передать залогодержателю, а могут оставить у залогодателя.
Для контрагента этот вариант удобен тем, что:
- он отличается высокой надежностью и устоявшейся практикой применения;
- за счет залога можно возместить требование в том объеме, какой оно имеет к моменту удовлетворения. То есть учесть штрафы, возместить убытки, а также расходы залогодержателя на содержание объекта залога и расходы по взысканию.
Этот способ обеспечение применяют в случаях, когда в рамках обязательства контрагент должен передать компании какой-либо объект. Компания получит объект только после того, как выполнит договоренности.
Контрагенту достаточно фактически владеть имуществом, которое он удерживает, на законном основании. Например, согласно договору хранения. Но при этом контрагент не вправе использовать данное имущество до взыскания. Обращение взыскание производят по той же модели, что и с залогом. В качестве способа обеспечения к обязательству привлекают третьих лиц может быть следующее.
В ряде сделок для обеспечения исполнения компания привлекает третьих лиц к участию в обязательстве. Оформляют поручительство (ст. 361 ГК РФ) или независимую гарантию (ст. 368 ГК РФ).
Такие способы можно применять самостоятельно или вкупе с залогом, задатком и т. п.
Поручительство состоит в том, что третье лицо берет на себя обязательство заплатить по долгам компании, если сама компания этого не сделает. У контрагента появляется возможность потребовать деньги как с компании, так и с поручителя. Поручитель и должник несут солидарную ответственность.
С одной стороны, поручительство повышает шанс, что контрагент получит возмещение. С другой, придется обращаться в суд.
Для контрагента этот вариант удобен потому, что гарант выплачивает деньги, нет необходимости тратить усилия на организацию процедуры взыскания. Но при этом:
- у компании есть расходы на оплату услуг гаранта,
- если гарант не согласится с требованием заплатить, для получения суммы понадобится обращаться в суд.
Как правило, при заключении любого договора в нем присутствуют условия о неустойке, штрафах и пенях за неисполнение обязательства (ст. 330 ГК РФ). Неустойка относится к вариантам обеспечения обязательства. Но компания не передает заранее контрагенту деньги или имущество и не привлекает третьих лиц. В случае неисполнения она выплатит контрагенту сумму, которую указали в соглашении. Обычно такое условие включают как средство от просрочки платежей.
Технически обеспечить обязательство неустойкой проще, чем иным образом. Кроме того, для взыскания неустойки не нужно доказывать размер убытков, нужно доказать только факт нарушения. Однако получить неустойку, если нарушитель не перечислил ее добровольно, можно только по суду и с помощью ФССП.
Кроме того, неустойка может не покрыть всех убытков. Обычно неустойку комбинируют с другими способами обеспечения обязательств.
Штраф и пеня — это подвиды неустойки. Сумма штрафа фиксированна и взимается однократно, пеня представляет собой процент от суммы долга на случай просрочки, его платят периодически (например, 1% за каждый день просрочки).
Но по общему правилу для обращения взыскания на залог нужно обращаться в суд. Взыскать заложенное имущество во внесудебном порядке можно, если это специально оговорили в соглашении.
Так, покупатель может получать товар не только непосредственно от своего контрагента, например оптового поставщика, но и по его указанию – от изготовителя, который в этом случае в качестве третьего лица исполняет обязанности за продавца (не будучи стороной с этим покупателем); в силу указаний транспортного законодательства обязательства из пассажира или груза исполняются не только перевозчиком, с которым в пункте отправления заключен договор перевозки, но и не участвующими в этом договоре другими перевозчиками, которые последовательно перевозят пассажира или груз.
Лицо, исполняющее за должника его обязательство или отдельные составляющие его обязанности, не может рассматриваться в качестве дополнительного должника. Кредитор не вступает с ним ни в какие правоотношения, и обязанным лицом перед ним все равно остается первоначальный должник, отвечающий перед кредитором за надлежащее исполнение всех лежащих на нем обязанностей, в том числе за их неисполнение или ненадлежащее исполнение привлеченными им третьими лицами (ст. 403 ГК). Иначе говоря, допускаемое законом или договором возложение должником исполнения своего обязательства на третье лицо не освобождает его от обязанности исполнения и от ответственности за недолжное исполнение.
Лишь в качестве исключения законом могут предусматриваться случаи, когда ответственность за нарушение обязательства перед кредитором несет третье лицо, являющееся непосредственным исполнителем.
Так, в соответствии с транспортным законодательством ответственность за нарушение обязательств по перевозкам грузов несет транспортная организация – перевозчик места назначения, а не места отправления груза. Но и в таких ситуациях первоначальный должник не устраняется из обязательства, ибо при этом не происходит перевода долга на третье лицо – исполнителя, а должник вместе с третьим лицом остается обязанным перед кредитором, который в результате получает по своему выбору требовать исполнения от одного из них или, точнее, возлагать на одного из них ответственность за неисполнение обязательства.
Вместе с тем третье лицо в некоторых случаях вправе исполнить кредитору обязательство за должника и по своей инициативе – за свой счет и даже без согласия должника (п. 2 ст. 313 ГК). Такая ситуация возможна, если из-за неисполнения обязательства должником связанное с ним правоотношениями третье лицо подвергается опасности утратить имеющееся у него право на имущество должника. Например, в связи с обнаружившейся неплатежеспособностью арендатора здания и угрозой досрочного расторжения арендного договора с изъятием арендованного имущества субарендатор помещения в таком здании вправе сам внести арендную плату арендодателю и в отношении этого долга выступить перед арендатором уже в роли кредитора (по правилам о перемене лиц в обязательстве). Само же первоначальное (длящееся) обязательство не прекращается таким однократным исполнением и не заменяется регрессным обязательством между третьим лицом и должником.
Здесь законодатель использовал известную со времен юридическую конструкцию – платеж со вступлением в права кредитора, который также именуют личной суброгацией. Суть ее состоит в том, что лицо, произведшее платеж за должника, приобретает право требования, принадлежавшее его кредитору, и права, обеспечивающие это требование. При этом происходит изменение (перемена) состава участников обязательства, но само оно сохраняется в прежнем виде.
Другим его примером являются последствия нарушения одним из сособственников преимущественного права покупки его доли, имеющегося у других сособственников (п. 3 ст. 250 ГК).
Гражданский кодекс РФ предоставляет большую свободу участникам оборота. Например, они могут как исполнять обязательства лично, так и производить своего рода замены, доверяя исполнение обязательств третьим лицам (ст. 313 ГК РФ). Это позволит своевременно произвести расчеты и сократить издержки (временные и финансовые), связанные с исполнением обязательств. Рассмотрим, что представляет собой исполнение обязательства третьим лицом, и на какие моменты следует обратить особое внимание при такой замене.
На практике нередко возникают ситуации, когда долг погашает не сторона договора, а третье лицо, которое с кредитором ни в каких отношениях не состоит (или по крайней мере не имеет никакого отношения к погашаемому долгу). Третье лицо может это сделать по договоренности с должником в счет существующего или будущего обязательства между ними.
Между кредитором, должником и третьим лицом было заключено трехстороннее соглашение. В нем предусмотрена обязанность третьего лица перечислить деньги в погашение долга. Однако речь шла не о переводе долга с согласия кредитора, а о простом возложении на третье лицо обязанности по перечислению денег. Поэтому кредитор никаких требований к третьему лицу не приобрел (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.06.2017 по делу № А43-13581/2016[1]).
Один из самых распространенных способов обеспечения обязательств – прописать в договоре суммы, которые контрагент обязан будет выплатить в случае нарушения. Чаще всего такое условие включают в договор на случай просрочки платежей. Если контрагент задержит основную выплату, ему придется погасить основной долг, а также заплатить неустойку – штраф или начисленные пени (ст. 330 ГК РФ). В случае использования этого способа обеспечения исполнения обязательства стороне, которая требует неустойку, не нужно доказывать размер убытков. Потребуется подтвердить сам факт нарушения. Но если контрагент откажется платить, взыскать деньги удастся только через суд.
[1] Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28.06.2017 по делу № А43-13581/2016.
Если нужна консультация по дипломной или курсовой работе, жми на ссылку.