Речь пойдет о самолетных колесах. А точнее о резине. Бывает резина ярославская, а бывает и барнаульская. Первая качественней. То есть ее хватает на большее число посадок .В Иране, в городе Мешхеде, где мы базировались в 2006м году летом полосы как наждачная бумага, плюс жара за сорок уменьшала ресурс резины в полтора раза. те времена около 70 бортов Ту-154М,были в сыром лизинге в различных авиакомпаниях страны, и предоставляли эти самолеты различные организации из России. Не буду их все перечислять. Мы работали в Iran Air Tour.Это дочка государственной компании Iran Air.Еще некоторые самолеты работали в другой частной компании Zagros. Рейсы все короткие продолжительностью не более полутора, двух часов, по городам и весям Ирана. За сутки по 3-5 взлет-посадок, без смены экипажа. Резина стиралась на ура. Браковочным признаком, являлось появление третьего корда. Два техника на борту прикреплялись к определенному экипажу и мы на промежуточных аэропортах выходили из самолета и делали обход, осматривая состояние после полета, Я как специалист по механической части, смотрел в первую очередь лопатки первой ступени 1ого и 3его двигателя.2й не надо было воздухозаборник высоко. А в остальные могли попасть камушки или еще что то и повредить лопатки во время пробега и включения реверса. Ну и конечно шасси, головная боль со всеми 14ю колесами. Проработав на больших тушках 15 лет я так и не понял, для чего КБ А.Н Туполева сделал 6 и колесную тележку на стойке. У Ильюшина на Ил-62 и четырех достаточно. И масса больше. Но раз уж выпала мне такая доля работать на Ту-154, приходилось мириться. После заруливания сразу надо было устанавливать упорные колодки и давать команду летчикам на снятие со стояночного тормоза, во избежание большей теплоотдачи от тормозных дисков к корпусу колеса и выплавки термо свидетелей, вентиляторы для охлаждения, здесь были как мертвому припарка. Всегда подъезжала машина с технической водой мне давали шланг и я все двенадцать колес поочередно охлаждал. Под самолетом стоял пар. Был у меня случай, когда мне не дали водяную машину в Кувейте. Я наверно единственный техник в мире, который поливал тормоза пепси колой, забрав у девчонок весь запас этого вкусного напитка. Они меня чуть не убили. Три коробки ушли как с куста. Но я отвлекся. Осматриваю пневматики колес, отмечаю два уже на подходе, в переднем багажнике у меня запасных только одно остальные уже снятые по третьему корду и всего штук десять. Улетая с базы с Мешхеда, на складе колес не оказалось и перебортовать не кому. Банальная причина, свободные от наряда ребята, которые должны были приезжать из гостиницы в аэропорт заболели известной русской болезнью, и по видимому забили на это большой прибор. Но лететь было надо. Ни кто бы нас не понял. Ну в Тегеране все вроде нормально, загрузили багаж пассажиров, убираю хвостовую штангу, заношу ее в самолет, ставлю на штатное место, закрываю двери. Летим в Ахваз. Город на границе с Ираком. Под крылом горы пустыни. В Ахвазе жара еще хлеще. Те же стандартные процедуры, облив водой тормозов, осмотр ВС, пневматики вроде терпят. Иду покурить к краю перрона, сажусь на бордюру и вскакиваю, к ним притронуться нельзя, уши горят, слизистая на глазах не выдерживает приходится щуриться. Думаешь скорей бы улететь из этого ада, как люди живут? А потом урезонил себя. А как у нас люди в заполярье или в Якутии живут. Живут же и не плачут. Ну наконец то взлетели и летим обратно в Тегеран, славный аэропорт Меграбад.Bp 50и градусов в 40. Уже не плохо. После заруливания, обнаруживаю, что на правой и левой стойках по одному колесу с третьим кордом. Подключаю своего напарника инженера по АиРЭО,Валентина Сергеевича Шлёнкина,ему в то время уже было за 60, к работе, вытаскиваем из багажника гидро домкрат, единственное колесо с новой шиной, ключи, контровка, пассатижи, отвертка. Меняем быстро. На левой заменено, а вот на правой нет. Взлетать не тормозить, а в Тебризе, что будет, ни кто не знает. Летим над горами, солнышко на западе начинает опускаться к горизонту. Заход там очень сложный. Аэропорт находится между гор. Снижение по спирали, потом по радиалу при этом надо загасить скорость, выпустить механизацию, шасси. Командир Артур ругается со вторым, что он не правильно ведет радиообмен. Но это даже не ругань а подтрунивание в шутливой форме. Не говорят про полосу уан ту зеро лефт, а просто уан ту лефт 12L.Тот ему а чё я, у нашего штурмана с английским лучше. Штурман ему в ответ-ага разбежался, я и английский, я и навигация, а ты на хрен здесь нужен? Короче на прямой,у меня замирает. Штурман отсчитывает метры 20,10,5,4,3,2,1 ноль пять~!Включаются реверсы, выпускаются интерцепторы, но тормоза еще не задействованы. Потом когда Артур начинает давить на педали раздается шумный хлопок справа. Артур оборачивается и спрашивает-оно? Я киваю головой. На тележке еще пять колес.
Заруливаем, уже темно. Заднее правое колесо в хлам, одни ошметки. Но если бы только одно колесо, это предвидели, поднимаю голову. Правая большая створка шасси пошла гофром,и выбит задний замок для открытия гондолы шасси на земле. Что нас спасло, то что задний, вопрос аэродинамики и оптекания . Если бы передний сломали, то мы бы там на долго застряли. Колесо мы опять поставили с третьим кордом лететь домой в Мешхед. А там база. Командир Артур спросил меня -ну как Мишель, сможем вернуться на базу. Я ответил летим, наше счастье, что задний сломали. Во время взлета я вышел в салон и подошел к иллюменатору с фонариком и наблюдал за процессом уборки. Все прошло гладко, створки открылись, тележка запрокинулась и ушла в гондолу, створки закрылись. К нашему счастью замененное колесо с третьим кордом выдержало, уже хорошо. При заруливании на стоянку через открытую командирскую форточку увидели яркую и комичную картину. Человек пять заболевших и быстро вылеченных коллег друг за дружкой катят новые колеса к не зарулившему еще самолету. Мы все расхохотались. Вид у них был, все взъерошенные, пот ручьем, по видимому вся дрянь из организма выходила. Труд из обезьяны делает человека. Мы всем экипажем поехали в гостиницу в Торгабэ. В номере в холодильнике лежала полтора литровая бутылка разбавленного пшеничного спирта, купленного в аптеке. Было три часа ночи. Наши оперативные соседи занимали шины у нас в долг(у нас были ярославские ,качественные).Допустим брали 20 штук, возвращали уже 30,потому,что барнаульские. А на счет личного состава, в Иране летчики и техники становились просто братьями.
Светлой памяти посвящаю авиакомпании Башкирские Авиалинии, которой ныне давно уже нет.