В 627 году в окрестностях развалин древней Ниневии состоялось решающее сражение в войне византийцев и персов, ставшее последней битвой в римско-персидских войнах, продолжавшихся с небольшими перерывами на протяжении четырех столетий. Командовал персидской армией царя Хосрова II военачальник Рахзад армянского происхождения. Историками приводится различная численность противоборствующих сторон, но наиболее реальные цифры отражены У. Кэги, который оценивает армию византийцев Ираклия в 25 000 воинов, а персидское войско в 12 000 человек. Я насчитал более двадцати публикаций, в которых одинаково описывается конный поединок в начале битвы между военачальниками двух армий: императором Ираклием и Рахзадом. Авторы данных статей утверждают, что византийский правитель в состоявшейся схватке всего лишь одним ударом меча отрубил голову Рахзаду.
К примеру, авторитетный британский исследователь Д. Норвич, автор «Истории Византии» так описывает состоявшийся поединок: «В самый разгар сражения Рахзад неожиданно вызвал Ираклия на поединок. Император принял вызов, пришпорил боевого коня, и как повествуют хронисты, снес голову персидского полководца одним взмахом меча».
В действительности, хронисты совершенно иначе описывают данный поединок. По сообщению Феофана Сигрианского: «Оруженосец объявил царю, что Разата хочет с ним сразиться, имея на то повеление от Хозроя. 12 декабря в субботу произошло это сражение. Царь впереди всех сошелся с военачальником персов и силою Божьею и с помощью Богородицы низложил его и сопровождавшие его обратились в бегство. Царь встретился с другим военачальником и того положил, напал на него и третий, который нанес ему удар копьем в губу, но и этого он поразил. Потом при звуке труб сошлись обе стороны, загорелась сильная брань. Лошадь под царем была убита пехотными воинами. Сам он получил много ударов мечами в лицо, но поскольку он был покрыт забралом из жил, то он не получил вреда и удары остались без действия. В лагере персов римляне захватили золотой щит Разата из ста двадцати пластинок состоявший и латы его также из золота».
Более детальное описание поединка мы находим у патриарха Константинопольского Никифора: «Хозрой же, узнав, что Ираклий приближается к столице персов, послал против него одного военачальника по имени Ризату, благородного происхождения и опытного в военном деле. Тот, придя на место, построил войско против императора и встал перед своей фалангой и вызвал противника на единоборство. Ираклий, так как он не знал никого из своего войска готового к единоборству, вышел сам против варвара. Тот же, будучи опытным стрелком, пустил стрелу и задел верхнюю губу императора. Затем послал и другую стрелу и вонзил ее в лодыжку ноги. Сам же Ираклий подъехал верхом на лошади и когда один из его копьеносцев отсек плечо Ризаты мечом и когда тот упал, поразил его копьем и сразу же отсек и его голову. В воодушевлении после этой победы ромейское войско, видя смелость императора, напало мощным ударом на отступивших персов и нанесло им сильное поражение».
В античной или средневековой истории существовал негласный кодекс чести и в случае вызова противника в битве на поединок соперники сами выбирали себе оружие для рукопашного боя. Но для меня совершенно не понятно применение Рахзадом в конном поединке с Ираклием оружия дистанционного воздействия, против которого в схватке был бессилен любой противник. В случае подобного неравенства применяемого оружия Ираклий имел право отказаться от поединка или предъявить свои условия предстоящего единоборства. Необъяснимо и присутствие в поединке телохранителя императора, который мечом отсек плечо персидскому военачальнику, после чего Ираклию оставалось только ударом копья добить поверженного врага.
В подобных поединках телохранители имели право вмешиваться только в случае очевидного поражения одного из соперников. К примеру, когда Пирр в единоборстве уже был готов добить поверженного на землю и обессиленного от полученных ран Пантавха, телохранители македонского военачальника вмешались в ход поединка и прикрыли щитами своего полководца. Поэтому, исходя из повествования последнего летописца, победу в поединке между полководцами в битве при Ниневии следует приписать копьеносцу византийского императора, но никак не самому Ираклию.