Заголовок вообще ни разу не для красного словца, товарищи. Архангельский театр драмы имени М.В. Ломоносова оказался местом, которое меня культурно и эстетически нокаутировало. Я могла ожидать от него многого, но точно не того, что увидела.
Последний раз в провинциальном театре я была в тамбовском детстве, и это можно не считать, давно дело было, я почти ничего не помню. Настоящий театр со мной случился уже в очень взрослой жизни, он и все последующие - уже исключительно в Москве. Лишь в мае этого года за МКАДом я побывала в петербургском Мариинском.
Сразу прошу не придираться к слову «провинциальный», я не вижу в нем ничего плохого и не вкладываю пренебрежительного смысла. Провинциальный значит нестоличный, ничего больше. Я сама потомственная провинциалка в 105 поколении и отлично с этим живу.
Неслучайная случайность
В архангельский театр я не собиралась. Вернее, мысль мелькнула и за неделю до поездки я заглянула на сайт: в тот вечер, когда я буду в Архангельске, предлагался спектакль «Барышня-крестьянка» в исполнении Курского театра, прибывшего с гастролями на Русский Север. Билеты остались лишь на балконе. «Ну не знаю», – сказала я и закрыла страницу.
А в день моего прибытия в Архангельске случился октябрь в его классическом проявлении – дождь на весь день. Уже утром было понятно, что вечером в такую погоду по улицам не разгуляешься. Тут-то и пришла идея посмотреть, что же такое современный нестоличный театр.
Пытаюсь зайти на сайт за билетом – не работает. Так как театр рядом, пошла в кассу. Такое со мной было лишь однажды - при покупке новогоднего «Щелкунчика» в Большом. Но там отдельная история.
Прихожу, кассир мне говорит, билетики есть, но только на третий ряд балкона. Даааа, забралась ты, мать, сказала я себе и ответила, что беру. В этот момент у неё на экране загорается точка - появился билет во втором ряду партера, точно посередине.
Она: «Вот это вам повезло! Оформляем?!» Я: «А сколько стоит?» (может там 15 тысяч, тогда мне и на балконе не дует). Она: «1800». Так я стала обладательницей билета на лучшее место в зале)))
Начало спектакля было заявлено не в привычные 19:00, а в 17:00. Для выходного дня идеально, как по мне. Всегда бы так и везде. Ну а вечером я пришла на спектакль.
Вечер в Архангельском театре драмы
Подхожу, народу никого – то ли уже зашли, то ли не пришли. На пороге тусят два мужичка (не вместе, сами по себе). Один с букетом наперевес. Я как бы иду, никого не трогаю, а этот, с цветами, смотрю, двигает прямо на меня и в глазах у него самые серьёзные намерения!
Я на него смотрю в непонятках. А он говорит что-то типа «Это вы?!». Я ему честно отвечаю: «Нет, не я». Он: «Ой, а я думал, вы!!!» Ну он остался ждать ту, которую, по ходу, в лицо плохо знает, а я пошла заливать шампанским своё бесцветочное одинокое существование))
Захожу я, граждане дорогие, в этот театр, и тут-то и случилось со мной то самое – хоть стой, хоть падай.
Огромное белокаменное фойе, фонтаны, колонны, эффектный пол, красивые стены, всё блестит и сияет!
А что так можно было?! Перед глазами за одну секунду промелькнули театры Казани, Самары, Астрахани, Йошкар-Олы, которые я проходила мимо, а ведь могла бы, могла не пройти!!! Чёрт.
Поднимаюсь на второй этаж по широченной лестнице, по бокам от которой тоже журчат фонтанчики, а на весь пролёт установлено огромное зеркало.
Для людей с ограниченными возможностями поедусмотрена. безбарьерная среда.
На втором этаже великолепный просторный холл с колоннами уходит по дуге в невидимую даль.
Вдоль окон в нишах удобно установлены скамейки - можно спокойно пообщаться чуть уединившись от толпы за кадками с цветами.
Цветы - повсеместно. С другого конца фойе оказалась вторая лестница, и тоже зеркало, и сияющая огромная люстра...
Вы просто не представляете, дорогие читатели, всю степень моего, не могу подобрать другого слова, - офигевания.
Я не буду показывать пальцем на некоторые приличные московские театры, руководству которых надо бы доехать до Архангельска и посмотреть, как это бывает – без стоптанных лестниц, облезлых стен, затёков на потолке, страшенных интерьеров и прочей стыдобищи.
Кое-как отковыряв челюсть от прекрасного паркета, я пошла искать буфет. В буфете она опять упала.
Буфет
Еще до входа в сам буфет в боковом фойе установлены вдоль стен классические деревянные столики со стульями. Помещение буфета маленькое и всех желающих точно не поместит, поэтому так.
Я пришла рано, поэтому мне столика хватило и внутри.
Здесь стоит прилавок с закусками и сладостями.
Цены пойди разбери – непонятно написаны прямо на стекле и сливаются с ярким содержимым витрины.
А вот содержимое я рассмотрела. И вспомнила сиротливые московские бутеры с прозрачными кусочками салями или лосося по 600 рублей. Тут уж если бутерброд так бутерброд. Один съел и до завтра сыт))
На приличном куске хлеба возлежит свежий бодрый салат, на нём помидоры, а на нём знатно наложено красной рыбы. Вот это я понимаю! И на бутерах с колбасой никаких прозрачностей – кусман так кусман. Правильно, потому что искусством сыт не будешь. И если платишь 300 рублей, то по весу почувствуй, за что!
Я еду брать не стала, а вот к игристому приложилась, да-с. Знаете, сколько здесь стоит бокал розовой «Балаклавы»? 300 рублей.
1800 рублей билет во второй ряд на спектакль и 300 рублей бокал игристого. Вот это я понимаю искусство для народа! Перед Новым годом в Архангельске дают «Щелкунчика»? Прилететь сюда и улететь на самолёте вместе с оплатой ночи в отеле будет дешевле, чем сходить в Большой))
А потом прозвучал звонок и я отправилась в зрительный зал.
Зрительный зал
Сам зал без сюрпризов. На удивление сравнительно небольшой – казалось, после таких холлов и зал будет масштабнее.
Удобные мягкие кресла, ковровые дорожки, красный цвет в базе, достаточно традиционно. И уже привычно свежо и аккуратно.
Перед началом спектакля женский голос подробно рассказал, что делать в случае пожарной тревоги – куда идти, кого слушать, на что смотреть, стрелки какого цвета искать. Ни в одном театре такого не слышала. Полезно, быстро, понятно.
А потом мужской голос попросил выключить звук на телефоне, а тем, кто не знает, как это сделать, предложил спросить соседа. Тролль :))
Спектакль «Барышня-крестьянка»
Давно в моей жизни не случалось Александра Сергеевича. По ходу пьесы я вспомнила подзабытый сюжет.
Настоящее удовольствие доставила музыка. Артисты много пели – главным образом русские народные песни, потешки, немного романсов. Обращение к национальному бессознательному достигло цели – слушала и балдела, ну до чего же душевно. Исполнение великолепное - и а капелла, и с сопровождением, и многоголосие, и соло, всё красиво в равной степени.
На сцене часто менялась обстановка – то это барский дом, то сарай, то лес, то соседская усадьба. В постановке задействовано много артистов, большая массовка, соответственно и костюмов множество – дворянская одежда, крестьянская... Декорации незамысловатые, но они есть, а не «концептуальные» чёрные стены под кодовым названием «зритель, включи фантазию». Я к тому, что постановка зрелищная и визуально динамичная. Сюжет, если я правильно помню Пушкина, точно повторяет первоисточник, обошлось без режиссерского альтернативного прочтения.
В общем это лёгкая, светлая, забавная постановка, где актёры даже если местами и переигрывали, то лишь, как мне кажется, от желания доставить радость своему зрителю.
А вечер в пасмурном октябрьском Архангельске получился ярким и тёплым. Но главное, я абсолютно другими глазами посмотрела на внестоличный театр. И теперь при поездке в другой город постараюсь включить в программу и этот пункт. Для начала хотя бы чтобы сравнить с архангельским оплотом Мельпомены.
Знающие люди, какой региональный театр любителю этого вида искусства нельзя пропустить ни в коем случае? Открыта рекомендациям.
Мой телеграм. Там, правда, давно ничего не было про театры, но я надеюсь, скоро будет)