Найти тему
СК

2 истории выживших. Жизнь после: суд, штрафбат и вечное раскаяние за вынужденный канибализм

Оглавление

Первая история на слуху. Вторую мало кто знает. Она про женщину, которая продержалась на месяц больше, чем выживший в Охотском море. Вопрос, какой ценой и каким могло быть продолжение новой трагедии, если бы не "Ангел". Первая история ещё не закончена, пока идут разбирательства. Участники второй успокоились с миром, обретя, наконец, свободу от воспоминаний, которые были для них пыткой.

Наши дни.

67 дней Охотское море не отпускало своих пленников. Ровно столько длился дрейф лодки катамаранного типа «БайКат-470», на котором в путешествие отправилось трое – Михаил Пичугин и его брат с 15-летним сыном. Парень мечтал услышать «пение» китов. Семья жила в Красноярске, но брат отца, Михаил на Сахалине работал вахтовым методом и узнав о желании племянника, пообещал исполнить его мечту.

Вот так все и начиналось. Ничего тревожного или особо опасного в планируемом путешествии не было. Но, как оказалось, всего предусмотреть не удалось. Когда собирались возвращаться, случилось непредвиденное. Когда собрались возвращаться, вышел из строя мотор. Мужчины стали грести на веслах. Одно весло сломалось. Попытались встать на якорь, чтобы не унесло от берега в открытое море - якорь сорвало и лодку понесло по течению прочь от берега. Попавшие в беду пытались привлечь к себе внимание, знали, что их будут искать. На удалении проходили суда, пролетал вертолет, самолет, но никто не заметил сигнальных ракет, которые запускались с лодки.

Сейчас, когда о трагедии стало известно всем, можно прочитать о том, что не все предусмотрели: не было запасного мотора, как и спутникового телефона, сигнального буя.

Передатчик, рация с морской волной «Лебедь», которые возможно имелись на лодке, в Охотском море, можно сказать, бесполезны - услышат мимо проходящие суда. Судя по тому, что никто в то время сигналов бедствия не зафиксировал, не было и этого или как и остальное снаряжение, пришло в негодность. По совокупности поломок можно сказать, что путешественников преследовал злой рок. Тем удивительнее то, что в итоге лодку обнаружили моряки с траулера «Ангел»… Искали промысловый буй, засекли отражение и с удивлением поняли, что это лодка с закрепленным на ней спасжилетом. Искали днем, а нашли ночью.

https://time-news.net/uploads/posts/2024-10/1728980606_1.jpg
https://time-news.net/uploads/posts/2024-10/1728980606_1.jpg

В лодке находился один живой, истощенный мужчина и два тела погибших от голода, взрослый мужчина и подросток, отец и сын, которому 28 августа исполнилось 16 лет. 18 сентября он умер. Когда это случилось, отец пытался утопиться, не хотел жить. Брат пытался насильно кормить. По неподтвержденным сведениям, мужчина погиб от переохлаждения, когда хотел облегчить боль от образовавшихся пролежней и по неосторожности упал за борт. Отец пережил сына на 10 дней. Михаил Пичугин остался один. Когда его спасли, он весил 50 кг, ровно половина от прежнего веса. Сейчас всех больше всего интересует как все же удалось выжить ему в таких условиях. Скудный запас воды пополнялся за счет дождя. Сухие концентраты насколько возможно, поддерживали силы.

Спасенный ответил:

«— Ну как, с Божьей помощью. Больше ничего не скажу. Водичку собирали дождевую. Ноги мокрые были, холодно. Но «Монгол» спальник был, там верблюжья шерсть. Ноги мокрые, под него залазишь, поерзаешь, согреешься…»

https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/df2/df282723410bc52611dd39cd54a5f057_cropped_666x477.webp
https://images.thevoicemag.ru/upload/img_cache/df2/df282723410bc52611dd39cd54a5f057_cropped_666x477.webp

Специалисты уверены, что он выжил благодаря лишнему весу.

Злой рок или человеческий фактор

Знающие специфику района, считают, что им не повезло - лодку не нашли потому, что в это время мало рыбаков. Сезон активности начнется в декабре-январе и до марта будет настоящее «столпотворение». Шансов остаться незамеченными при такой плотности нахождения рыболовецких судом мала. Опасностью для путешественников были бы шторма, а не подопустевшее с промысловой точки зрения Охотское море.

В последний раз мать общалась с сыном 8 августа, не зная, что больше не услышит родной голос.

- «Мама, мы с Шантарских островов вернулись. У рыбака взял спутниковый телефон. Мы поплыли на Сахалин». Из этого следует вывод, что своей спутниковой связи в команде Пичугина не было.

Больше на связь они не выходили. Известий от них ждали, когда они доберутся до машины. Но и 10 августа они не объявились. Первым делом сообщили в погранслужбу и написали заявление в полицию о пропаже людей. После этого к поискам подключилась МЧС.

12 августа Дальневосточная транспортная прокуратура сообщила, что обстоятельства «безвестного исчезновения группы людей, следовавшей на маломерном судне» устанавливаются.

Родственники обращались ко всем, кто мог помочь: обзвонили знакомых и друзей, у кого были возможности организовать поиски, связывалась с поисковыми отрядами. Но технические возможности были только у МЧС.

На одном ресурсе есть такое мнение, процитирую:

«Мать погибшего подростка Наталья и ее брат Сергей много раз обращались в МЧС и прокуратуру. Просили продолжать поиски снова и снова, но каждый раз им говорили: финансирования на дорогие вертолеты нет. Якобы каждый поиск стоит миллионы рублей. Пичугины были вынуждены искать родственников своими силами…» (https://www.thevoicemag.ru/social/news/16-10-2024/mat-pogibshego-v-ohotskom-more-ili-pichugina-ne-vinit-v-ego-smerti-mihaila-kotoromu-udalos-vyjit/)

Судя по другим сообщениям, вертолет все же был. Облетели предполагаемый квадрат несколько раз. В поисках принимал участие и самолет МЧС Ан-74, беспилотники. Пичугин сказал, что вертолет и самолет они видели, стреляли из ракетницы, но их не заметили.

Следователи ждут, когда можно будет допросить выжившего, чтобы выяснить – всели необходимое было у путешественников или он, как владелец плавсредства и организатор путешествия пренебрег требованиями безопасности и не оснастил судно должным образом.

Пока возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ Ч.3.— нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц (принудительные работы до 5 лет или до 7 лет лишения свободы). В лучшем случае Пичугина обвинят в причинении непреднамеренной смерти по неосторожности. За это наказание в виде ограничения свободы до 4-х лет либо принудительные работы. Будут устанавливать все обстоятельства, вплоть до того, тот, кто предоставил (или продал) лодку должен был провести инструктаж… Если подтвердится, что Пичугин приобрел ее самостоятельно, но ответственность и тут ляжет на него.

Родственники погибших не желают даже слышать о таком повороте. Мать мальчика утверждает, что поиски велись недостаточно тщательно. Протокол взаимодействия поисково-спасательных служб, бюрократизм помешали использовать имевшийся потенциал и реальные возможности поисковиков и спасателей.

Сейчас понятно, все ищут крайнего… это понятно, так всегда и происходит. Но людей не вернуть. Остается усвоить жестокий урок тем, кто хочет пройти тем же путем в поиске приключений, но уцелеть, а не заплатить за свой интерес жизнью.

1942 год.

История другого чудесного спасения нескольких человек о трагическом сечении обстоятельств, халатности и стремлении выжить любой ценой.

Двое выживших мужчин попали в штрафбат и погибли, женщина предпочла голодной смерти чудовищную альтернативу в отношение своих погибших ранее детей.

Рассказ в двух частях.

Первая часть