Найти в Дзене
Давай в творчество

Как я делаю обложки к работам: гайд

Обложка — это лицо романа, которую читатель видит первой. Сейчас, когда большинство людей обращают внимание на визуальную составляющую любого предмета, обходиться без обложек становится даже немного странно. Поэтому и у меня возникла необходимость их делать.

Фото: Шедеврум
Фото: Шедеврум

Кажется, самый простой способ для автора изготовить обложку — обратиться к профессионалу. Разумеется, тогда обложка будет привлекательной и сделанной мастером. Однако не все могут себе это позволить. Я, например, не могу — я публикую работы в свободном доступе, а потому не получаю с них практически никакой коммерческой выгоды. И поэтому для меня платная помощь специалиста не очень привлекательна. Так что пришлось научиться делать обложки самой. Какие-никакие.

Маст хэв.

Здесь речь опять же не идёт об обложках для печатных изданий — только для публикаций в интернете. Хотя для изготовления макета печатной обложки можно использовать те же инструменты.

Итак. Графический редактор. Я пользуюсь Paint.net. Можно использовать и любой другой с возможностью добавлять слои изображения, но мне нравится этот — он достаточно простой и интуитивно понятный, имеет русский интерфейс и в нём достаточно базовых возможностей работы с изображениями. Гайдов непосредственно по работе с ним довольно много, так что разбирать все его функции полностью я не буду. Тем более, что под конкретную задачу нужны конкретные решения, а подробный разбор займёт кучу времени.

Ещё нужны дополнительные плагины работы с текстом. И вот почему:

Поворот текста базовыми средствами и плагином
Поворот текста базовыми средствами и плагином

И наконец понадобятся шрифты. Много разных шрифтов. Лучше всего потратить немного времени, покопаться в доступных библиотеках (здесь или, например, здесь) и сохранить себе всё, что понравится. При скачивании только нужно обратить внимание, для чего разрешён шрифт: его автор может разрешить или запретить использование в определённых целях. Поэтому лучше сохранять те, у которых указана открытая лицензия. Их тоже предостаточно.

Картинка.

Прежде всего нужно определиться с концепцией изображения, понять, что именно на ней должно быть. Иногда это должна быть детализированная красочная картинка, возможно, герой или сцена из книги. А для некоторых произведений подойдёт больше текст красивым шрифтом на фактуре кожи. Здесь стоит исходить и из самой книги, и из предпочтений автора.

Где взять? Бесплатно можно нарисовать самому, найти кого-то, кто готов нарисовать бесплатно, что сомнительно, сгенерировать в нейросети, найти изображение на стоках. Нарисовать можно и от руки, но для того, чтобы качественно перенести картинку в цифру, понадобится сканер. Хотя современные смартфоны тоже это умеют, так что это не проблема.

Я рисую как пятиклассник, так что для меня рисование картинки для обложки несколько затруднительно. Простое изображение или картинку по видео-уроку я ещё могу сделать, а вот нарисовать хороший качественный рисунок — это для меня уже сложно. Так что я не берусь. Рисовать картинки за меня некому, так что остаются мне нейросети и стоки.

Со стоками есть такая проблема: там часто нет именно того, что нужно. Или лицензия изображения ограничена. Но там можно поискать композиционные решения и всё же попробовать нарисовать картинку самостоятельно.

А с нейросетями всё ещё интереснее. Правовое поле пока не успевает за технологиями, поэтому перед использованием сгенерированного изображения обязательно нужно прочитать лицензионное соглашение, если оно есть. Например, ЛС Шедеврума говорит, что использовать изображения в некоммерческих целях можно без ограничений, а вот в коммерческих — подать заявку и получить ответ от Яндекса. Это стоит иметь в виду.

Что важно учесть?

1. Обложка должна соответствовать содержимому книги. Изображение важно подобрать так, чтобы оно создавало правильное ожидание от содержимого.
2. Картинка должна быть высокого качества. Да, в процессе изображение, вероятно, придётся уменьшить, чтобы оно не было слишком тяжёлым — некоторые платформы не пропускают большие файлы. Но исходник не должен быть таким, как будто его на домофон сняли.
3. Шрифт должен хорошо читаться в миниатюре. Для публикации на интернет-ресурсах это обязательный фактор — полный размер обложки рассматривает… Да почти никто не рассматривает. И нечитабельная обложка привлекательной работу не сделает точно.
4. Требования ресурса. Где-то указание автора и названия обязательны, где-то нет. Поэтому важно посмотреть заранее. Ещё ресурсы указывают пропорции для изображений, в которые они потом будут сжимать или растягивать картинки. Как правило, изображение должно быть вертикальным с соотношением сторон около 3 к 4. Где-то картинку можно подрезать, а где-то она будет безбожно сжата.

Картинка есть, редактор есть, название есть.

Когда всё для работы готово, можно начинать делать обложку. Я открываю картинку в редакторе и первым делом обрезаю её в пропорции 200 к 285 — это размер для АТ. На Литнет чуть поуже, но там можно подрезать на сайте.

Вбиваем фиксированные пропорции, выделяем область и обрезаем по выделению
Вбиваем фиксированные пропорции, выделяем область и обрезаем по выделению

А дальше я добавляю слои. Если мне надо отрисовать что-то на картинке, сколлажировать, подрезать или перекрасить — всё это только на отдельном слое. Если мне, например, нужно перекрасить элемент, я буду делать полупрозрачную заливку на слое сверху, чтобы не испортить исходник. И исправлять перекрашивание так тоже легче. Хотя в «Пайнте» есть инструмент изменения оттенка и насыщенности, которое можно применить только в выделенной области, оно не всегда работает как надо.

Набор инструментов, которыми можно, а где-то и нужно пользоваться для обработки картинки, пока она не начнёт нравиться.
Набор инструментов, которыми можно, а где-то и нужно пользоваться для обработки картинки, пока она не начнёт нравиться.

Когда изображение полностью готово, необходимо изменить размер — картинка сохранит качество и не будет тяжёлой при ширине не более 800 пикселей, если она не слишком нагружена элементами. А после этого приходит время браться за текст. Надо понимать, что шрифт тоже будет частью изображения, и обложка будет восприниматься целиком, а не по элементам. То есть стилистически шрифт стоит подбирать под общий тон работы и картинки. Название готическим шрифтом будет очень странно смотреться на романе в жанре киберпанк, а дутые буквы будут не к месту на постапокалипсисе. Хотя обыграть при желании можно, конечно.

На новом пустом слое я пишу весь текст, который мне нужен. Таким образом я могу предварительно посмотреть, как будет выглядеть в итоге, и, если нужно, переместить его или повернуть. Кроме того, на прозрачном слое с текстом можно использовать эффекты типа базового «Падающая тень» или разные другие из плагинов. Опять же — для создания именно того настроя, который нужен для конкретного произведения.

-5

Названия читаются лучше, если подсветить их контрастной тенью. Но можно добавлять отражения, художественные эффекты или свечение. Большинство из них лучше покажет себя с прозрачным фоном.

Финальная проверка.

Когда картинка готова, если этого не было сделано во время работы с текстом, нужно попробовать уменьшить масштаб таким образом, чтобы ширина картинки составила на экране около двух сантиметров. Если при этом обложка осталась читабельной и чёткой — отлично, всё получилось. Если нет, надо переделать.

И в самом конце склеиваем все слои. Если для некоторых слоёв понадобились настройки непрозрачности, к ним сверху ничего не клеим — оно тоже станет прозрачным. Лучше всего «опустить» на фон, начиная с прозрачного слоя, а потом доклеить всё остальное. Сохраняем картинку в формате .png, и всё — обложка готова. Загружаем её к роману и наслаждаемся.