Вот уже три века, как нас убеждают в том, что Пётр I – отец русского флота, что благодаря его усилиям деревянные лодки чудесным образом преобразились в мощные корабли, и Россия на морской арене стала конкурентной державой.
Все мы слышали эту мифологическую фразу: «Российскому флоту быть!», якобы провозглашенную в Боярской думе в далёком 1696 году. Но давайте взглянем на этот миф трезво и разберём, что же было на самом деле.
Великая ложь о «создании» флота
Так вот, давайте откроем тайну: фраза про флот, конечно же, звучит эффектно, но, как это часто бывает с грандиозными речами, реальность ее подводит. Задумайтесь: если российский флот появился благодаря Петру I, то как же тогда объяснить многовековые морские подвиги русичей, начиная с похода Вещего Олега на Константинополь? Или вы серьезно считаете, что 2000 ладей, поставленных на колёса, – это была флотилия в стиле Питера Пэна? У нас тут не сказка, а история. Причём весьма богатая.
Английский адмирал и историк Фред Томас Джейн однажды сказал, что русский флот имеет большее право на древность, чем британский флот. И это заявление — не просто слова. По его словам, русские уже воевали на море задолго до того, как британцы вообще догадались строить корабли. А наш школьный учебник всё ещё упорно утверждает: «Пётр - создатель флота». Да как же так?
История, написанная под диктовку
Вот тут-то и начинается самое интересное. Оказывается, свою историю мы изучаем под редакцией ведущих немецких историков. Не удивляйтесь, если где-то в глубине душе вы уже ощущали неладное. Ведь всё, что касается русского прошлого, часто подается в довольно скучном и маленьком ключе. Всё великое и инновационное, что было до Петра, кажется, стёрли ластиком. А всё, что он сделал, стало неожиданным «прорывом». История Руси превратилась в рассказ о том, как мы сидели на пеньке в лесу, пока не явился Пётр с гениальными реформами.
Только вот реальность была несколько иной. Корабли у нас были. И не просто были — мы на них воевали, и весьма успешно.
Морские походы до Петра
Взглянем на факты: византийцы упоминают русские эскадры еще с VII века. Наши предки воевали в составе флотов иностранных государств и разгромили ни один вражеский корабль. Князь Бравлин в VIII веке прошёл весь Крым с морской эскадрой, а его потомки не менее героически топили византийские корабли и били арабов в Каспии. И вы хотите сказать, что это делали простые рыбаки на лодочках?
Арабский историк Аль-Масуди в эти годы называл Черное море “морем русов, по которому не плавают другие племена, и они обосновались на одном из его берегов”.
Морская традиция была в крови у наших предков, знаменитые славянские дамы и кочи бороздили море с незапамятных времен. Когда княгиня Ольга пришвартовалась к Константинополю в 957 году со своей свитой, вы правда думаете, что она три месяца сидела в лодке под открытым небом? Нет, на ее корабле были каюты и вполне современные удобства, по меркам того времени, конечно.
«Коч» — бочка из прошлого или техническое чудо?
Давайте поговорим о поморах и их кочах. Эти суда были уникальны: благодаря «бочкообразной» форме, поэтому они не боялись льдин, так как их не раздавливало. Это было настоящее чудо инженерной мысли. Но опять же, где в наших учебниках рассказы об этих изобретениях? Нигде. Ведь, согласно официальной версии, до Петра наши предки всё ещё боролись с вопросом «что такое вода».
На кочах поморы плавали по Баренцеву и Карскому морям, осваивая арктические просторы, в Норвегию, на Новую Землю, на Шпицберген. Но кто об этом знает? История в школьных учебниках как бы ненароком пропускает все эти значимые моменты.
Военная мощь до «великого» реформатора
А что значит международные достижения? В 1497 году поморская эскадра не просто плыла по Белому морю, громила шведские корабли и высадила десанты. Да, это было задолго до Петра, и да, русские моряки могли нападать и побеждать. Так в 1497 году русские завоевали право свободной торговли в Швеции и Дании. Но кто сегодня вспоминает об этом?
В 1559 году царский стольник Данила Адашев с 200 ладьями, восьми тысячным войском поплыл в Крым и нагнал такой ужас на крымских татар, что они в дальнейшем боялись даже упоминать его имя. Однако, как это часто бывает, об этих подвигах в наших учебниках — тишина.
А что с Петром?
Когда Пётр пришёл к власти, что же он сделал? Запретил строительство русских судов! Да-да, тот самый Пётр, который предположительно «основал» флот, первым делом ввёл запрет на строительство кораблей. И зачем же? Ну, как бы логично — нужно было, чтобы заказы шли иностранным верфям. Пётр ведь был «прогрессивным» монархом. Он привозил голландцев и англичан, чтобы они научили нас строить суда. Хотя к тому времени наши мастера уже умело делали это не хуже, если не лучше.
Но самое интересное в том, что корабли у нас уже были — адаптированные к суровым условиям, построенные по собственным технологиям, а не по голландским тенденциям, которые порой просто не подходили к нашей работе. Исторический анекдот? Ещё какой!
Итог
Так вот, что же осталось от мифа о Петре и флоте? Хорошо продуманная пиар-кампания. Правда в том, что русский флот существовал задолго до Петра. Он строился, развивался и побеждал. Но история переписала победы, и Пётр появился в нужное время в нужном месте.
Мы можем гордиться морской традицией наших предков, даже если она тщательно скрывалась за пышными реформами «великого царя». Ведь пока нас кормят мифами, настоящий флот, на котором держалась наша история, незаслуженно забыт.