В мае 2021 Netflix приобрел права на два самых известных фильма Алексея Балабанова: «Брат» и «Брат-2». Российские фанаты Данилы Багрова замерли в ожидании: как воспримут родных «Братанов» забугорные зрители?
Нельзя сказать, что ждали молча: в ряде комментариев слышались нотки какого-то обиженного злорадства. Не поймут! Пусть смотрят свои вылизанные Марвеловы сказки про выдуманных супергероев. Потому что «ну тупыыые!»… Помолчим об интеллектуальном уровне киноманов, всерьез воспринявших не блещущую ни умом, ни юмором фразу Задорнова. Ведь в США нет умного кинематографа — только бегалки-стрелялки по комиксам. А Мартин Скорсезе, Дэвид Линч, Вуди Аллен, Кристофер Нолан, Квентин Тарантино снимали для каких-то других американцев. Для умных русских эмигрантов, наверное…
Оценки
Стоит отметить, что и до 2021 Балабанов был известен западным критикам и зрителям. Первого «Брата» он привез в 1997 на Каннский кинофестиваль. К тому же кинокомпания СТВ выкладывала оба фильма на своем канале на Youtube, снабдив их субтитрами на английском.
В 2021 оценки у «Братьев» на IMDb были достаточно высокими: у первого 8, у второго 7,8 баллов из 10. На Rotten Tomatos у обоих был статус Sertified Fresh 80% — тоже высокий. Он присваивается фильмам, получившим лучшие рецензии и большое количество отзывов.
Зрительские отзывы
28 мая на стриминговой платформе появились превью обеих картин, а 1 мая они стали доступны для просмотра. Фильмы шли на русском, с субтитрами. Причем определенные высказывания персонажей, сегодня звучащие неполиткорректно, Нетфликс не отцензурил.
Посмотрим на отзывы забугорных киноманов. Заметьте, на IMDb имеются и очень старые, куда постарше 2021 года. Но почитаем именно те, что появились после показа Нетфликсом.
Пользователь idonotexist:
Спасибо за вашу службу, теперь справляйтесь сами
Ты возвращаешься домой с чеченских войн в звании ветерана, СССР распался, твоя семья, мягко говоря, неблагополучна... что делать?
Ну, ты просто убиваешь людей. Плохих парней. От имени других дурных ребят. Обычная работа киллера.
Сюжет прост, как и сценарий. Но он хорошо развивается и увлекает вас до финальных титров. Действие этого фильма происходит в постсоветской России, где каждый — бандит, пытающийся заработать денег и получить контроль над окружающей средой. В типичной русской манере здесь нет чрезмерных диалогов, «мыла» или ненужных эффектов. События случаются, вам объясняют, почему они происходят, и делают это реалистично. Никаких ударов ногами в воздухе с разворота, полетов на 600 футов после удара, прыжков со здания с двумя пулеметами в руках, уничтожающих все на пути, приземлений в перевернутом вертолете. Ничего такого. Просто молодой призывник возвращается из Чечни, чтобы получить деньги и женщин. В русском стиле.
Так просто, что это освежает!
Пользователь akdjreview:
Мрачный интересный криминальный фильм
«Брат» — интересное кино, действие происходит в постсоветскую эпоху в России. Единственное, что я знал о фильме — его бюджет составлял 10 тысяч долларов. И, к моему удивлению, невероятно, что режиссеру удалось его создать.
Сюжет о потерявшемся в жизни русском мальчике, умудрившемся оказаться в криминальной среде, в итоге получается великолепным. С довольно скучным началом, но к финалу он становится лучше.
«Брат» — это потрясающая кинематография. Кроме нескольких плохо снятых сцен, особенно в трамвае.
Я настоятельно рекомендую вам посмотреть «Брата», вы не будете разочарованы. Настоящая русская культовая классика, которая отличается от обычных западных фильмов.
Многие другие отзывы — это касается и «Брата 2» — выдержаны в аналогичном тоне. Если прочитать все отзывы, выясняется, что «тупые» американские зрители назвали фильмы первой российской попыткой в нуар, сравнивали их с «Однажды в Америке» и с «Братом» Такэси Китано, а главного героя сравнили с «Человеком без имени» из «Долларовой трилогии» Серджио Леоне. Вспомнили и Скорсезе, и «Криминальное чтиво».
Честно говоря, их мнения читать интереснее, чем отзывы многих наших горячих поклонников Данилы Багрова. Иностранцы говорят о месте балабановской дилогии в мировом кино, об атмосфере фильмов и актерской игре. Наши в основном рассуждают, насколько прав был Данила, хоть и киллер — он же за правду!
Хитрый режиссер
Сейчас у нас 2024, и рейтинг обоих «Братьев» на западных порталах с оценками понизился, но совсем незначительно: у первого — 7,8 баллов на IMDb, у второго — 7,6. На «Гнилых помидорках» рейтинг Popcornmeter, фиксирующий настроения аудитории, показывает процент фанатов, положительно оценивших фильм. Оба «Брата» заслужили оценку 4 из 5, у первого 83% положительных оценок, его просмотрело более 1000 человек. У второго — 80%, смотрело более 500 зрителей. Неплохие результаты для русских картин.
Почему Балабанов «зашел» иностранцам? Ответ очень прост. Потому же, почему его дилогия нравилась у нас самым разным людям: от школьников-двоечников до высоколобых кинокритиков и посмотревших все шедевры мирового кино интеллигентов.
Фильмы Балабанова многослойны — и каждый зритель добирается до того слоя, до какого ему позволяют мозги и насмотренность. Кому — русский супергерой-гопник, кому — отсылки к Библии. Кому — первобытный расизм & национализм, такой хороший и родной (сами такие же), а кому — горькая ирония режиссера: в кого же мы превратились в проклятые 90-е! Каждый — Данила. Изначально хороший парень — но со сломанной моралью. Обаятельный и «за правду», только вот уже полное чудовище…
Не забудьте подписаться и поставить лайк!