2014, 2017, 2019, 2021, 2024 гг, США, режиссеры: Гарет Эдвардс, Джордан Вот-Робертс, Майкл Догерти, Адам Вингард, в ролях: Аарон-Тейлор Джонсон, Кэн Ватанабэ, Элизабет Олсен, Жюльет Бинош, Салли Хокинс, Дэвид Стрэтэйрн, Брайан Крэнстон, Том Хиддлстон, Сэмюэл Л. Джексон, Джон Гудмэн, Бри Ларсон, Тоби Кеббелл, Джон С. Райли, Кайл Чандлер, Вера Фармига, Милли Бобби Браун, Чарльз Дэнс, Александр Скарсгард, Джулиан Деннисон, Эйса Гонсалес, Дэн Стивенс, Ребекка Холл, Брайан Тайри Генри.
Время апокалипсиса: 2019 год
Причина апокалипсиса: нашествие гигантских монстров
Масштаб апокалипсиса: Рим, Венеция, Париж, Берлин, Лондон, Москва, Нью-Йорк, Вашингтон, Бостон, Гонконг, Каир и некоторые другие крупные города.
Ни один постапокалиптический фильм ещё никогда не привлекал таких инвестиций, такое множество звёзд экрана и не имел такой роскошной постановки и спецэффектов, как серия MonsterVerse о Годзилле, Кинг Конге, Мотре, Гидоре и прочих от Warner bros. Однако, нельзя не признать, что уорнербразеровская «Годзилла» и его продолжения - это не вполне постапокалиптика. Как бы ни были огромны и агрессивны монстры, нарисованные голливудскими дизайнерами, устроить полноценный конец света им оказалось не под силу. Иначе едва ли все эти гигантские средства (суммарный бюджет 5 фильмов серии превысил 1 миллиард долларов) вообще удалось собрать и потратить.
Постапокал - жанр непростой для восприятия и в связи с этим по большей части до сих пор маргинальный, а вот фильмы о кайдзю, напротив, привлекают детей, а вместе с ними их родителей, бабушек и дедушек, превращая просмотр такого кино в семейное мероприятие, вроде посещения цирка или зоопарка. Тем не менее некоторые базовые постапокалиптические характеристики фильмы про Годзиллу и Конга все же содержат. А маркетологи братьев Уорнеров настойчиво добавляют слово «постапокалиптика» в информационные материалы о своем продукте. Поэтому приступим.
По иронии продюсеров и сценаристов главными героями их франшизы являются не монстры как таковые, а сотрудники транснациональной корпорации с недвусмысленным названием «Монарх». Они появляются рядом с первым из титанов Кинг-Конгом еще в 1960-е, во время вьетнамской войны и, меняя состав участников, но не изменяясь стилистически и функционально, сопровождают Годзиллу, Конга, Мотру и всех остальных на протяжении пяти серий монстрофраншизы, снятых с 2014-го по 2024-ый. Именно они своими действиями то провоцируют исследуемых чудовищ творить хаос, рушить города, разорять континенты и грозить миру тотальным уничтожением, то бросаются спасать от них планету. С логикой у сценаристов этих историй напряг.
Наиболее очевидны деструктивные действия «монархистов» в третьей серии франшизы «Годзилла 2: Король монстров», где одна из ведущих специалисток корпорации в исполнении Веры Фармиги, заручилась поддержкой эко-террористов Чарльза Дэнса (что очень забавно само по себе), чтобы пробудить максимальное количество супергигантских чудищ и уничтожить человечество, а потом передумала и спасла планету ценой собственной жизни.
Деятельность монстров всегда была тесно связана с радиацией. Они появлялись в местах испытаний ядерного оружия или захоронений отработанного плутония и урана. Военные постоянно пытались убить этих тварей и тоже с помощью ядерного оружия. Но в первом фильме франшизы Конг всего лишь уничтожил небольшую группу американских морпехов и разбил пару вертолетов, а Годзилла во второй слегка повредил туристическому бизнесу на Гавайях и разрушил пару кварталов и стадион в Сан-Франциско.
И только в третьей серии франшиза достигла апогея силы и смогла с чистой совестью назваться постапокалиптической. Она оказалась и самой дорогой в производстве. Почти два десятка разнообразных экзотических кайдзю одновременно пробудились от многовекового сна и принялись крушить и уничтожать города и их жителей. Под ударом оказались густонаселенные очаги культуры и оплоты государственности Рим, Париж, Берлин, Лондон, Москва, Вашингтон, Нью-Йорк и почему-то Бостон.
Однако, последствия этих разрушений создателями фильмов практически никак не рефлексируются и масштаб трагедий, которые устраивают уорнербразеровские монстры, оценить не так просто. В кадре не упоминается ни количество жертв или разрушенных домов, ни ущерб нанесенный городской инфраструктуре, как бывает после стихийного бедствия, урагана, землетрясения или цунами.
Это потому, что Годзилла в этой серии - добрый монстр и выводить на экран статистику его жертв – не самая выгодная имидж-стратегия. Годзилла представляет силы природы и выступает своеобразным защитником планеты. От кого? Это хороший вопрос, и ответ на него дается каждый раз по-новому. Впрочем, из 35 полнометражных картин, посвященных исполинскому ящеру, большая часть снята в Японии и поэтому за пределами Страны восходящего солнца их мало кто смотрел.
Популяризация главного из японских кайдзю на Западе началась с фильма Роланда Эммериха 1998 года. Годзилла там напоминал в пять раз увеличенного тираннозавра, и так же, как в «Парке Юрского периода», наводил легкий шорох в Нью-Йорке. Бегал там между небоскребами от армии США и французского иностранного легиона в лице Жана Рено пока его не пристрелили доблестные американские летчики при активном содействии Мэттью Бродерика. Несмотря на обилие комедийных актеров в касте, а возможно, и благодаря им, фильм довольно хорошо прошел в кинотеатрах. Но японские владельцы франшизы страшно расстроились тем, что хтоническое чудовище превратили в мутировавшую игуану и окружили жалкими клоунами. Договор с Эммерихом на «Годзиллу-2» был расторгнут.
Следующая американская экранизация состоялась только в 2014-м. В мире, который сошел с ума от больших франшиз. Корпорация братьев Уорнеров купила Годзиллу, чтобы использовать это оружие против корпорации Диснея. Поэтому это не мог быть просто еще один фильм про гигантскую ящерицу. Годзилла вместе с Кинг-Конгом и несколькими другими крупными хищниками стала частью MonsterVerse. Вселенной монстров, или Титанов, как их называют в Warner Bros.
В первой серии титан Годзилла просыпается, чтобы спасти Землю от двух гигантских паразитов ГНУСов. Новые владельцы франшизы учли ошибки Эммериха, поэтому ящер в новом фильме вырос до 110 метров, а внешний вид его максимально приблизился к каноническим визуализациям студии Toho. Правда, в первом фильме режиссер Гарет Эдвардс («Изгой-один. Звездные войны: Истории») так заигрался в Спилберга, что монстра можно было нормально разглядеть только в последние 10 минут, и все это ночью и под дождем.
Режиссер «Годзиллы-2» Майкл Догерти, более известный как сценарист «Людей Икс» и «Возвращения Супермена», занял другую позицию. Экологический подтекст, всегда присутствующий в фильмах о Годзилле, на этот раз перестал быть просто подтекстом, а перерос в полноценную мотивацию для всех действующих героев фильма. И даже больше. Борьба за сохранение планеты превратилась для персонажей «Годзиллы-2» в подобие религиозного культа. Этакий экологизм, со своими адептами, фанатиками-радикалами и Годзиллой в качестве пророка и мессии, Повелителя и Хранителя Экологии.
Спарринг-партнером Годзиллы в этом фильме был назначен гигантский трехголовый дракон Гидора (или Монстр-Зеро). Кроме всего прочего он был еще и инопланетный, а значит отрицал экологическую повестку, навязываемую Годзиллой, ведь на Землю ему было плевать со всех своих трех длиннющих шей.
В четвертой серии, выпущенной в разгар коронавируса и озаглавленной «Годзилла против Конга» номинальным врагом мегаящера была мегагорилла. Но поскольку они оба добрые и человеколюбивые, настоящим антагонистом фильма стал безумный олигарх, глава транснациональной корпорации Apex и сделанная на его предприятиях Мехагодзилла.
Постапокалиптических элементов тут было меньше, однако военные по-прежнему потрясали ядерными боеголовками, сражающиеся гиганты разнесли в щепки город Гонконг, а безумный конспиролог, который стал одним из главных героев фильма, время от времени обрушивал на зрителей свои апокалиптические прогнозы.
В пятой и на данный момент последней серии MonsterVerse, вышедшей на мировые экраны в апреле 2024-го экологический и антикапиталистический пафос отступили перед лицом нового глобального вызова (фильм снимался в 2022-2023-м). События на Донбассе и новый виток холодной войны, ставшие главной темой мировых СМИ, сообщили сценаристам «Новой империи» нужный контекст.
Вниманию зрителей было представлено целое племя гигантских горилл, все примерно размером с Кинг-Конга. Они были замурованы Годзиллой в глубинах Полой Земли (не спрашивайте) лет миллион назад или около того.
Замурованы не просто так, а потому, что их лидер Скар-Конг собирался выбраться на поверхность и поубивать всех человеков. За годы заключения он не отказался от своих злодейских планов и не сидел сложа руки. Царь обезьян поработил не только своих соплеменников, но и другого древнего кайдзю — громадного стегозавра Шимо, способного замораживать все вокруг – последний ледниковый период – его рук дело. Теперь с помощью этого супероружия Скар-Конг намерен завершить начатое. А Годзилле снова понадобится помощь младшего товарища.
Сотрудники «Монарха» на этот раз выполняют чисто декоративные и по большей части комические функции эдаких волшебных помощников Конга и Годзиллы. Количество актеров и реплик сократилось до минимума.
Впрочем, метафоры тут настолько элементарные, что считываются без слов. Голливуд готовится к третьей мировой. Злодеем на этот раз назначен не босс глобальной корпорации, не свихнувшийся военный и не японский змей горыныч, а злобный вождь огромных подземных приматов, вознамерившийся устроить на Земле новый мировой порядок.
Франшиза MonsterVerse так и не став по-настоящему постапокалиптической, превратилась в своего рода предвестницу апокалипсиса. И хотя этот раз все и обошлось, настоящие враги Годзиллы, Кинг-Конга и Warner bros. из корпорации Disney по-прежнему сильны. А значит и зрителям расслабляться не стоит – ведь впереди еще столько новых врагов, эпических битв и глобальных разрушений.
Удачного просмотра.