Найти в Дзене
DRIVE2.RU — машины и люди

500 м в длину! Топ-20 самых длинных транспортных средств в истории

Речь пойдёт о транспорте, любой самоходной технике, а не только об автомобилях. Об этом чуть ниже. А при упоминании очень длинных автомобилей первое, что приходит на ум, это лимузины, построенные разными ателье на основе серийных машин. Или удлинённые универсалы. А ещё разные автопоезда.

Тут можно вспомнить несколько выдающихся примеров. Лимузин The American Dream (1986) Джея Орберга, насчитывающий от бампера до бампера 30,538 м (после реставрации 2022 года). Универсал Oldsmobile Toronado AQC Jetway 707 (1968) на.8,53 м. Или автопоезд Mack Titan со 113 прицепами, установивший рекорд Гиннесса (длина автопоезда составила 1474,3 м) в 2006 году.

The American Dream: 26 колёс (24 снаружи и два в центре под днищем), два мотора V8, вертолётная площадка и бассейн на корме. Для поворота в узких местах или транспортировки лимузин может разделяться на две секции, примерно посередине.
The American Dream: 26 колёс (24 снаружи и два в центре под днищем), два мотора V8, вертолётная площадка и бассейн на корме. Для поворота в узких местах или транспортировки лимузин может разделяться на две секции, примерно посередине.
Oldsmobile Toronado AQC Jetway 707 был выпущен тиражом около 150 экземпляров.
Oldsmobile Toronado AQC Jetway 707 был выпущен тиражом около 150 экземпляров.
Mack со 113 прицепами — это был эксперимент австралийцев. Автопоезд, весящий 1300 т, сумел проехать 140 метров за 50 секунд.
Mack со 113 прицепами — это был эксперимент австралийцев. Автопоезд, весящий 1300 т, сумел проехать 140 метров за 50 секунд.

А что с обычными седанами, серийными, сходящими с конвейера автозаводов? Тут интересно посмотреть на сегмент F. Занятно, но современный флагман трёхлучевой звезды слегка не дотягивает до 5,5 м. Это Mercedes-Maybach S (Z223) (2020) — 5469 мм. Но пусть он откроет этот мини-рейтинг, в силу престижности и прочих заслуг.

Mercedes-Maybach S-класса поколения Z223.
Mercedes-Maybach S-класса поколения Z223.

Из современных моделей немного крупнее Майбаха российский Aurus Senat (2018). В стандартном виде (седан) его длина равна 5630 мм.

Aurus Senat с обычной базой.
Aurus Senat с обычной базой.

Опять же среди выпускаемых сейчас седанов находим Rolls-Royce Ghost EWB (второе поколение, 2020 год, версия с удлинённой базой). Его длина составляет 5715 мм.

Rolls-Royce Ghost EWB 2 Gen.
Rolls-Royce Ghost EWB 2 Gen.

Длиннобазного призрака перещеголял “китаец” Hongqi L5 второго поколения (2023 год). Тут 5980 мм от носа до хвоста. Монументальная модель, да ещё выполненная в ретро-стиле.

Hongqi L5 2 Gen.
Hongqi L5 2 Gen.

На вершине обычных современных седанов расположился флагманский Роллс — Rolls-Royce Phantom VIII EWB (2017) — тут уже 5982 мм.

Длиннобазный Rolls-Royce Phantom VIII.
Длиннобазный Rolls-Royce Phantom VIII.

Maybach 62 2002-2012 годов смотрит на “восьмой” Phantom свысока со своими 6171 миллиметром. Интересная была эпоха возрождения бренда Maybach, который потом всё же не устоял и превратился в суббренд в рамках вариаций Мерседеса S-класса.

Maybach 62. Технически был родственником 140-го и 220-го S-класса, но в тот момент считался самостоятельной моделью, не входящей в линию Мерседесов.
Maybach 62. Технически был родственником 140-го и 220-го S-класса, но в тот момент считался самостоятельной моделью, не входящей в линию Мерседесов.

Ещё одна ступень вверх возвращает нас в прошлое. Выпущенный тиражом всего в семь экземпляров Bugatti Royale (Type 41) (1927–1933) — это 6,4 м от носа до хвоста.

Строго говоря, все семь образцов Bugatti Royale отличались кузовами. Но у всех были примерно одинаковые размеры.
Строго говоря, все семь образцов Bugatti Royale отличались кузовами. Но у всех были примерно одинаковые размеры.

Существовали ли серийные седаны с подобной длиной в другие эпохи? Конечно. Так в США в 1960-х и 1970-х появилось немало так называемых “дорожных яхт”, чья длина насчитывала около шести метров, а в некоторых случаях и больше шести. Рекордсменом тут был Cadillac Fleetwood 75 в модификации 1974–76 годов — 6406 мм!

Cadillac Fleetwood Seventy-Five 1974 года.
Cadillac Fleetwood Seventy-Five 1974 года.

Удивительно, но лимузин Mercedes-Benz Maybach Pullman (VV 222) (2015–2020) не так далеко обошёл “просто седан” Cadillac — у “немца” в активе 6499 мм.

Maybach Pullman образца 2016-го.
Maybach Pullman образца 2016-го.

Ещё крупнее Bentley Mulsanne Grand Limousine (2016) от придворного ателье Mulliner. Он растянулся аж на 6575 мм.

Bentley Mulsanne Grand Limousine by Mulliner. В задней части салона, что интересно, стоят четыре кресла лицом друг к другу.
Bentley Mulsanne Grand Limousine by Mulliner. В задней части салона, что интересно, стоят четыре кресла лицом друг к другу.

Завершает эту пирамиду седанов Aurus Senat в версии лимузин — его длина равна 6630 мм.

Лимузин Aurus Senat.
Лимузин Aurus Senat.

На этом автомобильная часть рассказа не заканчивается. Ради справедливости стоит вспомнить несколько монстров в других классах и типах авто.

Среди современных кроссоверов и внедорожников, пожалуй, самый “бегемотистый” — это Cadillac Escalade ESV (2020) с его 5766 мм от носа до хвоста. Минивэн Aurus Arsenal (2018), наверное, сгодится, чтобы отстоять честь легковых “бусов” — 5980 мм. Но вполне ожидаемо полноразмерные пикапы готовы всех положить на лопатки, ведь покушаются уже на территорию подлинных грузовиков. И тут из ныне здравствующих в королях GMC Sierra HD (2019) — до 6776 мм от носа до хвоста, в зависимости от выбранной модификации.

Cadillac Escalade ESV.
Cadillac Escalade ESV.
Aurus Arsenal.
Aurus Arsenal.
GMC Sierra 3500 HD Denali 2024 года.
GMC Sierra 3500 HD Denali 2024 года.

А интересно ли, какие транспортные средства самые длинные в мире? Напрашиваются поезда. И если обычный грузовой поезд насчитывает в длину порядка двух километров, то мировой рекордсмен — поезд австралийской железнодорожной компании BHP Billiton — в 2001 году вытянулся на 7,353 км. В нём было 682 вагона, между которыми равномерно распределили восемь дизельных локомотивов General Electric. Состав этот перевёз 82 тысячи тонн железной руды, а общая масса состава достигла 99 734 тонны. Расстояние в 275 км от рудников Янди до Порт-Хедленда он преодолел за 10 часов 4 минуты.

Рекордный состав BHP Billiton.
Рекордный состав BHP Billiton.

Не меньший, а возможно и больший интерес могут вызвать самые крупные одиночные транспортные средства. О чём вы подумали? Морские суда? Конечно, авианосцы, крупные круизные лайнеры и контейнеровозы, а особенно — танкеры, заслуживают внимания. И самое крупное судно будет в нашем списке. Однако, оно не может превзойти в размерах кое-что на суше.

Итак, самая длинная самоходная “посудина” в истории — это нефтяной танкер Seawise Giant (также ходивший под именами Happy Giant, Jahre Viking, Knock Nevis и Mont). Построенный японской компанией Sumitomo Heavy Industries в 1979 году он трудился на благо цивилизации до 2010 года. Длина танкера равняется 458,45 м, а водоизмещение при полной загрузке достигает 657 019 т (а по некоторым данным и больше).

Seawise Giant. Если быть точным, в 1979 году он был на несколько метров короче, но в 1981-м вернулся на родную верфь и был удлинён.
Seawise Giant. Если быть точным, в 1979 году он был на несколько метров короче, но в 1981-м вернулся на родную верфь и был удлинён.

Вернувшись на сушу мы можем посмотреть в строну роторных экскаваторов. Крупнейшим из них является Bagger 293 (1995 год), построенный германской компанией Takraf. Его длина составляет 225 м. Как и его собратья сопоставимых размеров, экскаватор электрический и питается от специально подведённой высоковольтной линии с мощностью около 17 мегаватт. Что неудивительно. Ему надо вращать ротор диаметром 21,3 м, а при собственном перемещении (на гусеницах) сдвигать как-то колосс весом 14 200 тонн.

Bagger 293 используется на угольном карьере Hambach в земле Северный Рейн-Вестфалия.
Bagger 293 используется на угольном карьере Hambach в земле Северный Рейн-Вестфалия.

Где-то над Баггером пролетал бы дирижабль Гинденбург, если бы не всем известная печальная судьба самого крупного воздушного судна. А для подборки укажем — длина его составляла 245 м.

Дирижабль LZ 129 Hindenburg в первом полёте 4 марта 1936 года.
Дирижабль LZ 129 Hindenburg в первом полёте 4 марта 1936 года.

Однако, и Bagger 293, и Seawise Giant меркнут перед самым крупным в истории самоходным аппаратом — конвейерным мостом F60 от компании Takraf. Это снова стальной гигант, предназначенный для добычи угля открытым способом. Его высота равна 80 м, ширина — 240 м, а длина составляет 502 м! Ничего крупнее самоходного на Земле не было и нет. Причём таких колоссов немцы построили аж пять штук, в период с 1972 по 1991 годы. Из них четыре трудятся до сих пор, а один выведен из эксплуатации и используется как экспонат Европейского маршрута промышленного наследия, доступный для широкой публики.

Действующий конвейерный мост F60 на карьере бурого угля в Йеншвальде (земля Бранденбург). Весит такая самоходная конструкция 13 600 тонн (в чём уступает только Баггеру 293 и его ближайшим родственникам из той же серии).
Действующий конвейерный мост F60 на карьере бурого угля в Йеншвальде (земля Бранденбург). Весит такая самоходная конструкция 13 600 тонн (в чём уступает только Баггеру 293 и его ближайшим родственникам из той же серии).

Движется F60 по нескольким парам рельсов на 760 колёсах (380 — с приводом), потребляет до 27 мегаватт электрической мощности и может разогнаться до максималки в 0,78 км/ч! В сравнении с самоходным угольным мостом, даже транспортёр Missile Crawler Transporter NASA — подлинный спринтер, ведь развивает аж 3,2 км/ч, когда едет пустой. В размахе, с которым немецкие инженеры построили F60, чувствуется наследие гигантских орудий Дора и Тяжёлый (Толстый) Густав времён Второй мировой. Те тоже перемещались по рельсам. На на этот раз перед нами монстры мирного назначения.