Автор и исполнитель, известный своими нашидами и религиозными песнями, Ильяс Халиков, рассказал о том, что представители татарской эстрады сознательно отказываются различать халяль и харам.
"Харамные тексты песен широко распространены в татарской эстраде, они ведут к разврату"
Почему, зарабатывая деньги, мы не можем отличить халяль от харама? Или, может, мы просто не хотим это делать?
Сегодня, кажется, нет людей популярнее артистов. И если говорить об артистах, кто-то использует свой талант правильно, а кто-то — нет.
На многих концертах исполняются развратные песни, которые призывают к неподобающему поведению. Например, на концертах, где молодёжь скачет и танцует. Эти песни относятся к харамным, и с точки зрения нашей религии их исполнение недопустимо. После таких песен люди начинают употреблять алкоголь или предаваться другим греховным поступкам. Или, возможно, некоторые заранее приходят подготовленными к этим развлечениям.
Есть песни, которые поются с текстами вроде: "Даже когда я с другим, я думаю о тебе". Эти песни стали очень популярны. Человек начинает "летать" в чувствах, глаза согрешают, что затем приводит к более тяжким грехам. Мы все знаем, что это харам, но многим не хочется останавливаться.
На татарской эстраде такие песни, которые ведут к разврату, очень распространены. Также юмор часто рекламирует харамные темы.
Это явление также широко распространено на банкетах. Если тамада организует харамное торжество, то он также становится организатором харамного банкета. Иногда один и тот же человек днем проводит праздник никаха, а вечером уже работает на харамной свадьбе. Это противоречие словам, которые мы произносим. Утром мы читаем молитвы Аллаху, а вечером делаем противоположное.
Конечно, найдутся те, кто со мной не согласится и скажет: "Кто ты такой, чтобы учить людей?!" Но как человек, исполняющий религиозные песни, я имею право хотя бы немного высказаться на эту тему.
Все мы говорим: "О, Аллах, убереги нас!" — но при этом не можем уберечь даже себя. Мы думаем, что нас это не касается. Из-за такого образа жизни и искусства к нам пришло большое испытание — коронавирус. Это было предупреждение Аллаха, чтобы мы уважали Его и жили, соблюдая запреты.
Конечно, есть много песен с глубоким смыслом, которые положительно влияют на сознание и мысли людей.
Почему я это говорю?
Я долго размышлял… Если я не буду называть грех грехом, то ответственность за него ляжет на меня.
Я не могу остановить харам на эстраде своими действиями, но хотя бы словом я могу выразить своё несогласие.
Люди знают, что надо совершать молитву и держать пост, но не делают этого. Старшее поколение рассказывало, как во времена коммунизма они постились в тайне, в подвалах. А сейчас у нас есть все условия — молись, покупай халяльные продукты, зови муллу, читай Коран, но мы этого не делаем. Аллах дал нам время для благодарности. Раньше Он испытывал нас безбожием — люди скрытно совершали пост. Теперь Он испытывает нас временем благодарности — мы можем соблюдать уразу, но не делаем этого. Разве это не лицемерие? Мы превратились в хамелеонов… Всё превращаем в моду и шоу.
Когда наступает Рамадан, мы надеваем тюбетейки и платки, становимся мусульманами, а на Новый год поднимаем бокалы шампанского. Раз уж мы осознанно совершаем харам, как Аллах может не наказать нас?
В прошлом году было предупреждение для певцов. Всем пришлось задуматься. Жизнь показала, что необходимо различать халяль и харам.
Молодежь начала слушать песни Моргенштерна. Эти песни развратны и не ведут людей к добру. Пророк говорил: "Призывайте людей к добру." Все наши мысли и слова записываются ангелами, и если они совпадут с тем временем, когда их аминь будет принят (будь то на татарском или русском языке), они могут быть исполнены.
Есть песня "Алсу", которая рассказывает о проститутке-татарке. Это антиреклама для всех татарских девушек. Как я могу объяснить эту песню своей дочери? Мне такие песни не нужны.
Есть песни, которые также ведут людей к разврату. Женщины эмоциональны, такие песни заставляют их задумываться, менять свою жизнь, возвращаться к старой любви — это греховные мысли, к которым призывают такие песни. Поэтому на концертах всегда много женщин.
Очень много песен о предательстве. Посмотришь на любого исполнителя — у всех такие песни в репертуаре.
Это нехорошо, такие песни пробуждают в людях страсть и могут ввести в заблуждение.
Меня поразила песня Фирдуса Тямаева "Я дурак, ты дурак". Разве это не похоже на молитву о себе?
На некоторых радиостанциях мне говорили: "Твои песни слишком религиозные", из-за этого многие мои песни не попали в ротацию. Но в этом году, как ни странно, одну песню взяли. Одна песня за столько лет! А непристойные песни о предательстве и внешней красоте партнёров принимают без вопросов. Кажется, таким песням не ставят метку "слишком непристойные".
Конечно, каждый должен начать с себя. Пусть исполнители проанализируют, что они поют. Мы сами виноваты в том, что происходит. Когда плохого становится больше, чем хорошего, Аллах наказывает нас. Как говорится: "Что посеешь, то и пожнёшь."
Ильяс также подвергся критике за проведение никаха Элвина Грея. Он выразил своё мнение по этому поводу:
"Я провёл часть никаха, организовал халяльное угощение. Подарил Радику тафсир Корана и намазлык. Возможно, он начнёт петь религиозные песни, как Кэт Стивенс."
В религии есть призыв, но нет принуждения. Добро не пропадёт зря. Намазлык и тафсир могут стать для него маяком. Если это осознают певцы и будут использовать свои таланты для наставления людей, они смогут снять с себя одну важную обязанность. Ведь талант даётся человеку не просто так. Либо ты направляешь его на правильный путь, либо используешь в дурных делах. Пусть конец будет добрым.