Найти тему
Этносы и Человек

Отец капитализма - Адам Смит и его трактат "Богатство народов"

Эти 10 строк "Евгения Онегина" чудесным образом отражают суть экономической теории Адама Смита!
Эти 10 строк "Евгения Онегина" чудесным образом отражают суть экономической теории Адама Смита!

Евгений как человек нового поколения бранит всё старое и читает прогрессивное, в рамках своей эпохи конечно. То есть трактат Адама Смита "Богатство народов", в котором автор попытался исследовать такие непростые вопросы:

  • Почему одни люди живут богаче, чем другие?
  • Как нация становится богатой?
  • Что помогает или мешает людям достичь материального благополучия?

До Адама основной экономической концепцией был так называемый меркантилизм. Считалось, что для процветания государство должно побольше экспортировать и поменьше импортировать товаров. Накопления делать в виде драгоценных металлов и растить казну.

При таких условиях всегда имелись две стороны: выигрывающая и проигрывающая. А также тяжёлой неизбежностью становятся войны за колонии и торговые пути.

Бизнес не может быть выгоден для всех и когда одни зарабатывают, другие нищают. Если государство желает богатеть, то оно должно жёсткой рукой управлять всей экономической деятельностью, постоянно вводить торговые пошлины и налоги, диктовать предпринимателям (и прочим гражданам) что и как они должны делать, регулировать "их хищнические инстинкты" в свою пользу.

-2

Потому что за человеком нужен глаз да глаз! И если государство не будет контролировать экономику, то общество утонет в хаосе, а граждане вцепятся друг другу в глотки, вырывая лакомые куски.

Две морали

В те времена в европейском обществе боролись два взгляда на мораль и на человека.

Берётся ли мораль от бога и от религиозных учений? Либо мораль, как таковая свойственна человеку от природы? И тогда мораль - это есть то, что отличает человека от животных.

Третий взгляд, а именно , что мораль и нравственные основы поведения закладываются в момент воспитания пока ещё не популярна.

Так вот; Адам Смит предложил новую концепцию. Кратко она выражается в двух словах - "Воображение и сочувствие" - управляют обществом и экономикой.

Мы видим человека, которого мучают на дыбе, - пишет он. Мы представляем себе, как бы мы сами переносили те же страдания мысленно входя в его тело и становясь тем самым человеком. Таким образом формируется сопереживание.

Таким же образом формируется и радость от хеппи энда в книгах и фильмах. То есть, по Смиту, мораль базируется на нашей эмпатии.

У людей нет врождённой совести, однако наше воображение заставляет нас переживать страдание другого, как своё собственное. Следовательно, мы стараемся формировать своё поведение так, чтобы не допускать страданий других людей.

В качестве доказательной базы Смит проанализировал европейское законодательство от ранних форм до современных. Он рассматривал также политические, торговые, религиозные и военные институты и проследил эволюцию в сторону смягчения. То есть несмотря на все перипетии от века к веку мы становились добрее.

В итоге у Смита получился огромный том-трактат "Богатство народов", на который будет ссылаться не только Онегин, но и Маркс и многие мыслители будущего. А самого Смита назовут отцом капитализма.

Экономика по Смиту

Эгоизм присущий людям вовсе не отменяет, а наоборот делает привлекательными взаимовыгодные отношения. Поскольку причинять осознанный вред большинству людей не приятно, то мы ищем баланс - предпочитаем отвечать добром на добро. Смит полагал, что если государство не будет вмешиваться, то рынок сам урегулирует все проблемы.

Богатство бедного человека - это его навыки и способности. Смит категорически возражал против цеховой системы, ограничивающей работника.

В этом плане показательна история Джеймса Уатта. Того самого, чьё имя мы читаем на электрических лампочках. Молодому изобретателю Уатту цех запретил открывать мастерскую, на том основании, что он, дескать, не прошёл положенные 7 лет обучения в молотобойном цеху.

Роль государства в экономике, согласно Смиту, сводится к организации оптимальных условий для частных инициатив, развитию образования, инфраструктуры и помощи нуждающимся. А также государству надлежит выступать гарантом соблюдения законов перед которыми все едины: и бедные и богатые.

Богата не та нация, что экспортирует ресурсы и копит золото, а та которая создаёт человеческий капитал. Природные ресурсы могут иссякнуть либо изменится их потребление и лишь разработка новых технологий позволит обществу развиваться - считал Смит. А для того, чтобы придумывать новое человек должен иметь определённую свободу.

Отец капитализма сам по себе слыл человеком в высшей степени эмпатичным. Преподаватели и студенты не раз выбирали его представителем общественных интересов в спорных ситуация. Например, он добился снятия налога с шотландских студентов за провоз к месту учёбы овсянки.

Да-да в те времена отправляясь учиться студент вёз с собой и провизию с расчётом на семестр.

При этом был Смит классическим ботаном (учился в Оксфорде, сам преподавал в университете Глазго) никогда не был женат и вёл довольно замкнутый образ жизни. А ещё "отец капитализма" славился грандиозной рассеянностью и непрактичностью. Часто разговаривал сам с собой или с невидимым собеседником. Мог пойти на прогулку в ночной сорочке и обнаружить конфуз находясь уже на приличном расстоянии от дома. Знающие его люди отмечают его отзывчивость и готовность прийти на помощь в любой ситуации.

-3

Сегодня учение Смита нельзя признать однозначно верным - мы всё ещё в поисках лучшего, однако именно он внёс существенный вклад в формирование экономики как научной дисциплины.

Спасибо за внимание!