Выбрать книжку для книжного клуба не то же самое, что выбрать произведение для себя. В первом царит демократия - выбираем чтиво голосованием: кто соберет большинство голосов - попадет в наши цепкие трясущиеся лапы. Кроме того, какое-то время существовало правило о том, что человек, книжку которого мы не читали имеет исключительное право свою книжку запромоутить. В любом случае, вторая часть свода работает не всегда, поэтому однажды мой взор упал на произведение Кирилла Рябова под названием «Дирижабль».
Почему он меня заинтересовал? Я, как это часто бывает, решил найти какую-нибудь экспериментальную книжку и вбил в Гугле современные российские фикшн произведения. В списке из десяти я нашел произведение Рябова. В кратком описании сообщили, что некий писатель собакой в действии романа пытается написать некий роман, но не справляется, покуда он постоянно нетрезв.
Было интересно познакомиться с сеттингом, покуда роман современный, узнать, насколько герои романа соответствуют так называемому «русским среднего класса» и оценить мета-модерн составляющую. Забегая немного вперед скажу - традиционный современный русский в русском Петербурге мечется между противоположностями, пытаясь найти себя.
Мне говорили, мол, зачем России вторые Москва-Петушки? Я не согласен с тезисом и, при детальном рассмотрении, оказывается, что сходств сильно меньше, чем кажется, а сами истории и нарратив - рознятся весьма и весьма. Но, в любом случае, в обоих произведениях демонстрируется русская национальная идея. Какая же она в дирижабле?
Сложно сказать… С одной стороны есть определенное проявление традиционных скреп - семья, друзья, правосудие и патриотизм. С другой стороны - многие из них цинично уничтожены о современную реальность питерских рюмочных. В одной пачке характерные черты милосердного, добродушного, честного, русского человека коллективистского типа, в другой - бесчеловечные поступки людей, которые готовы притвориться друзьями ради минутной выгоды и совершить крайнюю жестокость ради забавы.
Сугубо положительных героев в произведении я не вижу, но каждый спорный или явно отрицательный герой первого плана представляет, конкретно для русского человека, вполне похожий архетип: пьяница-неудачник, красотка-карьеристка, друг-выгодополучатель, любовница-стерва, успешный конкурент-моралист, всемогущий олигарх без принципов и другие. Мне кажется, что точек соприкосновения уже более, чем достаточно.
Вообще, хочется добавить в этот раз конкретно свои чувственные впечатления. Вы наверняка знакомы с такими режиссерами, как Быков, Звягинцев и другими, которые создавали русский менталитет 10-х на поприще кинематографа. Мне очень нравится наблюдать за живыми людьми, которые, хоть и косвенно, связаны со мной общей культурой, обычаями, сеттингом и драйверами. Когда человек западной культуры пытается доказать ценность чего-ибо произведенного своими руками он делает так называемую «selling job» - он показывает феномен с лучшей стороны, чтобы закономерно слушать классы/получить бабки, но когда русский человек предлагает что-то хорошее он пытается убедить нас словами «ну попробуй, я же это для себя делал».
Разница налицо, хотя и не все ее осознают. Мне нравится наблюдать родину, пускай с ее недостатками, непричесанную и ненакрашенную, босую и спросони вдобавок, но я готов в это поверить, потому что я это видел и чувствовал. Пускай, я редко отталкиваюсь от субъективистики в своих суждениях, - это конкретно данный случай. Я советую прочитать данное произведение всем людям, которым нравится сочетание горького и веселого, обреченного и беззаботного, душного и независимого. Вся эта смесь доказывает свою рентабельность в романе Рябова.
Спасибо за внимание! Увидимся!