Речь пройдёт про тёмное фэнтези Бена Гэлли "Гонка за смертью". Я ждал от книги большего. Хотелось получить эффект "Вау", но его не произошло. Зато было приятно наблюдать за злоключениями персонажей и их неиссякаемой волей к жизни.
Как говорят стоики, без плохого не бывает хорошего. Вот только для героев дорога к хорошему лежит через адские тернии. Представления персонажей о положительном здесь весьма специфические и выглядят так: герою оторвали ноги, а он порадовался, что не один такой — соседу тоже оторвали. В общем, мрачная история с чёрным юмором. Тут даже за добрые дела можно огрести фатально.
Главных действующих лиц здесь четыре: несправедливо убитый взломщик, мятежная принцесса, босс преступного мира и таинственная путешественница, которая тащит за собой труп муженька. Завязка стандартная: на одного из персонажей снисходит откровение, что надо спасать мир. Тема с душком? Согласны? Хорошо хоть, что он не собирается никому помогать, кроме себя. А то было бы банально и скучно.
Египетская сила
В качестве антуража в меньше степени взята греческая мифология и большей частью египетская. Здесь есть река Никc — смесь Нила и вымышленного Стикса, Книга Мёртвых, монеты на глаза покойников для переправы в загробный мир, саркофаги, пирамиды и, конечно же, боги. Здесь как минимум есть упоминания о трёх божествах, которые имеют древнеегипетских прототипов:
- Горуш — аналог Гора. Покровитель неба и солнца. Его часто представляют в виде человека с головой сокола или самой птицы.
Баштет — аналог Бастест. Защитница фараона и бога солнца у египтян. Покровительствует беременности, родам. Охраняет от хворей и злых духов. Её представляет в виде женщины с головой кошки или маленькой пушистой хищницы.
Сеш — аналог Сета. Бог разрушения, хаоса, войны и смерти. Его часто изображают с головой осла или свиньи.
В общем, эта драйвовая история для вас, если увлекаетесь египетской мифологией, хотите почитать про плохих ребят и тех, кто не сдаётся вопреки жутким испытаниям. Интриг, борьбы и жажды возмездия здесь хватает.
Я бы поправил
А теперь про косяки. Умный глупец — вот так автор охарактеризовал одного из персонажей. Я чуть утрирую с формулировкой. Дело в том, что в одной из глав писатель характеризует героя одновременно как умного, так и глупого. Возможно, это ошибка переводчика. Но получается курьёз. Цитату приведу ниже.
1. Нилит повернулась и посмотрела ему в глаза, а затем на рану, которую её нож нанёс ему перед смертью. Она вспомнила, как кровь пузырилась на его губах, когда он таращился на неё, словно попавшая на крючок рыба, и бормотал отвратительные проклятия вместо остроумных философских фраз, о которых он, несомненно, думал. Фаразар был глупцом при жизни и ничуть не изменился перед смертью.
2. Фаразар был умён. Устав её догонять, он сложил руки на груди, словно король, и позволил волшебным узам тащить его вперёд. Он не сможет далеко отойти от своего тела до тех пор, пока его не бросят в Никс или пока у Нилит не закончится время. В данный момент это означало, что он будет следовать за лошадью, словно буй за кораблём.
Другой момент был уже ближе к концу книги. Здесь у меня от количества употребления слово "она" запестрело в глазах. Вот вам задачка: посчитайте, сколько раз это местоимение употребляется в абзаце ниже.
Нилит проклинала свою порывистость. Фаразар — хотя ей хотелось плеваться от одной мысли об этом — возможно, был прав: она действовала неосмотрительно. Она действительно бросалась вперёд сломя голову, но до сих пор это всегда срабатывало . Раньше удача была на её стороне — даже самый приблизительный план всегда приводил к успеху. Даже по следу Фаразара она отправилась, подчиняясь капризу, который возник у неё под действием слухов. Карты она запоминала, раскладывала их по фургону, который ехал по Долгим Пескам.
Едем дальше. Вымышленное государство, в котором происходит действие, называется Арктианская империя, но волею случаю она превратилась в Арийскую империю. Где-то на том свете фюрер аплодирует с ухмылкой. Вот такая опечатка.
Весь трон был вырезан из экзотического бирюзового кварца и символизировал души, на которых была построена Арийская империя.
Заполнить пустоту
И ещё одно наблюдение. Чтобы привнести в развлекательную книгу чуть интеллектуальности, автор добавил философские размышления. Они призывают задуматься, почему мы ценим жизнь. Ответ прост: потому что есть смерть.
Раньше люди ценили жизнь. А мы — нет. Теперь ты просто всаживаешь нож в человека, у которого есть то, что тебе нужно. Теперь мы без раздумий берём то, что нам не принадлежит, и оставляем себе то, что мы убили. Нет, мы больше не боремся за жизнь. Теперь мы просто боремся за смерть. За грёбаную смерть. Тебе не кажется, что мир уже умер — просто другой смертью?
Такой рефлексии в тексте немного, но чуточку разнообразия произведению она добавляет. Без этого ингредиента вся история была бы просто вычурным аттракционом в парке развлечений.
Резюме:
Не шедевр, но яркий мир вместе с оригинальным взглядом на загробный мир заслуживают внимания.
Только готовьтесь, "Гонка за смертью" — только начало истории. Чтобы узнать все детали головоломки, нужно будет читать ещё две книги.
Если вы в чём-то не согласны со мной, пишите своё мнение в комментариях, а также подписывайтесь и ставьте лайки.