В конце октября в старейшем техническом вузе России пройдёт международный форум «Минеральные ресурсы как основа национального суверенитета – кадры и инновационная среда».
Он станет органичным продолжением повестки саммитов «Россия-Африка» в 2019 и 2023 годах, важным этапным мероприятием в работе вузовского консорциума «Недра Африки», созданного по инициативе Санкт-Петербургского горного университета императрицы Екатерины II и Центра компетенций в горнотехническом образовании под эгидой ЮНЕСКО.
Предстоящее событие является составной частью Международного форума-конкурса молодых исследователей стран БРИКС «Актуальные проблемы недропользования». В этом году его традиционная программа будет расширена. В Санкт-Петербург съедутся не только молодые учёные, но и ректоры ведущих университетов стран БРИКС и государств – потенциальных кандидатов, представители профильных министерств, международных организаций и общественных объединений.
В преддверии форума представители академического сообщества Африки рассказали «Форпосту» о кадровых проблемах горной отрасли в своих странах и о перспективах сотрудничества с российскими коллегами в повышении интеллектуального и кадрового потенциала стран континента.
Согласно прогнозам экономического развития в горизонте 5-6 лет (в частности от компании Global Business Network) сбои в инфраструктуре глобальной торговли, разрыв производственных цепочек могут создать в Африке возможности для внедрения собственных технологических решений, как это произошло, например, в России или Иране в связи с экономическими санкциями. Укрепление кадрового потенциала в подобной ситуации становится первоочередной задачей.
По мнению профессора Мабаба Диагне, директора университета Дакара (Сенегал), национальный суверенитет любой страны начинается, прежде всего, с обладания недрами.
«Для Африки настало время воспользоваться огромным потенциалом своих минеральных ресурсов, которые, как правило, эксплуатировались без учёта интересов общества. Важно также, чтобы контроль над первичным сектором экономики, то есть в первую очередь над добычей полезных ископаемых и сельским хозяйством, подкреплялся эффективным развитием перерабатывающей промышленности» – рассказал профессор.
Генеральный директор Университета менеджмента и тропических технологий Республики Мали Хосене бен Бамба считает, что роль горной отрасли усиливают и сегодняшние тренды на цифровизацию и экологичность:
«Природные ресурсы и развитие цифровых услуг находятся в прямой взаимосвязи. Например, редкоземельные металлы критически важны в производстве электроники. Огромные объёмы минерального сырья требуются для изготовления аккумуляторных батарей и в других массовых экологичных технологиях последнего времени».
Собеседники «Форпоста» оценили потенциал насыщения горной отрасли высококвалифицированными местными инженерами, как очень высокий. Это относится непосредственно к добывающим подразделениям, а также к геологоразведке и управленческим структурам предприятий отрасли.
В Гане, например, сектор добычи и переработки минеральных ресурсов практически полностью определяет состояние экономики и государственного бюджета. Только один из видов её минеральных ресурсов – золото – формирует объема 40% национального экспорта. Однако, как рассказал «Форпосту» представитель муниципалитета округа Корле Клотти Нии Офори-Квейу Ханс Беррнард, уровень участия граждан страны в этом важнейшем подсекторе горной отрасли до сих пор очень невысок.
Правительства требуют от университетов увеличить выпуск горных инженеров. Однако одной из помех в этом деле стало участие африканских стран в Болонском процессе.
Самое низкое в мире значение показателя утечки умов имеет сегодня Австралия. Эксперты международного проекта исследования демографии World Population Review оценивают его в 0,4 балла по десятибалльной шкале. У США 1,7, у Италии 2,5, у России 3,9. В странах Центральной Африки коэффициент в основном находится на уровне 6 и выше. Существенную часть потерь своего интеллектуального потенциала страны Африки несут на этапе перехода бакалавров с дипломами африканских вузов в магистратуру университетов Европы.
Система высшего образования в Африке развивается довольно активно. Там функционируют уже около 2,5 тысяч вузов. Самый жаркий континент планеты является еще и самым молодым. Половина населения – люди младше 25 лет, и количество африканцев студенческого возраста в ближайшие годы будет стремительно увеличиваться.
«Стареющая» Европа активно привлекает трудовых мигрантов, прежде всего «белых воротничков». Бакалавриат в Африке используется как стартовая площадка. Студенты проходят первую ступень высшего образования в своих государствах, в том числе за бюджетный счет. Затем европейские университеты «заманивают» их на стипендиальные магистерские программы. Участие в Болонском процессе даёт сопоставимость программ обучения.
Пример из Нидерландов. Государственный Вагенингенский университет (Нидерланды) приглашает студентов – отличников со средним баллом 80% и выше по степени бакалавра. Они могут рассчитывать на стипендию, которая покрывает плату за обучение, транспортные и даже визовые расходы. Кроме того, в течение 2 лет обучения в магистратуре студенты получают компенсацию расходов на проживание, и имеют бесплатную медицинскую страховку.
Нидерланды являются одним из признанных лидеров по экспорту высшего образования. В королевстве около 40% студентов – иностранцы. В 2023 году образовательное министерство презентовало программу обучения иностранных студентов голландскому языку.
«Изучение голландского языка иностранными студентами укрепит их связи с принимающим сообществом и рынком труда Нидерландов» – говорится в аннотации к законопроекту.
О результатах подобной работы европейских стран красноречиво свидетельствует показатель доли инженеров в общей численности населения. В Африке высшее техническое образование имеет лишь один из 7000 человек, а в Великобритании, например, один из 350.
«Болонская система нацелена на международную академическую мобильность. Однако это, зачастую не соответствует интересам рынка труда Африканских стран» – считает доктор Фрэнсис Дэвис, представитель Международного Центра инноваций, производства, передачи технологий и предпринимательства (TCC-СIMET) под эгидой ЮНЕСКО (Гана).
По мнению доктора Дэвиса, Болонская система, безусловно, провоцирует утечку умов, но её проблемы не только в этом:
«Ей не хватает, в частности, технической составляющей в тех областях, которые требуют глубоких специализированных знаний. Особенно сильно этот недостаток ощущается в процессе подготовки студентов по инженерным программам».
Образовательная элита Африки в основном позитивно оценивает выход России из Болонского процесса и проведение в стране вузовской реформы.
«Меня впечатляет модернизация системы высшего образования в Российской Федерации, в частности, отказ технических университетов от Болонского процесса и переход на шестилетние программы полного инженерного образования. Это открывает чрезвычайно многогранные перспективы в достижении лучшей адаптации образования к национальным потребностям и требованиям промышленности.Увеличивая продолжительность инженерных программ до шести лет, российские университеты повышают глубину и основательность технической подготовки, усиливают фокус на практический опыт и исследования. Такие специалисты обладают знаниями и навыками, необходимыми для работы в условиях быстро меняющегося технологического ландшафта» – рассказал Генеральный директор Центра образования, инноваций, исследований и развития (CEIRD) при Министерстве науки и технологий Зимбабве профессор Дезмонд Манаца.
Схожая позиция у доктора Умара Сумара, декана геологического факультета Национальной школы инженеров Абдерхаман Баба Туре. Он считает, что «Российская вузовская реформа может служить моделью и источником вдохновения для развития и модернизации системы высшего образования в Мали».
Предстоящий форум в Петербурге может помочь коллегам из России и стран Африки выработать эффективные совместные решения в области суверенизации образования и экономики в целом. Его насыщенная четырехдневная программа включает панельные дискуссии, круглые столы по широкому кругу направлений развития минерально-сырьевого и топливно-энергетического комплексов, а также связанных с этим вопросов развития систем высшего образования и подготовки высококвалифицированных специалистов. В частности речь пойдет о приоритетах государственной политики, путях совершенствования образовательного процесса, об обеспечении баланса интересов в недропользовании.