В современном мире происходят качественное изменение сфер общественной жизни, в том числе это касается и экономической части жизнедеятельности человека. Экономический мир, в том числе и финансовый, характеризуется сложными, многоаспектными и противоречивыми преобразованиями, которые непосредственно влияют на жизнь каждого индивида. Такие быстроменяющиеся условия требуют умения ориентироваться в экономических реалиях: принимать рационально обоснованные решения и эффективно распоряжаться своими ресурсами. В этом случае знания в области финансовой грамотности становятся приоритетными и необходимыми для защиты собственных доходов.
В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в РФ на 2017–2023 годы финансовая грамотность – это «результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в итоге для достижения финансового благосостояния». Определение из нормативно-правового акта схоже с трактовками многих российских авторов научных публикаций, что говорит о едином подходе в его истолковании. При этом можно отметить, что «финансовая грамотность» имеет практический характер, выраженный в комплексе умений и знаний, которые способны повлиять на исход решений человека, принимаемых в момент управления финансами. Так, с развитием технологий, расширением спектра инвестиционных инструментов, необходимостью взаимодействовать с кредитно-финансовыми учреждениями, человек постоянно встречается с необходимостью контроля денежных средств, что выражается как в составлении бюджета, так и в совершении инвестиций.
Нехватка знаний в данной области, а именно низкая финансовая грамотность у граждан приводит к потере возможности управления и распоряжения собственным капиталом, что приводит к риску роста неплатежеспособности населения, а также банкротств и экономических преступлений. При этом на фоне финансового мошенничества риски для личных финансов усиливаются. Так, по данным Банка России, в 2023 году объем операций без согласия клиентов увеличился по сравнению с 2022 годом на 11,48%. Эти данные свидетельствуют о том, что уровень финансового мошенничества в России продолжает расти, причем злоумышленники активно используют новейшие технологии и цифровые платформы для осуществления противоправных действий. В 2022 году 30,5% жителей России столкнулись с однократным взломом их личных социальных сетей, а 12,4% имели дело с многократным взломом. Важно отметить, что мошенничество может использоваться против детей: они часто сталкиваются с такими ситуациями, но не всегда сообщают об этом властям или родителям, что делает большинство случаев этого мошенничества незарегистрированными. Такая нагрузка подбивает фундамент устойчивого экономического роста, достижения конкурентоспособности государства на мировой арене. Так, следует, что на фоне экономической нестабильности управление личными финансами становится одним из важнейших факторов благосостояния как отдельного человека, так и всего населения в целом, финансовая грамотность – это ключ для успешного существования в современном мире.
Важно, что определенный инструментарий, который бы позволил увеличить личностную безопасность, начинает формироваться в период получения общего образования. Еще в юные годы человек имеет возможность приобрести навыки, которые позволят реализовывать себя как активного и грамотного хозяйствующего субъекта, что говорит о важности обращения к теме финансовой грамотности в рамках начального общего образования. Необходимо не только усиливать внимание к развитию знаний на данном уровне обучения, но внедрять актуальные методики и инструменты преподавания. Поскольку, несмотря на наличие теоретических знаний, подросткам часто не хватает реальных навыков для эффективного управления своими финансами, что затрудняет их применение в повседневной жизни.
Это подтверждается и разработанной Единой рамкой компетенции по финансовой грамотности, которая берет за основу лишь подростковый возраст (15–18 лет) и период взрослости. Проблема транслирования знаний в данном случае заключается в том, что данные рекомендации не учитывают младшую возрастную группу, а именно начальное общее образование. При этом дети в 1–4 классах уже способны усваивать базовые понятия и навыки, такие как ценность денег, важность сбережений. Заложенные знания в этот период могут стать основой для дальнейшего успешного обучения и формирования культуры на более поздних этапах.
Несмотря на это, внимание к финансовой грамотности усилено в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Он предполагает, что элементы финансовой грамотности интегрированы в содержание таких предметов, как «Математика» и «Окружающий мир». Действительно, метапредметный подход позволяет младшим классам узнать значение денег и способы их использования, но, стоит отметить, что в современном мире выделенных тем в программе НОО недостаточно для обеспечения финансовой безопасности личности. Отдельные учебно-методические комплексы по финансовой грамотности, разработанные при поддержке, как Центрального Банка, так и Министерства финансов, ВШЭ и других специалистов, могу решить данную проблему. Однако для этого они должны быть актуализированы, ведь в некоторых из них исключено понятие «финансовое мошенничество», которое так необходимо современному человеку. Очень важно донести до детей, что в современном мире существуют различные способы обмана, которые приводят к финансовым потерям, так как современное поколение по большей части в связи с тем, что имеет открытый доступ в интернет, сталкивается с покупками в интернете, например, в компьютерных играх, что является одним из популярных инструментов финансового мошенничества. Так, оценка текущих современных учебников может быть проведена по соответствующим критериями:
1. Полнота содержания;
2. Актуальность информации в современном мире;
3. Практическая направленность;
4. Соответствие возрастной категории.
Однако, совершенно точно можно сказать, что для эффективного обучения в 1–4 классах важно также усилить внимание к практическому применению полученных знаний, чтобы учащиеся могли эффективно использовать их в реальной жизни. Расширение педагогического инструментария предполагает внедрение такого подхода, как решение кейс-задачи, то есть рассмотрение реальных ситуаций (финансовые махинации, планирование бюджета и пр.). Личная финансовая безопасность на базовом уровне должна быть подана детям в простейших формах в целях сокращения случаев мошенничества и повышения финансовой безопасности. Только при использовании данного метода ученики младших классов будут защищены в современном мире.
Таким образом, проблема недостаточного внимания к финансовой грамотности на уровне начального общего образования требует более целенаправленного подхода, при котором учебные программы будут адаптированы под современные экономические реалии и соответствовать возрастным особенностям учеников. Усиление внимания к данной теме станет важным шагом на пути к формированию финансово грамотного и ответственного поколения.
Учитель начальных классов
Титова Светлана Юрьевна