В 2020 году Николай Лежнин собрал вокруг себя «организованную группу» молодых людей, многие из которых были несовершеннолетними. Вместе они украли километры рельсов с предприятий Татарстана, а после организатор «сдал» всех подопечных.
Голливудская история о кражах с промпредприятий Поволжья начинается с афоризма, достойного стать эпиграфом к киносценарию: «Тюрьма – не место исправлений, а школа новых преступлений». Центральной фигурой в этой работе стал бы Николай Лежнин – неоднократно судимый, 42-летний житель Ульяновской области.
Весь его жизненный путь поразительно точной иллюстрирует вышеописанный тезис, однако полное воплощение этой мудрости произойдет лишь в 2020 году – с единственной оговоркой: «школой преступлений» в случае с Лежниным стала не тюрьма, а исправительный центр УФСИН России, где он вместе со своими будущими сообщниками занимался исполнением обязательных работ.
Именно там, как позднее установит следствие, арестант со стажем заведет себе знакомых для большого дела – Лежнин и 14 его подопечных вынесут полтора километра рельсов и сотни килограммов другого металла с девяти предприятий Татарстана, Марий-Эл и Ульяновской области.
От этих краж пострадают также заводы военно-промышленного комплекса России. Общий ущерб силовики оценили в более чем 16 миллионов рублей. В прошлом году Московский райсуд Казани приговорил организатора этой «малины» к шести годам и двум месяцам «строгача». А сегодня показания преступника использует прокуратура, чтобы добиться справедливого наказания для остальных 14-ти фигурантов.
Подробности – в материале «Вечерней Казани».
Арсенал друзей Лежнина
Формулировки «лидер», «главарь», «организатор» преступного сообщества в отношении Лежнина используется силовиками неслучайно – как следует из приговора Московского райсуда Казани, мужчина участвовал в разработке стратегии преступлений, а также распределению ролей. Всего в его деле насчитывается 27 преступных эпизодов.
Группировка начала зарождаться в ноябре 2020 года, а уже в мае 2021-го в ее рядах оказался первый несовершеннолетний. В приоритете у участников ОПГ были отдаленные от населенных пунктов промзоны – там Лежнин с партнерами охотился за рельсами, металлическими трубами, ограждениями, различными креплениями – в общем, всем, что плохо лежит. Впрочем добычей похитителей становилось и то, что лежит вполне надежно – «на дело» они шли, четко зная, кто и за что отвечает.
Все детали обсуждались в автосервисе, где работал Лежнин (осужденный арендовал гаражный бокс). Там сообщники делились на группы: первая отвечала за ночной трансфер на место преступления и обратно, вторая за разбор металла «с помощью заранее приготовленных инструментов», третья за погрузку «товара», четвертая стояла «на шухере» и так далее. Деньги участники преступлений делили заранее.
Говоря об «инструментах» преступников, стоит отметить, что пользовались они кислородными резаками для металла. А это подразумевает наличие огромного пропанового или кислородного баллона, перевозку которого нужно было заранее предусмотреть. В деле фигурирует не менее трех таких комплектов «резчика».
Под эти нужды Лежнин даже арендовал машины – два легковых авто и одно грузовое, «Газель». Платил из «грязных» денег, которые получал на металлобазах. Договаривался обо всем заранее – так, чтобы приемка «товара» проходила без документов. При этом осужденный не говорил, что металл краденый.
27 эпизодов
Помимо краж Лежнину вменяется пять эпизодов вовлечения в преступления несовершеннолетних – и один эпизод «отмыва» денег.
Схема «легализации денежных средств» была незамысловатой – Лежнин оформлял на своих близких авто в аренду, но с правом выкупа. А оплачивал все деньгами от незаконной сдачи металла. Даже успел таким образом заплатить более 600 тысяч рублей.
Что же касается краж, то самым крупным эпизодом в уголовном деле преступника является хищение более трех километров рельсов, 233 металлических накладок, 6 790 путевых костылей и 1358 прокладок для костыльного крепления. Общий ущерб по этому эпизоду следствие оценило в 5,3 миллиона рублей.
При этом похищал Лежнин не только рельсы, но и металлические ограждения на дорогах. Его подчиненные не побрезговали даже и трубой тепловорода, весом в 322 килограмма. Следствие оценило ее в девять тысяч рублей.
14 друзей Лежнина
Приговора по своему делу сообщники Лежнина ожидают без особого энтузиазма – один из фигурантов Евгений Леонов уже находится в зоне СВО. И так же подписать контракт с Минобороны планирует, как минимум еще один подсудимый по этому делу.
– Ты на СВО планируешь? А как же дети? – спросил один подсудимый другого перед стартом процесса.
– Так я вернусь, – ответил собеседник.
Сейчас в деле допрашивают подсудимых. На прошлом заседании, как «Вечерней Казани» рассказала гособвинитель Надежда Мошкова, огласили протокол допроса самого Лежнина. Он заключил досудебное соглашение со следствием и дал на своих сообщников все необходимые показания.
Примечательно, что Лежнин в инструкции для подопечных говорил о необходимости брать вину вину на себя, если те вдруг попадаться полиции.
Помимо Леонова, на скамье подсудимых оказались Кирилл Архипов, Ойбек Бурхонов, Магомедали Магомедов, Артём Осипов, Максим Павлов, Артём Софронов, Андрей Хайруллин, Игорь Хахалев, Салават Хисматуллин, Фиадэль Шагеев. Последний подсудимый не явился на процесс по болезни, рассмотрение дела снова перенесли.
Автор материала: Андрей Мартыгин