Найти тему
Дарья Марми

Джон Грин: от Аляски до бумажных городов

Оглавление

В начале сентября, когда мы встретились с подругой, в нашем разговоре зашла речь о Джоне Грине. Это автор современной прозы, который с первого же своего романа покорил сердца многих читателей. Подруга уже была знакома с одной из его книг и хотела прочитать ещё две, чтобы составить для себя впечатление об этом писателе. И она очень помогла мне с выбором как минимум двух следующих произведений, так как я была на огромной читательской развилке и не знала, к чему приступить, а тут вдруг резко меня притянуло к его трём работам, и я управилась с ними за пару недель. В этом посте я расскажу только о двух, а для третьей выделю отдельный, позже вы поймёте, почему именно.

«В поисках Аляски», 2005 г.

В целом, атмосфера этого романа мне понравилась, так как я ощущала её в тёплых тонах. Однако мой общий вердикт – это подростковая книга, и даже если бы я познакомилась с ней в соответствующем возрасте, не стала бы снова её перечитывать.

О чём на первый взгляд?

Автор знакомит нас с Майлзом, старшеклассником, от лица которого и ведётся повествование. Он скромный парень, и за свои школьные годы так и не обзавёлся друзьями. По сути, он признаёт себя неудачником, но спокойно принимает это, занимаясь своей тихой и скучной жизнью. У него есть очень странное увлечение – запоминать предсмертные слова известных людей. В начале романа он отправляется в старшую школу далеко от дома, в которой учился его отец, и в первый же день случайно обзаводится компанией ребят, с которыми начинает дружить. Так, мы начинаем наблюдать за приключениями, учёбой и баловством новых товарищей, каждый из которых уникален по-своему. Они проживают разные ситуации, любят, дружат, смеются, ненавидят, плачут, боятся, смело идут к препятствиям, лгут, доверяют, прикрывают, подставляют, делают сложные выборы и ещё много всего того, что есть в жизни каждого человека, но обостряется в подростковом возрасте.

«То есть когда перестанешь хотеть, чтобы все навсегда оставалось как есть, перестанешь страдать из-за того, что все меняется».

О чём на самом деле? Мои впечатления

Однако, это типичная картинка компании американских школьников, в которой обязательно есть «главный герой – неудачник», «качок», «ботаник-программист», «самый смелый персонаж – пофигист», и в данном случае роли достаются Майлзу Холтеру по прозвищу Толстячок, Чипу Мартину по прозвищу Полковник, Такуми Хикохито и Аляске Янг, соответственно. Они были связаны друг с другом чередой определённых событий, думая, что все вместе и друг за друга, но оказалось, что каждый из них был по-отдельности и далеко не представлял себе того, что творилось в душе и голове товарища. И эта разобщённость, когда в моменты юношеского максимализма каждый думал только о себе, конечно, сыграла большую роль в развитии сюжета, после чего они наконец-то задумались о существовании последствий и о том, что нужно видеть кого-то и кроме себя.

«Знаешь, мне до сих пор кажется, что единственная возможность вырваться – это быстро и по прямой, но я пока всё же предпочту походить по лабиринту. Тут отстойно, но это мой выбор» – Чип Мартин, или Полковник.

Несмотря на то, что Майлз является главным героем, мне всё-таки кажется что есть более значимый персонаж, так сказать «под прикрытием» повествования, чьим именем и назван роман. Именно Аляска Янг, девчонка, которая безумно любит читать и всегда с головой бросается в приключения, была повсюду, но в то же время её совсем не хватало. Моментами казалось, что ты знаешь героиню, но на деле это всего лишь грамотное перо автора, сумевшего создать видимость этого знания, ведь под конец романа начинаешь понимать, что она исчезла у тебя из-под носа, а ты даже не понял как, и уже не в силах зацепиться за что-то, чтобы вернуть её и узнать.

«О боже, я не из тех, кто сидит и рассказывает о том, что собирается делать. Я буду просто делать. Воображать своё будущее – это все равно что ностальгировать», – Аляска Янг.

Да, я написала, что это подростковая книга, но всё же вынесла из неё пару глубоких смыслов. Во-первых, она о неизбежности, о том, что рано или поздно мы все уходим. Во-вторых, каждый проходит свой путь страдания, и нужно быть внимательнее друг к другу и помогать, чтобы прохождение через «лабиринт» было более лёгким.

«...прощать друг друга необходимо, чтобы выжить в этом лабиринте».
«Когда взрослые с характерной глупой и хитрой улыбкой говорят: «А молодые думают, что будут жить вечно», они даже не представляют, насколько они правы. Терять надежду нельзя, потому что человека невозможно сломать так, чтобы его нельзя было восстановить. Мы считаем, что будем жить вечно, потому что мы будем жить вечно. Мы не рождаемся и не умираем. Как и любая другая энергия, мы лишь меняем форму, размер, начинаем иначе проявлять себя. Когда человек становится старше, он об этом забывает. Взрослые боятся потерять и боятся оставить кого-то. Но та часть человека, которая значит больше суммы составных его частей, не имеет ни начала, ни конца, и она не может уйти».

«Бумажные города», 2008 г.

Этот роман для меня такой же подростковый, то есть я не стала бы читать его дважды, но тоже вынесла из него некоторые смыслы «между строк».

О чём на первый взгляд?

Повествование ведётся от лица главного героя, Квентина Джейкобсена, типичного школьника, живущего «по правилам» ради прекрасного будущего. С детства он влюблён в Марго Рот Шпигельман, дерзкую соседскую девчонку, которая восхитила его с первых минут. Будучи маленькими, они дружили и много времени проводили вместе, но однажды общение сошло на нет, и спустя несколько лет, когда они учились уже в старшей школе, оба вели себя так, словно никогда не были знакомы. В один из таких дней Марго внезапно врывается в его комнату через окно и просит помочь выполнить несколько дел из её списка, они проводят невероятную ночь, наполненную приключениями, беготнёй, смехом и разговорами, словно никогда не прекращали общаться. А на следующее утро девушка исчезает, как уже делала, но всегда возвращалась. Однако, в этот раз количество дней её отсутствия увеличивается, и люди вокруг начинают беспокоиться. Квентин очень переживает и вскоре решает, что плакат на её окне – это подсказка, специально оставленная для него, после чего начинает тщательные поиски.

О чём на самом деле? Мои впечатления

Сначала мне показался грубоватым язык, которым написана книга, но со временем я поняла, что это всего лишь изображение особого подросткового говора типичных американских старшеклассников, которых мы так привыкли видеть в фильмах. То есть, это было оправдано.

Соотношение главных ролей тоже шаблонное: кто-то паинька, а кто-то крутой. В данном случае Квентин является тем самым хорошим мальчиком, который, как я и сказала, живёт «правильно», то есть хорошо учится, собирается в колледж, затем на работу, а потом планирует завести семью. А вот Марго как раз-таки – это девчонка без тормозов, которая несмотря на отличные оценки по всем предметам, любит нарушать правила и рисковать.

А теперь о тех самых смыслах «между строк»:

  • Главные герои олицетворяют собой две крайности, он живёт по шаблонам общества, монотонно, а она очень активно и даже, можно сказать, одним днём, стараясь получить от жизни всё. Конечно, каждому своё, но лично я объединила бы их пути в один. Другими словами, я хотела бы иметь стабильную жизнь и в то же время не боялась бы каждый раз привносить в неё что-то новое.
  • Человек 10 лет назад это не тот человек, который сейчас. Мы меняемся, и нам может казаться, что кто-то остался таким же, но на деле он оказывается совершенно другим.
«Всё время забываешь, что мир полон людей, просто битком набит и вот-вот лопнет; так легко составить представление о каждом человеке, но оно постоянно оказывается неверным».
  • Эта мысль похожа на предыдущую – не нужно идеализировать людей и наделять их теми прекрасными качествами, которыми они на самом деле не обладают, потому что настанет момент, когда они откроются перед вами в своём реальном проявлении, которое вас огорчит, ведь ваши же ожидания вас с толку и собьют.
«Мысль о том, что человек – больше, чем просто человек, предательски вероломна».
  • Одна из проблем общения заключается в том, что человек ждёт, чтобы другой стал таким же, как он, но такого не бывает, поэтому не стоит попусту тратить своё время в постоянном ожидании этой невероятной реальности. Так ведь не бывает, нельзя сделать из другого свою копию, потому что он уникален сам по себе, как и ты.
  • Прощание между людьми неизбежно. Часто бывают так, что дороги расходятся даже с самыми близкими когда-то людьми, но это нормально.
  • Люди не могут стать друг другом, чтобы понять второго на сто процентов. Человеку то и себя понять трудно, но только свои раны он знает хорошо. Другого понять, конечно, можно, но совсем не до конца, как ни старайся.
«Другому человеку очень трудно показать нам, как мы выглядим со стороны, а нам сложно показать, как мы себя ощущаем изнутри».
«Когда мы начали смотреть друг другу прямо в глаза? Только когда ты заметила мои трещины, а я – твои. А до этого мы видели вымышленные образы друг друга – это как я смотрел на твоё окно, завешенное жалюзи, но не видел, что внутри», – Квентин Джейкобсен.

Что в итоге?

А теперь я раскрою, почему об этих двух книгах написала в одной статье. Всё очень просто: я заметила, что Джон Грин как будто настолько полюбил свою героиню Аляску, что продолжил её в Марго. Это чувствуется, с каким трепетом он относится к ним обеим. Помимо их очень похожих характеров, я замечала параллели и между другими персонажами: Майлзом и Квентином, Чипом и Беном, Джейсом и Джейком.

И подводя итог, хочу сказать, что это неплохие романы, хоть мне и не хватило глубины раскрытия некоторых героев. Книги отвечают своей специфике, как подростковые, и вполне годятся для прочтения. Однако, как я писала выше, одного раза вполне достаточно. Эти произведения правда несут в себе какие-то глубокие смыслы, являющиеся базовыми, что неплохо, но всё-таки, как по мне, нужны для понимания именно подростками.